Кинопроект-крик о недетских проблемах

В Алматы заканчивается основной этап съемок социального фильма, посвященного стойкости матерей, преодолевающих проблемы с тяжелыми заболеваниями детей. Художественная лента «Мама, я живая!», по мнению ее создателей, позволит привлечь внимание общества и государства к детям с онкологическими заболеваниями.

Кинопроект-крик о недетских проблемах

«Камера над кроватью Сауле. Мадина, рыдая, пытается встать, но не может стоять и падает на колени. Панорама сверху за ней. Держась за кровать, ползет к выходу, но падает на четвереньки. Пытается ползти на четвереньках, но бессильно падает на пол. Плача, ползет к двери. Панорама сверху за ней. Тут из душа выходит Сауле в халате и с мокрыми волосами, видит под ногами ползущую, плачущую Мадину и падает перед ней на колени, поднимая ее.

Сауле: «Доченька, ты что делаешь?!!»

Мадина: «Ербол прав! Я мешаю всем жить!»

Сауле: «Он что, звонил?! Что этот подонок тебе наговорил?!»

Сауле обнимает и гладит Мадину по голове.

Мадина: (всхлипывает) «Мама, дай мне умереть...»

Сауле: «Доченька, прошу тебя, не говори так! Ты разрываешь мне сердце!»

Мадина, обняв маму, рыдает.

Мадина: «Мама, мамочка, прости меня!»

Это один из фрагментов сценария фильма «Мама, я живая!» Да, надрывно, печально и почти беспросветно, но если молчать о том, что в мире и в нашей стране в частности с каждым годом увеличивается количество детей с онкозаболеваниями, то эти вопросы будут накапливаться и решаться все сложнее. По официальной информации Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии, в регионах страны на учете под динамическим наблюдением находится около четырех тысяч детей с онкологическими заболеваниями. Ежегодно диагноз «рак» озвучивают почти 600 детям Казахстана, и около 300 из них получают поддерживающую терапию. И если в каких-то случаях медицина и общество ставят на таких детях крест, то мамы большинства ребят со страшным приговором сражаются не только за жизнь и здоровье своих сыновей и дочерей, но и преодолевают эмоциональные, социальные, материальные, нравственные и физические испытания. Об этом и снят фильм.

Смысл жизни — в служении людям

— Я сам множество раз наблюдал за такими самоотверженными мамами, — говорит Азизжан Заиров, сценарист, режиссер-постановщик и генеральный продюсер фильма. — Сам попадал в разные клиники и ситуации и видел, как мамы отчаянно пытаются бороться за жизнь своих детей. И когда, кажется, у них не остается сил и они окончательно надломлены, такие женщины, как птица-феникс, возрождаются вновь и с новыми силами идут в бой за своих детей. Самым бесстрашным и целеустремленным из них удается вытащить своих чад из смертельных оков.

Сам Азизжан, или Азиз, как его называют друзья, бывший детдомовец, прошедший через горнило адских человеческих падений и испытаний, ничего о себе не скрывает, в том числе и о том, что не раз находился в местах заключения, спивался, бродяжничал, опускался на самое дно, имеет инвалидность с детства.

— В детском доме я находился с двух до 15 лет. Пришлось много чего повидать: и побродить, и на чердаках, и в подвалах пожить, и попадать во всякие переделки. Да, я опускался на самое дно, но сумел осознать в какой-то момент, что превыше всего в жизни надо ставить духовные ценности. Сегодня я могу сказать без всякого пафоса, что смысл своей жизни перевел в служение людям. И мне сегодня уже не стыдно за то, что у меня были судимости, аресты: любой человек может упасть на дно, но важно найти в себе силы подняться оттуда, начать выкарабкиваться и к чему-то в итоге прийти. И наши фильмы тоже этому учат. Учат находить в себе силы и свет, ставить цели и пусть даже ползком стремиться к ним, преодолевая себя и преграды на пути.

У Азиза есть одно воспоминание о первой зримой и ощутимой ассоциации из детства. Это случилось после того, как он в два года потерял маму и его отвозили куда-то далеко в детский дом: «Мы остановились перекусить у дороги, а я гулял рядом. В один момент увидел, что в траве лежит черная птица. Когда я к ней подошел, она не шевелилась, как и та женщина, которая была в комнате. Я прикоснулся к этой птице, и на моем пальце отпечаталась кровь. В это время во мне присутствовали страх и в то же время любопытство, я продолжал ее трогать. Только потом я осознал, что у меня больше не будет мамы и я не смогу ее увидеть. Этот момент я запомнил на всю жизнь».

Безграничные возможности

Проект «Мама, я живая!» стал третьей, заключительной, частью социальной кинотрилогии под единым названием «Безграничные возможности». Первой в 2015 году стала драма «Быть или не быть», рассказывающая о юноше с диагнозом ДЦП. Во второй, вышедшей на экраны в 2017 году под названием «Девушка и море», зритель узнает о проблемах девушки, которая не похожа на большинство своих сверстниц.

По сценарию фильма «Мама, я живая!», написанному тандемом сценаристов и режиссеров Азизжана Заирова и Мухамеда Мамырбекова, девочка-подросток заболевает сложной формой онкологии. Ее мать, пытаясь спасти ребенка, проходит через невероятные трудности как в лечении дочери, так и в семейных психологических ситуациях. Актриса Султана Шенгелбаева, известная по сериалам «Жаным», «Нархоз», «Отдел особого назначения», исполнила в этой ленте главную роль Сауле, мамы больной девочки. Султана Шенгелбаева отметила, что давно хотела поработать именно с такими режиссерами, как Азиз Заиров и Мухаммед Мамырбеков.

— В кинопроектах участвую более 20 лет, но именно эту роль сейчас считаю самой главной в своей жизни, — говорит актриса. — Это очень сложные эмоциональные ощущения, которые в какой-то момент дали мне внутреннее осознание того, что может чувствовать мать, столкнувшаяся с такого рода трагедией. Надеюсь, через экран зритель сумеет почувствовать то же самое и в его душе отзовется чужая боль.

Роль супруга Сауле в фильме сыграл лидер группы «Мотороллер» Ильяс Аутов, что должно привлечь больше внимания к киноленте со стороны поклонников известного в Казахстане и за его пределами музыканта. Девочку Мадину сыграла 14-летняя Адель Махмут, для которой эта непростая роль стала первой.

— Каждый эпизод этой ленты стал для меня бесценным опытом, — отмечает Адель Махмут. — Моя героиня Мадина — позитивный и веселый ребенок, но в ее жизни наступает непростой период, который ей приходится преодолевать. Надеюсь, что после выхода этой социальной ленты каждый увидевший ее зритель сможет найти в ней что-то важное для себя и еще больше будет удивлен кульминацией фильма.

— Наши фильмы должны реально помогать детям, — убежден Азиз Заиров. — Естественно, мы будем продвигать и этот фильм, как и другие из нашей трилогии, на фестивалях, а также постараемся сделать все три фильма доступными для широкой аудитории, адаптировать их для незрячих людей нашего общества. Нашу ленту «Быть или не быть» мы первыми в Казахстане адаптировали для незрячей аудитории, и люди почувствовали, что они нужны обществу.

Кино против боли

К слову, фильм «Быть или не быть» получил главный приз на престижном фестивале SUPERFEST для людей с ограниченными возможностями в США, и за всю историю кинематографа Казахстана в 2015 году съемочную команду впервые пригласили на этот фестиваль, куда вместе с режиссерами поехали и молодые ребята — исполнители ролей, дети-инвалиды:

— Что меня удивило — в Америке такие люди, как мы, практически не сталкиваются с проблемами. Для их жизни созданы все условия, везде есть пандусы. В Казахстане для инвалидов такого комфорта нет. В США же люди с ограниченными возможностями не сталкиваются с лишними трудностями, — высказался в соцсетях исполнитель главной роли в фильме «Быть или не быть» Канагат Таскараев.

Другой фильм, «Девушка и море», получил приз «Лучшая социальная драма» на Каннском кинофестивале Silk Road Film Awards, стал лучшим на фестивале в Бангладеш, взял призы в Испании и Лондоне.

Есть еще интересная история, связанная с проектом Азиза Заирова и Мухаммеда Мамырбекова, о которой нельзя не рассказать. После того как они сняли свой первый семейный детский фильм «Зимние бабочки» и показали его на экранах кинотеатров, их пригласили на благотворительный фестиваль «Кино против боли». В этом событии участвовали именитые актеры с мировым именем, в том числе Ален Делон. Фильм «Зимние бабочки» на этом фестивале получил Гран-при. Вручение награды поручили Алену Делону.

— Называют мое имя, я поднимаюсь и иду, ноги ватные, все как в тумане, на сцене стоит Ален Делон. Пока я шел, перед моими глазами промелькнуло все детство: как я бегал пацаном-беспризорником, как лазали по подвалам, как воровали в соседних садах яблоки, как в кино убегали и смотрели фильмы с участием в них того же Алена Делона, на которого я хотел быть похожим. И вот теперь я иду на сцену, он меня поздравляет, обнимает, а я стою и думаю, что вот-вот потеряю сознание. Мне передают микрофон, зал кружится, и я сказал лишь о том, что мечтаю, чтобы меня увидели те ребята, с которыми я когда-то рос в детдоме, чтобы они поверили в свои силы, в свою мечту. Если человек стремится, в один момент произойдет чудо.

Так пусть чудо ожидает и этот фильм. Его премьера планируется на следующий, 2022 год. Над кинопроектом поработали Азизжан Заиров, Мухамед Мамырбеков, Мурат Нугманов, Ольга Шуппо, Ирина Кельблер, Казбек Амержанов, Алексей Филимонов, Илья Коробейников, Бибинур Бакеева, Айнур Рыспекова, Раушан Мамырханова .

Кинопроект поддержало НАО «Государственный центр поддержки национального кино» по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру