Последний рыцарь-романтик. В Казахстане снят фильм о простом человеке

Он посвятил десять лет жизни служению и охране реки Или и крепости номадов, оставленной на ее берегах после съемок киноленты «Кочевник»

Фильм еще нигде не был презентован, но уже есть предчувствие, что лента станет популярной и востребованной и, возможно, спасет чьи-то души и в какой-то мере позволит обратить внимание общества на бережное отношение к природе, ее ресурсам и самому человеку. Пока у фильма два рабочих названия — «Илийский Дон Кихот» и «Рассказы неравнодушного охранника», 34 минуты видеопрочтения и мощнейший поток вопросов к современному человеку, обществу и государству, возникающих после его просмотра.

Он посвятил десять лет жизни служению и охране реки Или и крепости номадов, оставленной на ее берегах после съемок киноленты «Кочевник»
Нурахман Юсумбеков

После «Кочевника»...

Сам фильм поднимает множество проблем, а снят о реальном человеке, охраннике крепости, который круглосуточно каждый день в течение десяти лет оставался неравнодушным к местности, окружавшей Город кочевников. Он ежедневно подвергался опасности и не был никем защищен. В одном из кадров говорится о том, что после схваток с «отдыхающими» на Или у него не осталось зубов и на обеих кистях рук остались шрамы от челюстей тех, с кем ему приходилось сталкиваться, когда он просил людей или, как он сам замечает, нелюдей, не убивать лебедей, не глушить током рыбу, не нарушать покой птиц и зверей, не устраивать на природе пьяный ор.

«После окончания съемок фильма «Кочевник» декорации хотели разобрать, но передумали, оставив их вместе со всем реквизитом в целости и сохранности. Любой турист, посетивший Город кочевников, обязательно останется в восторге от незабываемых впечатлений. В наше время в крепости «Номад» проводятся экскурсии как для частных посетителей, так и для организованных туристических групп. На территории объекта проживает смотритель со своей семьей. Он же является местным экскурсоводом, а также охраняет порядок и следит за тем, чтобы декорации не разрушались», написано на одном из интернет-ресурсов казахстанского туроператора. Но сегодня того смотрителя на месте больше нет. Видимо, его принципиальная гражданская позиция и свободолюбивый характер кому-то пришлись не по вкусу...

А в этом фильме образ современного Дон Кихота предстает перед зрителем четко, открыто, явно, убедительно. Уникальное место природы и интересная туристическая локация должны были притянуть к себе такого необычного человека, каким стал Нурахман Юсумбеков, или Нур, как все, кто был с ним знаком, его называли.

Эстетика от режиссера

«Я — советский парень. И для меня нет понятий «Киргизия», «Россия», как многие сейчас понимают. Ко мне приезжают сюда со всего Советского Союза люди», — говорит он в ленте, снятой Муратом Мусиным, известным казахстанским режиссером, художником-постановщиком, живописцем, фотографом, сценаристом, педагогом, актером и арт-аналитиком.

К слову, именно Мурат был художником-постановщиком (с казахстанской стороны) фильма режиссеров Талгата Теменова и Сергея Бодрова-старшего «Кочевник» и киноленты Рашида Нугманова «Игла». И, если не знать об этом, то все равно по картинным, почти живописным кадрам, можно понять, что фильму о Нуре близка стилистика «Иглы». Те же просторные панорамные зарисовки, песчано-глиняная фактура натуральных природных или созданных человеком декораций, специфическая чистая акустика звуков, неспешность развития сюжета, брутально-интеллигентно-ненавязчивая фактура самого героя, едва различимые звуки природы вокруг, в данном случае — нежный шелест камыша и тихое течение реки. В этой ленте Мурат выступил автором сценария, режиссером и продюсером. Он же был художником-постановщиком каждой третьей картины «казахской новой волны».

«Я занимаюсь изображением в разном его виде как художник, режиссер, сценарист, видеооператор, преподаватель. Это мое кредо. Еще занимаюсь фотографией, потому что она, с одной стороны, статична как живопись и реалистична как кинематограф. Природа кино фотографична, а фотография — это среднее между живописью и режиссурой... Кино я называю изобразительным искусством, потому что мы его воспринимаем зрением, и чем хуже сделано изображение, тем меньше доверия у зрителей к картине. Если фильм не будет эстетически выверен, композиционно выстроен и гармонично организован по свету и цвету, то эта картина не вызовет эстетического удовлетворения у аудитории. Кинематограф — настоящее изобразительное искусство, в котором все двигается», — скажет он в одном из своих интервью.

А смотреть фильмы с участием Мурата Мусина — реальное эстетическое удовольствие, которое хочется смаковать и неспешно осмысливать.

Человек-крепость

— Первое название ленты было коротким — «Илийский Дон Кихот», но Нуру не очень нравилось такое сравнение, и тогда я придумал второе — «Рассказы неравнодушного охранника». А вы предложили мне заменить слово «охранник» на «хранитель», и надо, значит, еще подумать, — говорит Мурат Мусин.

Нур задержался надолго на берегах Или после отдыха на реке вместе со своим другом. Ему захотелось написать в этих местах какой-то людской сценарий (он учился когда-то в ГИТИСе. — Прим. автора), как он говорил режиссеру. Ему понравилась здесь и женщина по имени Шолпан, с которой он остался оберегать крепость: «Я эту женщину здесь одну не могу оставить... Каждую минуту могут подъехать какие-то неадекватные... Милиции нет... Бывают скандалы... Сейчас из Алматы люди приезжают не отдыхать...»

«Я выбрал этого человека в качестве героя, во-первых, потому что он мне с первого взгляда понравился своей фактурностью, свободой в выборе именно такой внешности, говорящей о том, что человек выбирает для себя свой стиль — длинная прическа, хиппи-образный внешний облик, — говорит Мурат Мусин. — В том числе он выбрал и такую гражданскую социально-активную позицию вмешательства в какие-то проблемы, существующие вокруг. И он не мог не реагировать и быть равнодушным по отношению к каким-то негативным проблемам, находящимся в этой местности, не пытаться выправлять какую-то кривизну, которая происходит на природе. Внешний облик его, кроме всего, мне напоминал Дон Кихота. Плюс ко всему добавлялась та проблематика, которую он обнаруживал для себя и пытался как-то с ней бороться, что также отдаленно напоминало мне рыцарские подвиги героя Сервантеса. В отличие от обывателя, который может не замечать проблем вокруг, он их видел и как бы создавал себе ветряные мельницы, с которыми сражался. Но были и реальные проблемы, которые сегодня все чаще провоцируют «отдыхающие» на природе. А Нур, с одной стороны, человек очень сильных позиций, с другой — очень слабо социально защищен. И ему не хватало сил, чтобы победить. Но если таких людей станет больше, то, возможно, удастся переломить ситуацию в сознании людей, если это будет постоянно поддерживаться во всех сферах СМИ и самим обществом. Есть же сейчас такие команды разных автотуристов, которые говорят о том, что всегда забирают с собой пакеты с мусором. Говорят, и органику нельзя оставлять на природе, потому что продукты питания могут привлечь медведей, обладающих особенным обонянием. И тогда они могут прийти к местам отдыха туристов, хотя обычно обходят людей стороной».

Таким образом, режиссер, увидев в своем персонаже личность, неравнодушную к существующей ситуации, с которой он борется хотя бы в сознании людей, которые приезжают в места, где он работает, он хочет привлечь внимание будущих зрителей ленты к проблеме экологии культуры каждого человека и общества в целом.

Сейчас на реке Или практически не осталось рыбы и птицы, вы не услышите здесь кваканья лягушек.

— Я в одном из последних кадров специально оставляю одну птичку, сидящую на куполе мечети... Мне не хватало для съемок фильма и при его монтаже естественных звуков природы, но их почти и не осталось на Или. А специально брать из интернета мне не хотелось. Даже привычного кваканья лягушек не было на реке, чтобы создать звуковую партитуру для фильма, разве что вы услышите лай собак и мяуканье кошек самого Нура — их у него было много. Даже звука пролетающей мухи не было, который обычно очень кинематографичен...

Зато легко можно услышать на природе звуки мчащихся по берегу реки автомашин, громкую музыку и крики пьянствующих компаний. Сегодня берега живописной реки Или больше оберегать некому. Нур-Дон Кихот бесследно исчез из этих мест, и автор фильма пока не может найти его следы. А свой новый фильм он хотел бы отправить на фестивали и телеканалы. Но такую идеологическую и в то же время простую, жизненную, понятную каждому киноленту надо показывать всюду и желательно всем. Иначе мы останемся в своих автомобилях, на которых больше некуда будет выехать.

Мурат Мусин

Справка МК:

Мурат Мусин, Член Союза кинематографистов СССР и РК, Союза художников РК.

Выпускник КазПИ им. Абая (ныне АГУ), художественно–графический факультет. Выпускник ВГИК, мастерская режиссера С. Соловьева и худ.факультет. Художник-постановщик в кинолентах: 

«Игла» (режиссер - Рашид  Нугманов), «Прикосновение» (режиссер - Аманжол Айтуаров), «Любовники декабря» (режиссер - Калыкбек Салыков),  «Разлучница», (режиссер - Амир Каракулов),  «Тень мальчика», (режиссер - Тимур Сулейменов),  «Город мечты», (режиссер - Эрнест Абдыжапаров),  «Коке»,  (режиссер - Айнур Исмаилова), «Молитва Хана», (режиссер - Чхенг Саванна), «Путешествие в никуда»,  (режиссер - Аманжол Айтуаров), «Япур-ай», (режиссер - Даур Досыбиев), автор сценария, режиссер и художник-постановщик фильма «Мальчик, осень и стакан компота»,  «Кочевник»,  (режиссеры - Талгат Теменов и Сергей Бодров старший), «Аулым» («Корак-корпе»), (режиссер - Рустем Абдрашев), художник-постановщик, режиссер, продюсер фильма «Плацебо», «Игла-ремикс», (режиссер - Рашид  Нугманов), «Смородиновый пирог»,  (режиссер - Светлана Скорина), «До того, как было», (режиссер - Елисей Гонтовой),  «Путешествие в Кашгар», (режиссер - Жасулан Пошанов).  

Мурат Мусин также является режиссером документальных и игровых фильмов, режиссером и оператором видеофильмов об искусстве. В настоящее время готовится к презентации своей кинокартины, о которой мы рассказали, а также к новой персональной фотовыставке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру