Средневековое городище близ Алматы может быть безвозвратно потеряно

В городе Талгаре сконцентрированы сохранившиеся до нашего времени артефакты древних тюркских поселений — многочисленные курганы-некрополи и средневековое городище Талгар. Представляя собой уникальные памятники, они могут стать наиболее зрелищными и «говорящими» национальными историческими, культурными и туристическими объектами. За многие десятилетия ученые собрали богатейший материал, но пока вокруг городища только забор, а на месте некрополей — частные владения новых «хозяев» страны.

Средневековое городище близ Алматы может быть безвозвратно потеряно

В 2014 году городище Талгар внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и с тех пор никаких исследовательских и реставрационных работ здесь не проводили. Что еще более странно, в одном из самых любопытных древних городов Казахстана до сих пор нет историко-краеведческого музея. О таком необоснованном забвении истории болит душа представителей интеллигенции Казахстана, и вопрос решил вынести на всеобщее обсуждение известный казахстанский историк и археолог Олег Дильмухамедов, проживающий сейчас прямо напротив курганов Талгара. Он пригласил в свой дом представителей талгарского акимата, в том числе Фариду Бегенбаеву, начальника отдела культуры Талгарского района, журналиста «МК» в Казахстане», а по телефону к беседе подключились видный общественный деятель, культуролог Мурат Ауэзов и доктор исторических наук Тамара Савельева. Говорили о том, как привлечь внимание общественности, государства и бизнеса к такому потрясающему раритету Казахстана, как Талгар. Как вариант для взаимодействий и озвучивания темы приняли решение провести в Талгарском акимате пресс-конференцию. Состоится она 3 декабря 2021 года в 11.00.

Артефакты Талгара

Талгар, также известный как Тальхир или Тальхиз — средневековое городище в Талгарском районе Алматинской области Казахстана. Входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и в Список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения.

Город впервые упоминается в географическом реестре «Худуд ал-Алам» («Границы мира»), составленном в Х веке. Найденные здесь артефакты подтверждают, что он был средневековым центром торговли и ремесла в долине реки Или, имел связи с Китаем, Ираном, Индией и Японией через Великий Шелковый путь. Первые поселения вблизи городища относятся к сакской культуре и датируются бронзовым веком (VIII—III века до н. э.). Расцвет Талгара пришелся на XI — начало XIII веков. Город считался одним из центров железоделательного производства на Востоке, и изготавливали здесь знаменитую на весь мир булатную сталь. Занимались сельским хозяйством, и также в городе находились мастерские гончаров, кузнецов, ювелиров, стеклодувов, резчиков по кости, других ремесленников. После завоевания Средней Азии монголами город пришел в упадок и во второй половине XIII века окончательно опустел.

Первые этнографические экспедиции на его территории начались во второй половине XIX века при участии П. Семенова-Тяньшанского, Ч. Валиханова, В. Радлова, Н. Северцова, Н. Пржевальского, В. Бартольда, позднее — А. Бернштама. В послевоенное время экспедиции возглавили казахстанские археологи И. Копылов, А. Маргулан, К. Байпаков, а наиболее плодотворные работы начались здесь в 1977 году под руководством супруги Байпакова — Т. Савельевой.

На территории городища было открыто множество ремесленных мастерских, обнаружены глазурованная керамическая посуда, глиняные детские игрушки, предметы вооружения, сельскохозяйственные орудия и бытовые предметы из железа, медная посуда и светильники, стеклянные сосуды и пуговицы, предметы из кости, ювелирные украшения. А находки заготовок для монет говорят о том, что в городе был монетный двор. Это далеко не все, а один из обнаруженных здесь артефактов — медное блюдо XII-XIII веков с изображением крылатых сфинксов и бегущих зверей, экспонирующееся в Центральном Государственном музее Казахстана.

Что еще скрывают курганы?

Когда мы говорим о своей независимости, самоидентификации, национальном потенциале для развития внутреннего туризма, закапывая при этом бульдозерами культурные и исторические ценности, то это можно назвать настоящим преступлением по отношению к себе и родине.

«У нашего народа много эпосов и сказаний — устных свидетельств исторических событий, но мало вещественных доказательств, подтверждающих их. А без доказательств эти события — лишь легенды. Чтобы изучить и понять нашу историю, надо сохранять материальные ценности, несущие духовные послания прошлого, чтобы они стали живыми свидетелями вековых традиций нашего края. Когда видишь, как бесценные памятники, которые должны заговорить, хранятся в музейных запасниках и продолжают молчать, сердце кровью обливается. У нас крепкие корни, где можно черпать положительную энергетику, информацию, знания, культуру народа, историю. До нас дошли все эти экспонаты, артефакты — это прежде всего носители информации. Памятники не должны молчать», — такие слова Крыма Алтынбекова, известного казахстанского художника-реставратора, приведены в книге С. Букейханова «Дорогие мои алмаатинцы».

— Если о проблеме не говорить открыто, она не решится, — считает Фарида Бегенбаева. — Выдающийся наш земляк, ученый-археолог Карл Байпаков приложил немало усилий, компетенций, знаний для того, чтобы городище вошло в список ЮНЕСКО. Таким способом он защитил его, сделал неприкосновенным. Но городище требует изучения, консервации и восстановления. Как только не стало ученого, вопрос завис в воздухе. Городище было передано на баланс Иссыкского музея, но прошло уже семь лет, и до сих пор ничего не сделано, чтобы привлекать туристов, а это же реальное средневековое городище, которое находится не где-то там, куда сложно добраться, а совсем рядом с наиболее часто посещаемым туристами мегаполисом.

Помимо того что никакой работы на городище не ведется, ему наносится и определенный вред.

— Всю территорию городища превратили в пастбище, люди на нем мячи гоняют, не понимая, что это памятник, один из крупнейших узловых городов на Великом Шелковом пути, — говорит Олег Дильмухамедов. — И он очень важен для сохранения истории страны, потому и Карл Байпаков все сделал для того, чтобы древний город вошел в Список ЮНЕСКО. Только это и спасло его, когда в 2017 году на нем стал орудовать бульдозер. Когда в ЮНЕСКО узнали об этом, случился большой международный скандал и пробитую по центральной части городища траншею быстренько засыпали. Почти на 10 метров бульдозер копнул в глубину, но городище удалось сохранить. И очень странно, что до сих пор ничего по сохранению и популяризации уникального памятника археологии не делают. В Талгаре и курганы на каждом шагу, но теперь они все в частной собственности, и никакой хозяин не впустит сегодня никого на свою территорию.

А необходимо было до продажи земли обследовать участки и только после этого взять обязательства с новых хозяев о том, чтобы они гарантировали сохранность памятников до тех пор, пока не найдутся возможности и средства обследовать их. Вот, к примеру, как нашли иссыкского золотого воина? Он находился на территории автобазы, которую в какой-то момент решили расширить. Этому мешал курган. Тогда руководство объекта сообщило о нем археологам, и были выделены средства на его обследование. В результате под курганом обнаружили Золотого человека.

Напротив дома археолога находится огромный тюркский могильник V века, то есть целый некрополь ранних тюрков, на котором до недавнего времени были разбиты знаменитые помологические сады с яблонями Сиверса. Сегодня здесь частные владения, курганы перепаханы, а года два назад, при расширении дороги, у самого ее края нашли захоронение воинов с лошадью.

Как заработать на Талгаре?

— Если мы уберем пассивность и активно займемся исследованием этой земли, то сдвинем с мертвой точки многие загадки нашей истории, создадим музей под открытым небом, чтобы показать, как жили наши предки. Талгарское городище — памятник всемирного значения, и не придавать этому значимость не просто глупо, но и преступно, — считает историк.

К тому же на этом городище неплохо может заработать и казахстанский бизнес, и в течение не одного десятилетия. Если здесь появится музей под открытым небом, то надо будет строить гостиницы, отели, базары, торгово-развлекательные центры, рестораны, кафе, а также проводить туры, фестивали, костюмированные представления...

— У нас немного таких памятников. Мы уже перекопали всех своих предков, что у нашего народа считается большим грехом. Столько веков мы берегли свои традиции, а в XXI веке забыли о них. Нас отбросило далеко назад к абсолютному невежеству. И если бы еще у нас было много городищ, но уже ничего не осталось: все перекопано и перепродано, — сокрушается Фарида Бегенбаева.

И она же вместе с Олегом Дильмухамедовым и акимом Талгарского района Кайдаром Абдыхановым поднимает еще один стратегически важный для Алматинской области и всего Казахстана вопрос:

— У нас даже историко-краеведческого музея нет в Талгаре. Есть земля, выделенная под его строительство, и мы четыре года подряд заявляем в областной акимат о создании музея, но пока нет ответа. А есть потрясающие экспонаты для его коллекции, огромное количество накопленного десятилетиями исследований материала. И живет рядом с нами супруга Карла Байпакова — доктор исторических наук Тамара Савельева, многие годы посвятившая изучению городища. Это редчайший эксперт, и нам необходимо сохранить нашу историю не только для современников, но и для будущих поколений.

Надежда есть. Во всяком случае, 3 декабря в Талгарском районе предполагается проведение очень важной встречи ученых, археологов, журналистов, бизнесменов, людей культуры и истории с руководством города, и, будем рассчитывать, что и региона. И эта встреча должна сдвинуть с мертвой точки назревший вопрос.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру