Театр учит свободе

Театр ARTиШОК провел целую неделю презентаций дипломных работ выпускников своего актерско-режиссерского курса, выпускной с награждениями и танцами, подвел итоги своей деятельности, поддержал коллег по цеху и, как обычно, скорректировал вектор направления в счастливом изменении человеческих судеб.

Театр учит свободе

На примере личном

Когда-то мама, отправляя меня в разные кружки и школы, говорила, что тем самым защищает меня, дает мне свободу выбора. Только став взрослее, я поняла, что эта защита состоит в тех интересах, которые сформировались, в окружении, которое становится избирательным и близким, а свобода — это ты сам, твои мысли, действия и опять же интересы. Свобода — это не вседозволенность, о которой можно подумать, а ответственность за свое существование, бытие и со-бытие.

Анализу ситуаций и событий, личностных или исторических, полету мысли, погружению в истину учит и театр. Если то, что происходит на сцене, резонирует с твоими эмоциями и размышлениями, это подтверждает их подлинность и понимание того, что ты не совсем одинок.

Это трудно объяснить словами. Но, к примеру, вы пережили спектакль театра ARTиШОК «Дон Кихот», а потом приходите в офис и осознаете, что вам не по пути с компанией, в которой вы решились работать, что у вас не получится передать ни одной своей мысли и эмоции здесь, чтобы двигаться дальше. То есть уровень восприятия информации из мира — он иной, не совпадающий, не вибрирующий в унисон с вашими ценностями. И если оставаться на месте, где не возникает внутреннего комфорта, то это значит почти не жить. До какого-то момента очевидного понимания ситуации не происходит, потому что мы часто обманываем себя, пока не щелкнуло в сердце, а потом в голове, и тогда вы разворачиваетесь и уходите. И сначала, кажется, что в никуда, и это так безответственно, а у вас нет денег вообще, даже копеек на карте «Онай», чтобы добраться до дома, и ливень с порывистым ветром накрывает вас посреди улицы, и ломается зонтик... И стоишь один внутри всей этой неподвластной тебе стихии, и только когда сердце перестает бешено стучать от волнения, это небо и этот город становятся твоей защитой. И вдруг раздается звонок в телефоне, и, уже не боясь ничего, вы летите на встречу, где неожиданно в викторине выигрываете зонтик, затем вас угощают горячим кофе и теплыми словами. И тогда приходит понимание, в чем секрет этого счастья свободы.

Эта история, случившаяся с автором этой публикации, легла в основу одной из недавних постановок Галины Пьяновой, она и сыграла сама героиню сюжета. Может показаться, что это всего лишь одна пустяковая, на первый взгляд, сюжетная зарисовка из жизни, но она подтолкнула к принятию решения. Театр часто снимает с нас напряжение, условности, цепи, если этот театр о свободе личности и о познании себя.

Молодые «артишоки»

Итак, ARTиШОК выпустил свой второй актерско-режиссерский курс, и он оказался настолько ярким и талантливым, что на выпускном вечере Анастасия Тарасова, управляющий директор театра, и Галина Пьянова, художественный руководитель и режиссер театра, решили отдать ребятам малую сцену.

— И делайте, что хотите! — провозгласила Галя.

И в этом моменте проявилось большое доверие к своим воспитанникам, преемникам в настоящем и будущем. Ребята два года — ежедневно, а порой и еженощно — обучались у самых ярких представителей творческой интеллигенции Алматы — Галины Пьяновой, Антона Болкунова, Елены Набоковой, Ирэны Аравиной, Софы Гордеевой, Анастасии Тарасовой, к которым подключались и приглашенные из других стран театральные гении.

Двенадцать лет назад аналогичная театральная школа при театре помогла ARTиШОКу двигаться дальше, и двое ее выпускниц — Анастасия Тарасова и Виктория Мухамеджанова — стали ведущими актрисами театра. Сегодня Анастасия просто виртуозно управляет театром и, надо признать, является лучшим театральным менеджером в стране сегодня. Ей каким-то чудом и постоянным трудом удается поддерживать этот корабль-театр не только на плаву, но и вести его к лучшим берегам. Она же инициировала и возобновление актерско-режиссерского курса.

А «курсанты», впитавшие в себя, как губка, всю информацию от своих педагогов, весь год выдают нам шедевры на сцене. Одной из потрясающих постановок, всколыхнувших Алматы, стала «Сто лет одиночества» Театра художника Антона Болкунова. И, как роман Маркеса, ошеломивший и продолжающий удивлять мир, этот спектакль поразил воображение зрителя. Отметим, что пока еще никто не решился ни снять в кино, ни поставить на сцене это произведение великого колумбийского писателя. И молодые актеры, взращенные ARTиШОКом, оказались на высоте.

Но и в дипломных режиссерских эскизах воспитанники команды ARTиШОК показали немалый творческий потенциал и глубину своих мыслей. Выбирая пьесы для постановок, ребята оттолкнулись от серьезных тем и размышлений. Инжу Садыкова, к примеру, взяла за основу своего режиссерского эскиза пьесу казахстанского автора Мурата Колганата «Пони». Она о судьбе тех, кто приезжает в город в поисках лучшей жизни, и погибает здесь, теряя корни. «Умер нищим на родной земле» — до сих пор рефреном звучит эта фраза в голове. Подняла тему расизма, непринятия родного человека Карина Волкова, взяв пьесу Дилени «Вкус меда». А Айганым Рамазан вскрыла больные вопросы вседозволенности и безнаказанности в современном обществе, обратившись к произведению российского драматурга, сценариста и режиссера Светланы Петрийчук «Во всем виноват Вайнштейн». После успешной сдачи дипломной работы Айганым спектакль взяли в действующий репертуар ARTиШОКа.

Опыты взаимодействия

Что касается драматургии Светланы Петрийчук, то поднимаемые ею вопросы настолько злободневны, буквально до обостренного нерва, что принесли ей невероятную популярность не только в России. Спектакли по пьесам Петрийчук ставят в Москве, Нижнем Новгороде, Южно-Сахалинске, Новосибирске, других городах. Светлана преподает в Школе-студии МХАТ, сотрудничает с ARTиШОКом, а на Международном фестивале идей Go Viral Central Asia ее мастер-класс прикладного характера по написанию пьес, пожалуй, скоро откроет новые имена молодых писателей и сценаристов. К слову, взаимосвязи со Средней Азией у Петрийчук давние.

— Я работала, кажется, лет восемь с казахстанскими продакшенами в Алматы и Нур-Султане — сняла несколько документальных проектов, три игровых сериала и полный метр. Ну и написала ряд сериалов тоже, — делится Светлана. — Что касается театральных проектов, то у меня есть глубокая дружеская и профессиональная связь с театром ARTиШОК, где прошла читка моей пьесы. Сейчас по ней поставлен дипломный спектакль. Также я написала сценарий для нескольких сериалов, которые были переведены на казахский язык, и сняла два сериала на казахском языке. Это не сложно, если есть редакторы на площадке и взаимопонимание с актерами. Но пьесы мои на казахский язык, насколько я знаю, не переводили. Впрочем, главная моя связь со Средней Азией состоит в том, что я родилась в Бишкеке и жила там все детство.

На вопрос об общих проблемах независимых театров РК драматург ответила, что они одни и те же — как заработать денег на аренду помещения и прочие расходы. И в этом плане именно ARTиШОК обратил внимание на то, какие задачи решают творческие команды независимых театров, почему обществу априори необходимо искусство театра. Так, театр призван не только свидетельствовать, рефлексировать события настоящего дня или фиксировать действительность и ее героев в историческом аспекте. Театр учит думать, чувствовать. Театр воспитывает культуру и образовывает, а сейчас, пожалуй, только он один этим и занимается. И еще защищает, давая веру в себя, усиливая дух. При этом независимые театры остаются без поддержки государства, решая за него огромное множество самых разных вопросов.

Цели актерско-режиссерского курса

— Наша цель — выпустить курс, способный самостоятельно действовать без поддержки конкретного театра, — говорит Галина Пьянова. — После выпуска люди должны быть профессионально обучены, в полной мере владеть актерской и режиссерской профессией. С нашими дипломами они смогут устроиться на работу в театры Казахстана и Центральной Азии. Кто-то сможет остаться работать с нами в ARTиШОКе.

— Мы предлагаем обучение как некую форму взаимодействия внутри курса, когда студенты сами формируют себе команду. Принцип работы театральной лаборатории, где каждый решит для себя, будет он актером или режиссером, и если таких ребят, условно говоря, десантировать в тайгу, они и там смогут организовать собственный театр, — резюмирует стратегию обучающего курса Антон Болкунов, главный художник театра ARTиШОК.

«За последние недели в театре произошло столько, что не объять это постами в социальных сетях. Это выше, больше, значительнее. Это отбирает все твое живое время, оставляя его только на сон, — пишет на своей FB-странице Анастасия Тарасова, управляющий директор театра ARTиШОК. — Нет просто секунды выложить что-то в Инсте или ФБ. Есть такое утверждение: не выложил в сеть — не случилось. Я думаю, что все, что происходит в театре, сейчас это опровергает. Случился актерско-режиссерский курс, который, я уверена, сдвинет земную орбиту. Завтра у курса уже выпускной! Мы не только затеваем праздник, который в жизни для человека также важен, как свадьба, а еще будем награждать тех, кого считаем нужным. Вот так нагло и бескомпромиссно».

И наградили, как хотели и кого хотели. И это было настолько по-настоящему искренне и торжественно, будто реально вручались статуэтки «Оскара», если не круче. Дипломы и грамоты ARTиШОКа — это, пожалуй, тот уровень профессионализма и духа свободы, постоянного поиска креативных созидательных и самых невероятных проектов, который определяет знак качества этой команды. Такой независимый, самостоятельный, такой маленький, но очень Гордый и Большой Театр вызывает уважение и любовь. Пусть придет ему и большая поддержка!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру