Динмухамед Кунаев: «Я всегда преданно служил своему народу и буду служить ему до последнего дня»

Об этой личности каждый казахстанец вспоминает с большим уважением, а каждый алматинец благодарен этому человеку за комфортный и самый красивый в мире город.

Динмухамед Кунаев: «Я всегда преданно служил своему народу и буду служить ему до последнего дня»

Казахстан — в лидерах

Как писал и всегда отмечал сам Динмухамед Ахмедович Кунаев, он родился 12 января 1912 года в городе Верном Российской империи. Ушел из жизни рядом с чудесным озером Алаколь 22 августа 1993 года в селе Акши Алматинской области Казахстана. Советский партийный и государственный деятель, Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана (1960 — 1962-е и 1964—1986 годы), трижды Герой Социалистического Труда, академик АН Казахской ССР, автор более ста научных трудов.

При Кунаеве стремительно развивались аграрная, промышленная, градостроительная, научная, культурная сферы экономики и образования Казахстана. В годы его правления республика вошла в число трех самых крупных экономик СССР наряду с Россией и Украиной.

За период с 1970-го по 1985 год в три раза вырос объем машиностроения и химической промышленности, а благодаря открытию новых месторождений нефти в западной части Казахстана республика стала одним из крупных центров добычи нефти в СССР.

За годы деятельности Д.А. Кунаева производственный потенциал республики вырос более чем на 700 процентов, объем промышленности — в девять раз, сельского хозяйства — в шесть, капитального строительства — в восемь раз.

Столица Казахской ССР, город Алма-Ата, превратилась тогда в современный мегаполис с узнаваемой оригинальной стилистикой. Здесь по его инициативе были сооружены и стали знаковыми такие объекты, как спортивный комплекс «Медеу», библиотека имени А.С. Пушкина (ныне — Национальная), Дом политического просвещения, новые корпуса КазГУ, Центральный республиканский музей, телебашня «Коктюбе», Дом дружбы, Монумент Славы в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, гостиницы «Казахстан», «Отырар», «Алма-Ата», «Алатау», санатории «Алатау», «Казахстан», микрорайоны Самал, Аксай, Алмагуль, Айнабулак и многие другие культурные, жилые, спортивные и промышленные объекты.

Однако после отставки Кунаева Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев инициировал следствие против него, дав задание следователю по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР В.И. Калиниченко найти порочащие факты для предъявления обвинения. Ничего позорящего честь этого человека найти не удалось, но тем не менее в некоторых изданиях была развернута кампания очернения бывшего первого секретаря Компартии Казахстана. Его лишили дачи и персональной машины. Долгое время Кунаев находился под негласным домашним арестом, который был отменен только в 1990 году после смерти жены Динмухамеда Ахмедовича — Зухры Шариповны.

Интересные факты о жизни и деятельности Димаша Кунаева можно найти на сайте http://kunaev.kz/

Наследник

Наследником, с благословения Динмухамеда Ахмедовича Кунаева, стал его племянник Диар Аскарович Кунаев. Он прожил в его квартире около двадцати лет после ухода из жизни Динмухамеда Ахмедовича и полностью сохранил квартиру в точности в том виде, какой она была при жизни его хозяев. Теперь она стала самым посещаемым музеем-квартирой в Алматы.

Сегодня Диар Аскарович Кунаев руководит научно-культурным центром «Дом Ауэзова», принимает участие во всех проектах, связанных с именами и наследием Мухтара Омархановича и Динмухамеда Ахмедовича. Младший сын выдающегося ученого-металлурга, академика Аскара Кунаева и крупного ученого-историка Лейлы Мухтаровны Ауэзовой, Диар Аскарович находится в прямом родстве двух знаменитых фамилий. Имя Диар он получил от составляющих двух имен, где Ди — от Динмухамеда, Ар — от Мухтара. Выросший не только в родной семье, но и практически в доме Динмухамеда Кунаева, он наблюдал его привычки, принципы, видел, как он работает и общается со всеми. Потому было интересно поговорить именно с прямым родственником Динмухамеда Ахмедовича и получить ответы на некоторые вопросы.

Город Конаев

Решением Президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева в год юбилея Динмухамеда Кунаева город Капшагай, расположенный в Алматинской области и основанный одновременно со строительством Капшагайской плотины в 1960-х годах, стал носить имя известного политического и государственного деятеля.

— В этом году постоянно участвую в мероприятиях, связанных со 125-летием Мухтара Ауэзова, и параллельно — в событиях, связанных с памятью Динмухамеда Ахмедовича Кунаева, или Димаша-ата, как я его называю, — говорит Диар Аскарович. — Только что был в Шымкенте и вернулся из Капшагая, точнее — уже из города Конаева, каким он назван в эти дни. Считаю, что в Казахстане, наконец, произошел коренной сдвиг в достойной оценке масштабной для развития страны деятельности Димаша Ахмедовича Кунаева, восстанавливается историческая справедливость. То, что ранее блокировалось властями, не позволялось упоминание его имени в средствах массовой информации, сегодня изменилось в связи с приходом нового руководства страны. Мне нравится решение Касым-Жомарта Токаева, и я с ним полностью согласен. Теперь Конаев станет центром Алматинской области, куда входит и Балхашский район. Город, получивший новое имя, станет активнее развиваться, разгрузит и такой мегаполис, как Алматы, от застроек и загрязнения воздуха. И местные жители приняли переименование Капшагая с большой теплотой: его население неподдельно радуется случившемуся событию, и я это почувствовал, когда был там. И когда вы спросили, почему было решено переименовать именно Капшагай в Конаев, думаю, потому, что Димаш Ахмедович сам создал этот город в 70-е годы и тогда же построил рядом с ним водохранилище.

Любовь народная

Практически каждый человек в Казахстане с большой любовью и теплотой говорит о Динмухамеде Ахмедовиче. А тем, кто живет в Алматы, о его имени напоминают сам город, многие его самые грандиозные и красивые архитектурные, культурные и спортивные объекты, ставшие визитными карточками не только культурной столицы, но и всего Казахстана.

— Была у него всю жизнь идея служить людям, поэтому его и помнят, и любят до сих пор. Люди чувствовали, что он думал в первую очередь не о себе, а о народе, и как руководитель был для Казахстана идеален. Об этом постоянно говорит и Олжас Сулейменов. Он считает, что республике повезло на тот период, пока Димаш Кунаев был ее руководителем. И писатель Ильяс Есенберлин, с которым Димаш-ата дружил, также всегда говорил об этом. Есенберлин отмечал, что руководитель страны рождается либо на счастье народа, либо на его беду. Динмухамед Кунаев стал именно тем, кто родился на счастье Казахстана.

Любят его до сих пор и помнят за его бескорыстие, любовь к народу. Он всегда хотел сделать как можно больше для благосостояния страны и людей. И я сам все это видел, наблюдал, чувствовал, понимал с самого детства и запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрую память народа о нем. Я не встречал ни одного человека, который бы плохо о нем говорил. Потому считаю обоснованным появление новых памятников Димашу Кунаеву в его юбилейный год.

Такие, например, скоро будут установлены в Баканасе, Таразе. В Шымкенте хотят изменить монумент на проспекте, носящем имя Кунаева, потому что прежний кажется не совсем подходящим, маловатым для такой личности. Баканас — родина предков Димаша Ахмедовича, это райцентр Балхашского района, в нем есть парк имени Кунаева. Сам Димаш Ахмедович родился в городе Верном в 1912 году и всегда помнил свой первый домашний адрес, школу, все названия улиц, имена всех своих школьных учителей. А людям запомнилась его полная честность во всем и по отношению ко всему и к себе. Многие помнят, что после того, как Динмухамед Ахмедович покинул пост президента Академии наук, посчитал неэтичным получать зарплату академика. Хотя она всегда сохраняется по статусу и он имел полное право получать ее за свои научные заслуги. Но он принял сразу же решение переводить академическую заработную плату на помощь молодым ученым и детским домам.

Сам я прекрасно помню, что никогда не было барьера между ним и простыми людьми, он всегда был с ними в прямом контакте: и когда просто прогуливался по своей улице, по городу, принимал их у себя дома и когда ездил по селам. Он всегда общался с народом не напоказ — Димаш Ахмедович искренне хотел знать, как живут простые люди, какие вопросы их больше всего беспокоят. И своих помощников он постоянно отправлял то на базар, то в магазины или в центры бытового обслуживания населения, чтобы контролировать цены, сервис, настроения людей.

Добрая память

— При Кунаеве в стране было основано 43 города, в восемь раз вырос промышленный потенциал Казахстана. До его прихода к власти страна была на 13-м месте среди 15 союзных республик, а после того как ему пришлось завершить свое правление, Казахстан стал занимать третье место после России и Украины по своему экономическому, промышленному и аграрному потенциалу. В кадровой политике Димаш Ахмедович всегда соблюдал правило не обращать внимания на жузы и родственные связи — для него важнее всего были профессиональные качества руководителей, и это был принцип, — вспоминает Диар Аскарович. — А город Алматы был главной его любовью, он кайфовал от него и посвящал ему много своих сил и времени. Он основал Большой Алматинский канал, при нем поднялась в небо и стала символом города телевышка на Кок-тюбе. Но главная его заслуга состоит в том, что он спас город, создав плотину от селевых разрушительных потоков. Димаш Ахмедович был и профессиональным инженером, и крупным ученым, написавшим более ста научных трудов. Он прекрасно знал, на что идет, что без этого вынужденного взрыва горных пород для создания плотины снесло бы больше половины города селевым давлением. И до появления этой плотины уже произошли два катастрофических селя — мы до сих пор видим в Алматы разбросанные горные валуны, которые были специально сохранены во многих частях города, чтобы напоминать нам, на какой сейсмически опасной территории мы живем. Но тогда у Димаша Ахмедовича было много тревог по решениям с созданием этой плотины, он едва выдержал нагрузку переживаний, получив обширный инфаркт сердца, который обернулся для него серьезными последствиями для здоровья. Врачи запретили ему работать, но он все же продолжал заниматься важными для города делами. А плотина до сих пор спасает наш любимый Алматы. Ледовый каток «Медеу», также инициированный им, стал фабрикой рекордов, имел «самый быстрый» лед в мире. Здание библиотеки имени А.С. Пушкина, ныне Национальной, было построено также при нем, и это строение является уникальным, имеющим такие условия для хранения архивов, которые и сегодня соответствуют всем современным требованиям. Нигде в Советском Союзе не было и такой бани, как алматинская «Арасан», причем доступной для каждого. И сколько ее хвалят до сих пор, и сколько людей и сегодня пользуется ее услугами! По сути, Димаш Ахмедович построил Алматы таким, каким мы привыкли любоваться до последнего времени. Для архитекторов и строителей времени правления Димаша Кунаева было большим счастьем, что они сотрудничали с ним, потому что все грандиозные великолепные проекты были одобрены им и осуществлены. Он сам участвовал при их обсуждении и создании. Но сегодня повсеместно нарушается этот единый стиль уникального города, стирается его историческая часть. Хорошо, что это никогда не увидит Димаш-ата. Например, того, что снесли ТЮЗ, что встроили в историческом культурном квадрате у магазина «Столичный» высокоэтажный комплекс, что сегодня повсеместно по Алматы нарушается вся его экологическая основа жизнедеятельности, когда почти полностью закрыты вид на горы и проход для ветров, регулирующих вентиляцию огромного города. У Димаша Ахмедовича на этот счет было крупное панорамное и ответственное мышление. Он превратил Алматы не только в самый уютный, зеленый и красивый мегаполис, он обеспечил ему устойчивое бизнеси туристическое развитие. Город деловой, светский, культурный и очень душевный — таким он был при Кунаеве и еще долгие годы после его ухода. При этом у него самого ничего не было, кроме этой квартиры, в которой сейчас расположен музей его памяти. У него даже машины своей не было, правда, алматинские бизнесмены подарили в конце его жизни автомобиль. Из его личных ценных предметов осталась только коллекция оружия. Он любил охоту, и ему часто дарили ружья. Но когда он вышел на пенсию, то все сдал государству, всю свою коллекцию. И каким-то чудом основный фонд этой коллекции был сохранен, даже оружие, подаренное Кунаеву Фиделем Кастро, Брежневым и Косыгиным. Нам удалось их вернуть, и сейчас эти экспонаты также нашли свое место в квартире-музее Димаша Кунаева. Это в основном подарочное холодное и огнестрельное оружие, а экземпляры гладкоствольного некогда растащили секретари, пришедшие после Димаша Ахмедовича.

Любимое блюдо

— Он любил нашу национальную казахскую кухню, но больше всего уважал плов. Моя тетя и его супруга Зухра Шариповна была отменным кулинаром. Она умела вкусно и разнообразно готовить блюда любой национальной кухни. Ее виртуозные кулинарные способности отвечали всем запросам Димаша Ахмедовича и нашим — тоже. Тем не менее, когда я спросил его однажды, какой плов, на его вкус, оказался самым незабываемым, он ответил, что тот, которым угостил его шах Ирана Реза Пехлеви. И здесь стоит вспомнить, что Димаш Ахмедович был частым гостем в восточных странах. Брежнев специально в составе официальных правительственных делегаций, командируемых в восточные страны, назначал главой делегации именно Динмухамеда Ахмедовича. Это обосновывалось тем, что Кунаев прекрасно знал и понимал культуру и традиции восточных стран, и даже имя его вызывало в исламских государствах особенное трепетное уважение, потому что Динмухамед переводится как «вера, религия Мухамеда, последнего пророка и посланника Аллаха в религии Ислам».

Уважение к людям — главное назидание

— Последние три года мне пришлось быть с Димашем-ата в особенно тесном контакте, потому что ушла из жизни его супруга, он остался совсем один. Тогда он сразу прописал меня в своей квартире, полностью сделав своим наследником. Своих детей у него, как известно, не было, но с момента моего рождения он постоянно принимал в своем доме и меня, и моего старшего брата Эльдара. Баловал нас и воспитывал. Он вообще очень любил детей и постоянно носил для них в своих карманах конфеты.

А что касается назидания, то просто сам образ его жизни, многие черты его характера были впитаны мною с детства. И прежде всего это пример его уважения к людям. Он всех принимал и мне говорил, чтобы я никогда не держал людей за порогом, даже в том случае, если они могут быть не совсем симпатичными. Все равно их надо выслушать, проявить уважение и внимание к каждому. Он был великим и очень скромным. В доме всегда и во всем любил полный порядок. Все у него четко систематизированно и организованно. В последние годы его жизни мы вместе с ним все архивировали, готовили к изданию его книгу. Сегодня эта книга переиздана «Меломаном» и представлена в нем отдельным стендом. И это уже второй тираж за этот год. Книга разлетается, становясь бестселлером. Да, я перенял от него и привычку соблюдения порядка во всем, уважение к архивам, истории, книгам и в первую очередь к людям.

Может быть, давно не хватает нам всем и тем, в чьих руках ответственность за свой народ, за свою родину, переосмысления своих мыслей, действий, поступков. Пришло, возможно, то самое время собирать камни, оценивая деятельность одного человека, посмотреть на то, что каждый из нас может оставить после себя. Юбилей Динмухамеда Ахмедовича Кунаева стал поводом не только для того, чтобы вспомнить о нем, но, вероятно, и для того, чтобы посмотреть на себя и окружающих, на власть предержащих с иной точки зрения.

И если мы вещаем о новом Казахстане, то это и есть пример.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру