Организатором мероприятия выступил туристский информационный центр Visit Shymkent при управлении туризма и внешних связей города, пригласивших в качестве главных спикеров международных коуч-тренеров Майру Рахимбекову, доцента кафедры туризма и сервиса университета TURAN, и Галию Утебекову, директора Казахстанско-Швейцарского института туризма и гостиничного бизнеса при АТУ.
На примере Шымкента
На самом деле сфера туризма все-таки еще молодая в нашей стране, во всяком случае развитием внутреннего туризма мы начали заниматься не так давно. А пандемические затяжные «каникулы» только сыграли на руку именно этой отрасли — народ за неимением возможности путешествовать в соседние страны и дальнее зарубежье стал осваивать родные просторы. И просторы оказались бескрайними и наделенными мощнейшим потенциалом природных, материальных и нематериальных памятников истории и культуры. Даже разразившийся скандал вокруг урочища Босжыра раскрыл для многих невероятные сокровища Мангистауской области. И не только ее, так как караваны туристов потянулись в разные концы необъятной родины, в том числе в Туркестан и Шымкент.
Шымкенту вообще здорово повезло с архитектурными и археологическими памятниками Средневековья. Это и городище Древний Отырар, и Сузак, и Сайрам, или древний Исфиджаб, и, конечно, великий Туркестан с его мавзолеем Ходжи Ахмеда Яссауи, а теперь туристической диковинкой в нем «Керуен сараем», созданным в венецианском стиле с каналами, гондолами и целым парком развлечений. Даже шутка появилась свежая, что самой востребованной профессией в Туркестане сегодня является гондольер. И правда, только задумайтесь, сколько новых рабочих мест и туристов появляется в этом городе!
Город «Дерна» Кенеса Исмаилова
Посещая названные древние города, каждый турист непременно соприкоснется с Шымкентом. Во-первых, в мегаполисе в отличие от Сайрама, Туркестана и Отырара давно развита вся необходимая инфраструктура, а для гостей города предоставлен обширный набор вариантов для ночлега, отдыха и питания. Здесь представлены хостелы, гостиницы и гостевые дома разной масти и на любой кошелек, а кухня, давно ставшая легендарной по демократичности своих цен и вкусовым качествам, удовлетворит любой каприз. Где самый дешевый и ароматный шашлык? Кажется, любой на этот вопрос скажет, что в Шымкенте. То же самое вам ответят и на вопросы о плове, бешбармаке. Но в Шымкенте тоже есть свое древнее городище или цитадель, на спасение и восстановление которой немало сил положили известные казахстанские журналисты и краеведы Алексей Гончаров и Кенес Исмаилов. И не напрасно! Потому что сегодня здесь из небытия поднялся старинный красивейший город. Раскопки до сих пор ведутся, но город консервируют и восстанавливают, и он уже функционирует как историко-культурный, туристический и научный проект.
Правда, название этому историко-культурному комплексу дали почему-то Shymqala или «Шымкала», когда он всегда был известен как цитадель Чимкент (Шымкент). Если переводить с казахского на русский, то шым есть название травы, ее называют еще и дерном, которым прорастали крыши саманных домой старого города. А кала, соответственно, город. Кент в переводе с иранского вообще-то тоже переводится как город. Ну да ладно.
Кенес Исмаилов в 2007 году написал и издал книгу под названием «Дерн». «Как мало мы знаем, мой милый друг, о простом дерне... я имел ввиду тот самый обыкновенный природный дерн, который прорастает своими «арматурными» корнями в прибрежных и пойменных лугах среднеазиатских речушек. Именно из него выросли огромные квадратные блоки, которые при высыхании превращались в самые крепкие и теплые кирпичи в мире...»
Но дерн в романе-эссе — прежде всего метафора, взятая из самой истории древнего города. Ученые насчитали Шымкенту более 2200 лет. Когда-то дома в нем строили из дерна, и они еще сохранились в старой части города. Этим дерном в книге Кенеса переплетены отдельные главы, личности, судьбы и исторические события, которые автор дает через свои сны, неожиданно прерывающиеся реальностью происходящего. А настоящее в книге — это жизненно правдивые и интересные рассказы о главном архитекторе города Бахыте Аширбаеве, известном журналисте, друге автора Алексее Гончарове, барде Тахире Узденове, скульпторе и художнике Насыре Рустемове.
Ни Кенеса, ни Аширбаева, ни Гончарова, к большому несчастью Шымкента, больше нет в живых. Но, вероятнее всего, они были бы рады увидеть сегодня, как под высоким и ровным небом Шымкента появился, наконец, этот музей под открытым небом на месте защищаемой ими древней цитадели.
Shymqala: новый бренд, старый город
А ведь до недавнего времени городище Шымкент представляло собой только холм над так называемым старым городом (возле площади Ордабасы и сохранившихся махалля). Чего только на нем ни городили — даже базар был и мусорная свалка. Но стараниями краеведов и археологов случилось чудо. При раскопках начала нулевых годов здесь был обнаружен самый древний артефакт — керамический хумган с захоронением, сделанным по зороастрийским традициям. Эта сенсационная находка серьезно «состарила» город, и тогда же начался новый этап всестороннего изучения городища с последующими раскопками, а затем уже консервацией, реставрацией и возведением прежних объектов цитадели. Многие строения были возведены вновь по восстановленным схемам, фотографиям и рисункам. И сегодня туристам можно стать как наблюдателями, так и соучастниками археологических раскопок, потому что часть исследовательских работ здесь все еще проводят.
Сохранившаяся цитадель имеет площадь 40 на 50 метров и высоту в среднем более 25. Культурные слои Шахристана составляют от двух до шести метров. Внешние оборонительные стены сохранились в виде остатков земляного вала высотой полторадва метра с остатками башен. То есть туристы могут видеть реальные стены прежней крепости.
Здесь сохранились и частично воспроизведены оригинальная планировка построек, фортификационная система, круглые башни вдоль стен цитадели. В юго-западной части шахристана туристам предстанет настоящий жилой квартал XVIXVII веков с домами и магистральными улицами. В одном из жилищ можно увидеть кирпичи суфы, выложенные в форме дивана. Сохранился до наших дней и тандыр — печь в стене, от которой подавалось тепло в дом, согревая пол. Вокруг жилого квартала воспроизведен и караван-сарай, за которым видна скульптурная композиция «Караван верблюдов». Такая «картинка» создает более полное визуальное представление о Великом Шелковом пути, который проходил через это городище. В основном же цитадель вознеслась над городом в своем древнем виде. Лестница надежды, башня любви, хауз, башня алхимиков, смотровые площадки, старинные печи для обжига и приготовления пищи — все это доступно сегодня взору туриста.
Реставраторы смогли создать на месте городища и хауз — искусственный водоем. Такие водоемы имели все крепости, чтобы собирать воду на случай осады. Вода в хауз набиралась из родниковой реки Кошкар-ата через проложенный арык. Эта река питает Шымкент прохладой и красотой и сегодня. О самой реке и древнем мудреце с таким же именем ходит множество легенд, но в реальности Кошкар-ата уникальна именно тем, что питается исключительно родниками и проходит по территории всего центра города. Благоустроенные прохладные берега реки — тоже достопримечательность города. Проект, к слову, реализован Бахытом Аширбаевым.
Про дерн и полынь
Побывавшая на месте городища Галия Утебекова была поражена проектом и, конечно, самой историей необычной травы:
— Это грандиозно неожиданное городище, в котором сплелись и сказка, и современность, и легенды, и необычная визуальная картинка. Но, рассуждая о правильном брендировании туристических объектов, надо хорошо понимать их историю. Сам город связан с полынью, и у меня есть подозрение, что это и есть тот самый дерн. Неспроста же полынь была на первом гербе Шымкента. Это удивительная целебная трава артемизия, или цитварная полынь, на основе которой в городе появилось первое промышленное предприятие. Город еще в XIX веке спасал Европу и многие другие страны полынью, считающейся травой здоровья самой богини Артемиды. Эта полынь до сих пор используется на химфармзаводе, и даже в именовании предприятия заложен корень SANTO—от сантонин, другого названия полыни. Полынь — царица нашей степи и запах нашей родины. Из нее можно делать бани, сауны, саше, сувениры, ее можно пить как легкий чай и употреблять как снадобье от многих болезней. Ученые утверждают, что полынь лечит ковид, делали из него когда-то и абсент.
И сантонин, или полынь сегодня можно зафиксировать как чудодейственный бренд Шымкента.
Есть надежда, что сфера казахстанского внутреннего туризма сдвинулась с мертвой точки и набирает обороты.
— Туризм — это прежде всего славные люди и славные места. Шымкент — особенный город, и его исторический, и деловой портрет будут становиться все ярче и ярче, — уверенно говорит Галия Утебекова.
И отмечает, что им посчастливилось познакомиться в Шымкенте с настоящими профессионалами в сфере туризма — Саттаром Мажитовым, доктором исторических наук, профессором, академиком, директором комплекса Shymqala и Гульнарой Бекмуратовой, менеджером-консультантом информационного центра Visit Shymkent. А если есть продолжатели у хороших дел, значит, у туристической отрасли Шымкента есть будущее. Важно, чтобы и государство поддерживало добрые начинания энтузиастов, и наши граждане ценили то, чем обладает наша земля.