В Алматы открылась выставка знаменитого философа-мистика Николая Рериха

Совершенно изумительная, грандиозная выставка открылась в Государственном музее искусств имени Кастеева. Подняться к вершинам духа предлагают полотна всемирно известного философа-мистика Николая Рериха.

В Алматы открылась выставка знаменитого философа-мистика Николая Рериха

«Легче иди, радуйся больше, идите горним путем», — вот посыл рериховской выставки всему современному времени. Но сначала надо остановиться и выдохнуть, чтобы спокойно и умиротворенно напиться всей сладостью и чистотой картин величайшего мыслителя, необычайно вдохновенной личности, философа-мистика, путешественника, писателя, археолога и гениальнейшего художника Николая Рериха.

«Панорама азийских просторов»

Сама новость о том, что в Государственном музее искусств имени А. Кастеева открывается выставка картин Николая Рериха, взбудоражила сознание и подняла из глубины души весь трепет по отношению к этому необычайному человеку мира. Еще более участилась пульсация вен, когда стало известно, что в Алматы привезена одна из самых мистических и медитативных серий гималайских работ Николая Константиновича, созданных им в последние годы жизни и раскрывающих суть его духовных посланий. Сам художник называл эти работы «панорамой азийских просторов». Они стали живописными страницами его дневников.

«Ни один художник не писал горы так, как мой отец. Его Гималаи излучают на нас все свое несравненное богатство света, красочности, невыразимое величие, высокие мысли...» — писал его младший сын Святослав.

«Как бы ни ссорились, как бы ни озверели люди, они все же объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери», — размышлял в своих дневниках сам Николай Константинович. И сам вошел в музеи мира, чтобы останавливать дыхание зрителей, старающихся уловить мысль, звук и тишину его произведений.

«Вершины духа» — такое символическое название дано выставке, которая полтора месяца будет впечатлять, а возможно, и менять сознание посетителей в ГМИ имени А. Кастеева. В экспозиции представлено 50 работ, выполненных Рерихом в период с 1930 по 40-е годы, когда он совершал свое путешествие по Алтаю, Монголии, Китаю, Тибету и Индии. В этих странах Николай Рерих изучал древние буддийские и индуистские художественные традиции, открывая для себя и мира обитель снегов.

Это была его долгожданная центральноазиатская экспедиция, которая дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты. Во время этой экспедиции Рерихом было пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов и две огромные пустыни — Такла-Макан и Гоби, создано более 500 картин, этюдов и рисунков и написано множество книг, среди которых «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи». А в 1929 году, уже после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей, названный Пактом Рериха и получивший всемирную известность и поддержку.

Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей. Известен в мире и предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Им стало «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.

Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», или Пакт Рериха, был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. С этого времени 15 апреля отмечается как Международный день культуры.

Музей Востока для музея Кастеева

А в Алматы международные дни культуры, ведущие к вершинам духа, состоялись благодаря сотрудничеству ГМИ имени А. Кастеева с Государственным музеем Востока Российской Федерации.

Более тысячи полотен Рериха хранит фонд музея Востока. Из гималайской серии для алматинцев привезены самые легендарные, и среди них «Мысль», «Лама», «Рассвет», «Заклинатель», «Заклятие», «Огни счастья», «Гуру Камбала», «Чудо дивное», «Фуджияма», «Кремнистый путь» (Поход Чингисхана), «Абдаль-Мутталиб ищет воду», «Закат».

Весь это ценный багаж с гималайскими пейзажами, зарисовками, этюдами-размышлениями Рериха долетел до гор тяньшаньских самолетом при сопровождении команды музея Востока в составе заместителя его генерального директора Ильи Зайцева, хранителя фонда наследия Рерихов Сергея Фролова, заведующей мастерской реставрации графики, живописи, текстиля Ирины Кузнецовой. Все трое занимались организацией экспозиции, знакомились с фондами музея Кастеева, достопримечательностями культурной столицы Казахстана и, собственно, открывали выставку.

— Название для экспозиции «Вершины духа» выбрано не случайно — оно глубоко символично, — отметил Илья Зайцев. — Это вершина духа не только потому, что здесь представлена гималайская серия, являющаяся вершиной творчества Николая Константиновича Рериха. Это еще и пик творчества художника и философа, приходящийся на последние годы его жизни, когда он окончательно обратился к характерной для него технике темпера, требующей очень трепетного и внимательного отношения. И это наследие мы бережно храним и стараемся показать его самые ценные экспонаты не только в разных городах России, но и за пределами страны.

Все привезенные из Москвы работы было решено разместить непременно в зале Востока. Он, к слову, является самым камерным и интимным, с плотно закрывающимися дверьми, отсутствием окон, постороннего шума и света. Это, пожалуй, действительно идеальное пространство для уединения с искусством созерцания, ибо созерцать тоже надо уметь, а Рериха — желательно наедине с его работами.

Главное «пятно»

Организаторы экспозиции предусмотрели и такой важный момент, как зримое присутствие Николая Константиновича в его портрете, блистательно выполненном Святославом Рерихом, его сыном. Называется он дословно «Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье». Написанный в 1928 году, он по сей день выходит во многих каталогах с темным пятном, виднеющимся на правой стороне одеяния. Пятно сопровождало этот портрет долгие годы, и ни один из реставраторов не находил в себе смелости попробовать его вывести. Но три года назад полотно было полностью восстановлено, темное пятно исчезло.

— Это была большая реставрационная тонировка, к которой специалисты реставрационного отдела нашего музея приближались с большой ответственностью и осторожностью, — поделилась реставратор Ирина Кузнецова. — Сзади портрета когда-то находилась большая крахмальная наклейка, которая и дала это приметное затемнение. Также холст имел небольшие следы потеков на самом верху портрета, а поскольку картина всегда размещается на уровне глаз, то нас не покидало ощущение, что с ней очень вульгарно поступили. При всей сложности подхода к нежной технике темпера мы все-таки нашли методы и технологии, чтобы провести реставрацию работы. И сегодня ни один из реставраторов других музеев не может с точностью определить, на каком месте были те самые шероховатости. Это, безусловно, говорит о том, что наши специалисты сделали свое дело очень профессионально.

Настроения — мысли

Этот портрет поразительно оживляет пространство выставки и передает светлый, или точнее, просветленный образ мыслителя. Еще удивительнее, что хранитель фонда наследия Рерихов внешне очень похож на своего кумира. А Сергей Фролов не скрывает, что относится с проникновенной любовью к Николаю Рериху. Он признается, что когда-то сверял эссе и записи Николая Константиновича с написанными им в тот же период полотнами.

— Да, мне иногда снятся настроения картин Рериха. Но сегодня я стал более толстокожим, сконцентрировавшись на ответственности перед сохранностью коллекции. Я уже, как раньше, не трепещу над любимыми полотнами и очень завидую, когда вижу со стороны, как они ведут людей и даже порой заметно их слегка смещают в реальности. В привезенной в Алматы коллекции мне очень близки «Мысль» и изображенная на ней фигура со склоненной головой. Она всегда навевает на меня немного философские настроения. (На картине «Мысль» 1946 года исполнения изображен йог, устремляющий свой взор к небесам. Художник старается передать в этой работе мысль как проявление духа. — Прим. автора). Интересна для меня работа, связанная с открытием источников воды в пустынной местности возле Мекки, где теперь стоит Кааба. Эта картина выполнена в персидских традициях, и на ней изображены типично восточные лица. (Речь идет о работе «Абд-аль-Мутталиб ищет воду», 1938 год написания. — Прим. автора). Близка мне работа «Кремнистый путь», показывающая перспективу похода Чингисхана, написанная в потрясающих сиренево-лиловых тонах. Это те из холстов Николая Рериха, в которых я могу подолгу отдыхать.

Рерих пишет горы в разные время суток, сезоны года и погоду. «Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов», писал Николай Константинович. И им же было сказано, что «Человек есть часть Космоса, и потому каждая его мысль, каждое слово и действие способствуют нарушению или установлению равновесия в Космосе». Сегодня над этим установлением равновесия в какой-то мере работает выставка «Вершины духа», ведь неспроста она появилась именно в Алматы, где дух гор и душа всего Казахстана обладают особыми величием и силой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру