Московская художница играет в прятки

Недоговоренность тем и загадки сюжетных линий, приглушенность цветовых решений, лабиринт пространств и отзеркаливающие поверхности стен, погружение в темные воды и размещение стульев на дереве... Все это и не только предлагает алматинским ценителям искусства московская Grabar Gallery.

Московская художница играет в прятки

В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева открылась сольная выставка молодой москвички Юлии Вирко. Экспозиция проходит под названием WORK IN PROGRESS и объединяет рисунки и живопись художницы с работами казахстанских мастеров, а также с сознанием и подсознанием зрителя.

Засекреченный лабиринт

Поскольку проект заявлен с некоторой долей интриги, когда зрителю предлагают не готовую традиционную экспозицию, а погружение в процесс ее организации, любопытство само прокладывает дорожку к музею Кастеева, который, к слову, не перестает радовать и удивлять.

В этом случае один из залов музея превращен в активное пространство, организованное в увлекательный лабиринт, где между собой «договорились» о свободном размещении работы художника этой выставки с полотнами известных мэтров казахстанского искусства, представленными самим ГМИ РК имени А. Кастеева.

Здесь также находятся творческий «кабинет» Юлии Вирко, инструменты, стремянки и другие предметы архитекторов и монтажников, сконструировавших самостоятельное пространство. То есть получилась целая галерея внутри музея. И все для того, чтобы зритель мог стать не только созерцателем, но и участником процесса созидания, его творцом, соавтором и исследователем.

— Важен сам процесс, который зритель обычно редко видит, — поясняет Наталья Грабарь, продюсер художницы и хозяйка московской галереи. — И иногда процесс важнее результата. К примеру, пока в музее шел монтаж лабиринта и всей экспозиции, рядом в этом же зале несколько дней подряд с утра до вечера работала Юлия. У нее здесь стоял стол, и она могла писать на нем новые работы или уже прямо на стене добавлять на свои эскизы штрихи завершенности.

Еще и в день открытия выставки можно было наблюдать монтаж экспозиции, а сейчас в течение месяца художницу в процессе работы можно будет видеть с экранов видеопроекторов.

Всю конструкцию лабиринта создавали для того, чтобы усилить эффект восприятия композиции, чтобы зритель, погружаясь в процесс работы, легче воспринимал мир художника и свое присутствие внутри него.

— Нашей команде было важно создать такое свободное пространство, чтобы люди, попадая в него, как в мастерские художника, еще и чувствовали себя в нем комфортно и легко. Это интереснее, чем просто прийти на классически выстроенную выставку, — продолжает объяснять Наталья.

Твое сознание не знает границ

Юлия Вирко родилась в 1994 году в Швейцарии, училась в США. В Америке окончила Школу дизайна Род-Айленд по специальности «живопись», затем — Колледж искусств и дизайна Саванны штата Джорджия. Сейчас девушка проживает в Москве, занимается живописью и рисунком, экспериментируя с материалами и используя как основной прием технику коллажа. Художница предпочитает создавать свои картины масштабными и фантасмагоричными, что может увидеть зритель на ее выставке в Алматы.

Она принимала участие в групповых выставках в США и Европе. В 2020-2021 годах ее работы в проекте выставки-инсталляции «Твое сознание не знает границ» показали в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде.

В Алматы девушка прежде никогда не бывала:

— Я первый раз в Алматы, была поражена и удивлена, насколько у вас приветливый и добрый народ, интересующийся тем, что происходит, желающий помочь. Причем так повсюду, и в самом музее непосредственно. Если бы моя первая сольная выставка произошла в каком-то другом городе, я бы не была такой расслабленной, как сейчас. Я очень счастлива, что эта персональная выставка проходит именно у вас в Алматы.

С известными колоритными мастерами живописи и рисунка Казахстана Юлия Вирко успела познакомиться еще до открытия своей выставки.

— Нам было важно показать свое взаимодействие с местом проведения выставки и его известными художниками, — говорит Наталья Грабарь. — И, мне кажется, зрителю будет интересно посмотреть на этот диалог художников, понять, что культурный код интернациональный и история про границы вообще не важна. Здесь, на этой выставке, мы видим разное время, разные школы, но искусство — это сильная вещь, и в этом случае диалог между художниками оказался настолько мощным, что даже часто бывающие в музее ценители искусства не сразу поняли, где перед ними впервые представленное полотно, а где — картины именитых художников.

Команда московской галереи не впервые работает с ГМИ РК имени А. Кастеева и в этот проект намеренно ввела художницу во взаимодействие с полученными ею впечатлениями от произведений искусства казахстанских мэтров. Искусствовед музея Кастеева Анжелика Акилбекова, выступившая в этом проекте в качестве координатора, отправляла в Москву каталоги казахстанских художников, стараясь найти параллели между их творчеством и стилем Юлии. Близкими по настроению, колориту, мягкости тональных переходов, размытости контуров и ощущению свободного мазка, которыми владеет художница, оказались некоторые холсты Валентины Ткаченко, Степана Федянина, Сабура Мамбеева и Жанатая Шарденова. Их работы, выбранные из собраний музея, легли в основу впечатлений и единую цветовую гамму настроения всей экспозиции засекреченного лабиринта. Картины алматинских живописцев, размещенные в одном пространстве с работами Юлии, задали свою тональность, но не перетянули на себя внимания.

Обещанный мираж

А внимание уплывало в размытые отзеркаливающие поверхности некоторых стен лабиринта, на которых такими же исчезающими или спрятанными в дымке оказывались эскизы и рисунки. Забавно и любопытно их разгадывать и домысливать. Вот девушка с полотенцем на голове. Ее лица почти не видно, но внутреннее состояние спокойствия считывается легко. А перед входом в лабиринт всех встречает самый масштабный холст, на котором изображены два дерева с натянутой между ними простыней, за которой двое мужчин стоят друг против друга в позе выяснения отношений. Но накала страстей не чувствуется — его умиротворяют зелень, синие сумерки и внезапный стул на ветке дерева. Он просто ровно стоит на ветке дерева, словно так и должно быть. Он также уравновешивает весь сюжет картины и придает ей сказочности и игривости.

Цепляет серия работ под названием «Обещанный мираж». Они смотрятся так, словно хотят вернуть в настоящее романтику и мистицизм, сошедшие с картин английского художника Милле и британского живописца Уотерхауса, связанные с их особенным прочтением Шекспира. У них Офелия, а у Юлии — полуутопленницы, полуневесты, скрытые за тканью или торшерами образы, много темной воды, прорубей и ванн.

— Мне нравится прятать иногда какие-то предметы и людей, смотреть на них через что-то, прикрывать какую-то ситуацию или действие ветками, снегом, водой, — говорит Юлия Вирко. — Фигуры завуалированы, чтобы самой не концентрироваться на деталях, остановить себя в какой-то мере и тем самым дать волю фантазии зрителя. Я придерживаюсь мнения, что лучше не закончить картину, чем ее переработать — так становится и жить легче, и смотреть на нее.

Из этой же серии любопытна работа с матрешкой и зонтами, плывущими по реке на тающих льдинах. Смотришь на картину и понимаешь, что это ранняя российская весна с ее воспетыми поэтами проталинами, березовыми рощами и зелеными лугами. И веет свежестью воды и первых цветов, которые художница подбрасывает в раскрытый плывущий зонт. По словам Юлии, именно этот холст стал для нее сегодня любимым:

— Я с ним долго возилась, и с ним было больше импровизации, чем с остальными. Изначально это была совсем другая композиция, и здесь был квадратный дом, которого вы уже не видите, а затем мне захотелось все полностью изменить. В итоге цветовая гамма этой картины совпала со всеми остальными работами и задала единый ритм выставке.

Цветовая гамма большинства работ Юлии нежно-пастельная, преимущественно розово-фиолетовая и светло-серая, как и в показанных в едином пространстве выставки полотнах Шарденова, Федянина, Мамбеева, Ткаченко. И стены лабиринта тоже выкрашены в бледно-розовый цвет, что придает всей экспозиции единое наполнение мягким светом, легкостью, невесомостью, умиротворением. Здесь приятно находиться, забывать о времени и никуда не спешить. Останавливаешься, заземляешься в процессе созерцания и понимаешь, что работа в действии — это есть и собственные размышления и фантазии. Как и отражения — в них видишь себя, но «приправленного» искусством, которое придает нашему образу и мыслям более пикантный вкус и смысл бытия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру