«Азиатские костры» Павла Зальцмана

В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева открылась выставка заслуженного деятеля искусств КазССР Павла Зальцмана, больше известного не среди широкого круга поклонников изобразительного искусства, а в кругах эстетов.

«Азиатские костры» Павла Зальцмана

Из Ленинграда в Алма-Ату

Выставка «Лики времени» посвящена 110-летию со дня рождения необычайно талантливой и разносторонней личности Павла Зальцмана. Павел Яковлевич был не только графиком и живописцем, но и профессиональным кинохудожником, поэтом, мастером на все руки, а также писателем, чье наследие еще предстоит изучить экспертам. В настоящей экспозиции Кастеевки его можно оценить по графическим работам, созданным в Казахстане в период с 1943 по 1984 год.

Творчество заслуженного деятеля искусств КазССР Павла Яковлевича Зальцмана, приехавшего в Алматы в эвакуацию в годы Великой Отечественной войны, представляет собой значительное явление в изобразительном искусстве Казахстана второй половины ХХ века. Его произведениям присущи эпичность художественного решения, романтичность и поэтическая проникновенность образов, философская глубина в постижении окружающего мира.

Как личность и профессионал он сформировался в Ленинграде начала прошлого века в годы революции, голода, накала политических и интеллектуальных страстей. Родившись в 1912 году в Кишиневе, с 1925 года он стал жить и работать в Ленинграде, где встретился с Павлом Филоновым, оказавшим большое влияние на формирование его художественных вкусов. Для Зальцмана на всю жизнь остались характерны опыты символизма, академического рационализма русской реалистической школы, итальянского и северного Возрождения.

Во время войны Зальцман, успешно сотрудничавший как художник-постановщик с «Ленфильмом», вместе с киностудией был эвакуирован в Алма-Ату. Здесь он быстро адаптировался, в чем ему помогло довоенное участие в экспедициях по Центральной Азии. С момента эвакуации Павел Яковлевич, как и многие другие представители московской и питерской интеллигенции, больше не покидал Алма-Ату, приняв и полюбив этот город как родной.

С 1945 года он стал работать художником-постановщиком на Алма-Атинской киностудии, правда, в 1948 году, в ходе развернувшейся в этот период в СССР борьбы с космополитизмом, был уволен. Несколько лет Зальцман преподавал историю искусств в Алма-Атинском художественном училище и в Казахском Государственном университете. С 1955 года работал главным художником киностудии «Казахфильм». Павел Зальцман является художником-постановщиком более двух десятков фильмов, среди которых картины Шакена Айманова «Белая роза» (1943), «Дочь степей» (1954), «Перекресток» (1963), Ефима Арона «Золотой рог» (1948) и «Ботагоз» (1958), Павла Боголюбова «Девушка-джигит» (1955) и других. Но о том, как он сам осознавал себя художником, по мнению некоторых искусствоведов, можно судить по его гротескной пьесе Ordinamenti, в которой он предстает сразу в нескольких лицах: художника, графика, поэта, писателя и философа.

Павел Зальцман оставил нам солидное графическое и живописное наследие, большая часть из которого хранится в коллекциях России — Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Музее искусств народов Востока, Русского музея. В Казахстане многие его работы находятся в архивах ГМИ имени А. Кастеева. Также художественное наследие Зальцмана осталось в частных собраниях коллекционеров разных стран.

Литературное наследие Павла Яковлевича составляют два романа, множество рассказов и стихотворений, пьесы, мемуары. При жизни автора практически ничего не издавалось, а сегодня значительная часть его литературного архива и переписки сохранена в фондах Исследовательского центра Восточной Европы при Бременском университете Германии.

Уловить дыхание времени и его людей

Талантливым графиком в Казахстане были созданы серии акварельных и чернобелых листов: «Азиатские костры», «Вечерние прогулки», «Ночные прогулки» (1960), «Маски», «Опыты» (1970), «Базары» (1973), «Не забывать!» (1961), «Трудный путь» (1961-73), «Старый порт» (1977). Некоторые работы из этих циклов представлены в этой экспозиции музея Кастеева. Выставка также включает эскизы к кинофильмам «Поэма о любви» (1954), «Мелодии Казахстана» (1969), «Аль-Фараби» (1970). В целом послевоенное творчество Зальцмана связано с двумя важными для него темами: созданием графических реминисценций о еврейских местечках левобережья Днестра и портретистикой на основе казахских мотивов.

Куратор экспозиции — ведущий сотрудник ГМИ имени А. Кастеева, кандидат искусствоведения Амир Джадайбаев считает, что художнику, приехавшему в Казахстан из богемного Ленинграда, удалось быстро уловить иную среду, национальный дух.

— Особенно отчетливо это видно в серии созданных им работ на основе поэзии известного казахстанского общественного деятеля, поэта Олжаса Сулейменова.

«Предчувствие гор», «Азиатские костры» представляют нам не только лики Казахстана, но и целую эпоху тех людей, которых мы помним и теперь можем видеть только на сохранившихся фотографиях, холстах и в кинолентах.

— Каждое поколение людей отличается друг от друга. В графике Зальцмана мы видим людей 40-50-х годов, 70-х. Лица этих людей необыкновенно одухотворенные, взгляды их проникновенны и внимательны. Они неспешны, не как мы сегодня в наш бурный и стремительный по скорости век. Павел Яковлевич запечатлел для нас и целую эпоху, и ее людей, и сам стал очень значимым для Казахстана, — отмечает Амир Джадайбаев.

В 1963 году П. Зальцману было присвоено звание заслуженного деятеля искусств КазССР. Известна почтовая марка с изображением картины Зальцмана «Воины», ставшая ныне настоящим раритетом для коллекционеров. Для тех, кто знаком с графическим и литературным наследием художника, многие его работы представляют азартный интерес в поиске неизвестных и еще неизученных реликвий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру