Знаменитый балетмейстер Юрий Васюченко: о культуре, мужском балете и Алматы

В КазНТОБ имени Абая знаменитый в мире балета артист и балетмейстер из Москвы, заслуженный артист России Юрий Валентинович Васюченко дает уроки мастерства, а также делает свои наблюдения, отмечая особенности казахстанской хореографии.

Знаменитый балетмейстер Юрий Васюченко: о культуре, мужском балете и Алматы

«В театре Абая культура присутствует»

Хореограф с мировым именем прибыл в Алматы по приглашению Гульжан Туткибаевой — художественного руководителя балета КазНТОБ. Юрий Васюченко не раз сотрудничал с алматинским театром оперы и балета. Долгое время здесь жил, работал, здесь женился и постоянно возвращается сюда. Эти многолетние связи позволяют ему давать оценку потенциалу балетной труппы тетра имени Абая, за которой он с любопытством наблюдает, начиная с 70-х годов прошлого века.

— Здесь я нахожусь, чтобы поделиться своими знаниями, помочь артистам балетной труппы найти новые ресурсы в себе, посмотреть на себя с точки зрения другого хореографа. Обмен опытом и международные взаимодействия — это традиционная практика всех серьезных театров мира. Понимая, что в балете всегда в приоритете должна оставаться культура исполнения, могу сказать, что в театре имени Абая такая культура присутствует. Мне понравилось, как меня приветливо приняли и педагоги, и артисты. Без антагонизма, что вот приехал из Москвы и что-то из себя строит. Труппа внимательная, ответственная, открытая для нового опыта, и, хочу сказать, что она в прекрасном состоянии. Меня даже поразило, что здесь и сегодня так много талантливых ребят, и все они та-а-ак (!) отменно прыгают. Обычно в других коллективах после разминки стараются избегать прыжков. Также отмечу, что во многих известных театрах такой высокой культуры исполнения и техники нет. Потому я с еще большим удовольствием работаю здесь и вижу, что все артисты занимаются с полной отдачей сил и эмоций, и это вызывает приятные ощущения, и это очень хороший подарок для меня. Я давно знаком и с творчеством самой Гульжан — мне всегда нравилось, как она грамотно и темпераментно танцевала, а сегодня она проявила себя высокопрофессиональным руководителем, которому не свойственна грубая манера поведения по отношению к артистам. Она умеет ставить серьезные задачи и способна вести за собой.

Несправедливость по отношению к артистам КазНТОБ

— Как бы из театра Абая ни переманивали многих ярких артистов в Нур-Султан, здесь всегда будет замечательный балет. Я посмотрел «Щелкунчик», генеральную репетицию «Жизели», и мне видно, что традиции в театре имени Абая существуют. А без них нельзя! Можно убрать всех лучших артистов, оставить одних пенсионеров, и все равно это будет хороший театр. Конечно, неприятно, когда театр готовит артистов, а затем они уезжают в столицу из-за разницы в зарплате. По моему мнению, это очень некрасиво — так унижать артистов, которые вышли из одного хореографического училища, но, я надеюсь, что в Казахстане скоро все изменится к лучшему по отношению к культуре. Культура — это воспитание детей, воспитание молодежи, вообще личности. Раньше в нашей большой и единой стране люди постоянно читали книги, а теперь все сидят в каких-то Tik-Tokах, никак не развивая мышление и интеллект. Но когда человек, к примеру, приходит в театр, он облагораживается. Его мозг наполняется кислородом, а душа — вдохновением, что меняет мысли на более светлые. Театр, как и культура в целом, — самый большой учитель для человека и общества, защита национальной самоидентичности. Когда я здесь работал с 1976 по 80-й годы, государство создавало для театра абсолютно все условия. У нас были замечательные костюмы, декорации. Шло минимум по четыре спектакля в неделю. И если раньше у артистов балета было будущее, то сегодня его нет, потому что никто не знает и не понимает, что делать, когда наступает возраст, когда колени не выдерживают нагрузок и мышцы становятся слабее. В советское время было просто — отработал 20 лет, и у тебя есть стабильная пенсия. А теперь для молодых артистов нет места в театре, потому что его занимают люди пожилого для балета возраста, цепляющиеся за стабильную зарплату. И, получается, что одним некуда уйти, а другим карьеру начинать негде. Но я уверен, что такое развитое государство, как Казахстан, сумеет позаботиться о своих деятелях культуры, тем более молодых.

«У вас есть мужской балет, который исчез практически всюду»

— Еще в 90-х годах меня поразило, что казахи всегда побеждают на международных конкурсах балета, и один случай мне особенно запомнился. Мы были в Южной Корее в составе жюри вместе с известной балериной и хореографом Екатериной Максимовой. И там, когда между выступлениями шести мальчиков из Казахстана была разница в десятые доли, нам предстояло выбрать одного из них победителем. Но это было невозможно, настолько все были одного высокого уровня подготовки. И тогда своим волевым решением мы всем шестерым дали бронзовые медали. Такой результат — это итог колоссальной школы балета, сложившейся в Казахстане еще в советское время. Но профессиональным хореографам также понятно, насколько трудно мальчикам со специфическим казахским телосложением, генетически крепким, как у батыров, выработать в себе правильные для балета подъем, шаги, лопатки, спину, поворот головы. Но они достигают в этом невероятных успехов — благодаря своим педагогам и своему стремлению стать профессиональными. Стоит только вспомнить, какую гигантскую плеяду мастеров балета воспитал Улан Мирсеидов. И знаете, что еще здорово? У вас есть муж ской балет, который исчез практически всюду. Здесь я вижу настоящий мужской балет, когда на сцену выходят мужчины, кавалеры, и сразу заметна колоссальная разница между девушками и ими. И это то, что должно формировать правильные взгляды на воспитание, уважительное отношение мужчин к женщинам, потому что существуют незыблемые вечные человеческие ценности и театр способен возвращать общество к канонам, которые оберегают гармонию в мире. Когда в последнее время мы не понимаем, где мужчина, а где женщина, когда проявление внимания, прикосновение к руке считается харассментом, за который можно угодить в тюрьму, все это переворачивает мир с ног на голову, кажется мне безобразным и ненормальным. Но, я думаю, что в Казахстан с его национальными традициями и канонами эти новомодные веяния не проникнут. Я вообще против так называемой толерантности, против войны, провокаций. Я — за любовь, мир, дружбу. И мне нравится, что в труппе балета театра имени Абая очень дружные ребята, и когда у кого-то из них что-то лучше получается, они сразу поддерживают его аплодисментами, умеют радоваться друг за друга.

Про стекло в пуантах и эмоциональный балет

— Вы знаете, людей, способных на гадости, хватает везде, и в балете — тоже, но не в таком количестве, чтобы об этом говорить как о системе. И сейчас все стало по-другому. Никто не насыпает стекло в пуанты, не плюет в компот, но атмосферу современного балета портит система денежных вознаграждений, когда выбор артиста для исполнения той или иной партии могут диктовать так называемые спонсоры показов. Но в Казахстане, слава богу, такого нет.

— Я люблю балеты сюжетные, в которых есть образы, характеры, а в современных балетах, кроме набора красивых движений, ничего нет. И то, от чего давно отказались в Европе и Америке, вдруг пришло к нам, а классику они забрали себе. Раньше в Америке и европейских странах не могли экспансивно исполнять нашу классику или, к примеру, спектакли Григоровича, где без эмоций вообще делать нечего. Мы всегда были в балете сильнее всех, но сегодня я в этом уже не уверен. А одним из сильнейших сюжетных и эмоциональных балетов театра Абая считаю «Аксак кулан» Минтая Тлеубаева и задаюсь вопросом, почему он не идет сегодня. Это был совершенно потрясающий, яркий, национальный спектакль, который безумно понравился и в Москве, где в 1977 году мы показали его на сцене БДТ. Может быть, не осталось его записей, но, мне кажется, что этот балет снимал на пленку «Казахфильм», и, возможно, в его архивах сохранились записи. Знаю, что в планах театра на закрытие 88-го театрального сезона стоит восстановление балета Тимура Мынбаева на хореографию Заурбека Райбаева «Фрески» в редакции хореографа-постановщика, народной артистки РК Гульжан Туткибаевой. Это как раз очень эмоциональный и характерный балет, уже началась работа над этой постановкой, и я уверен, что и труппа, и Гульжан Усамбековна сделают все возможное, чтобы этот балет вошел в Золотой фонд культурного наследия Казахстана.

Алма-Ата и Алматы

— Я полюбил Алматы с первого взгляда, когда работал здесь в семидесятых. Тогда меня курировал большой ценитель балета Динмухамед Кунаев и грех было на что-то жаловаться. У меня и мысли не возникало уехать отсюда, даже когда меня пригласил БДТ. Случилась личная обида, но никак не на Алма-Ату. Она всегда была прекрасна! Настоящий город-сад с поющими и освежающими воздух арыками. Позднее, приезжая сюда, я с горечью наблюдал, как обезвоживались арыки, вырубались деревья, и сегодня повсюду я вижу какие-то страшные застройки, сильно испортившие не только облик одного из самых красивых мегаполисов мира, но и его экологию. Но меня все равно радуют этот город и каждая встреча с ним, тем более что здесь у меня когда-то появилась семья, родился сын. Он у меня казах. И есть уже двое внуков. Я связан с Алматы родственными узами, и он остался для меня любимым.

Справка МК: ВАСЮЧЕНКО ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ, родился в 1956 году в Ленинграде. Артист балета, балетмейстер. Заслуженный артист РСФСР (5.12.1985). Окончил ЛХУ (педагог — А.Л. Кумысников).

В 1974-1976 годах танцевал в Вильнюсском театре оперы и балета, в 1976-1980 годах — в Казахском театре оперы и балета имени Абая.

В 1980-1995 годах — солист Большого театра.

С 1985 года преподает в Московской государственной академии хореографии, а также в Лондоне, Токио, Осаке, Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах.

В 2001 году окончил Московскую академию хореографии, курс режиссуры хореографии Юрия Григоровича и Генриха Майорова, получил квалификацию «балетмейстер, хореограф».

С 2009 года — главный балетмейстер Одесского национального академического театра оперы и балета.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ: Вакх («Вальпургиева ночь» Ш. Гуно), Альберт; Жильвинас («Эгле — королева ужей» Э. Бальсиса), Махотин («Анна Каренина»), Зигфрид, Дезире, Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Альберт, Базиль; Алибек («Аксак Кулан»), Ферхад, Жан де Бриен; Борис («Золотой век»), Спартак, Иван Грозный («Иван Грозный» С. Прокофьева).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру