После 50-летнего молчания «проснулся» свободный дух балета Хачатуряна

Вот это реновация по-алматински! Один из редких в мире мужских балетов представил зрителю Казахский национальный академический театр оперы и балета имени Абая. После его постановки в 1974 году в него вдохнули свежее дыхание.

После 50-летнего молчания «проснулся» свободный дух балета Хачатуряна

Марис Лиепа — в Мариинке, Нельсон Пенья — в КГАТОБе

Несколько дней подряд с момента премьеры алматинские театралы с азартом обсуждают балет «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. В своей первой версии он был показан на сцене КГАТОБа почти полвека назад — в 1974 году. Сегодня спектакль предстал обновленным и впечатляюще зрелищным. Во-первых, музыку Хачатуряна в исполнении симфонического оркестра можно слушать с закрытыми глазами, и будет достаточно уже этого наслаждения. А когда к гениальному творению композитора добавляются классическая хореография, богатство костюмов, грандиозные декорации и свет, действие превращается в фейерверк эмоций.

Первым зацепившим впечатлением стал сценический антураж, когда открылся занавес и перед зрителем во всей своей исторической мощи и красе явился римский амфитеатр, и перед ним, словно спустившийся с Олимпа Зевс, появился статный и, пожалуй, божественный исполнитель роли Красса — Нельсон Пенья. Это же надо быть таким скульптурно совершенным и академически высокопрофессиональным! А впервые, между прочим, эту роль в Мариинке исполнил Марис Лиепа. Можно посмотреть видеозаписи его выступлений, чтобы понять, как близка манера парить у этих двух артистов.

В КГАТОБовском «Спартаке» задействован весь молодой, поистине красивый состав артистов — исполнителей мужских партий. «Спартак» считается мужским балетом, так как в нем много брутальных танцев, сцен битв, страсти, характера и силы духа. Этот шедевр с первых тактов писали и создавали как скульптуру, архитектуру, фреску, разрушая сценические каноны и вызывая шквал негодований у одних, восторг у большинства других. Создание балета «Спартак» — само по себе уникальная история, достойная написания книги и киносюжета.

Героические мотивы в годы войны

В фильме «Танец с саблями», снятом в 2019 году режиссером Юсупом Разыковым, передается атмосфера холодной Перми 1942 года (тогда это был город Молотов), где, находясь в эвакуации в годы Великой Отечественной войны, Хачатурян создает гениальную музыку для балета «Гаянэ». И там же пишет за одну странную ночь внезапный и грандиозный, ставший легендарным «Танец с саблями». А годом ранее в одной из газет выходит заявление Хачатуряна: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР совместно с либреттистом Н.Д. Волковым и балетмейстером И.А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Образ Спартака в связи с трагическими событиями войны становится актуальным, напоминая о свободолюбии, силе и крепости духа. «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход вглубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в Древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело поднимался против поработителей за свою свободу и независимость».

Чтобы написать либретто к балету, Волков изучал подлинные исторические источники, в том числе Плутарха и Ювенала. Но создание музыки к балету на какое-то время прервалось, и только после посещения Рима в 1950 году, вдохновившись реальной Италией, композитор продолжит работу над «Спартаком» и в 1954 году будет поставлен последний нотный знак в партитуре. Премьера балета состоится 27 декабря 1956 года в Мариинке — Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова в постановке Леонида Якобсона, продолжателя традиций Фокина. И это будет мировой триумф, которому на самом деле предшествовало множество скандалов. Один из них произойдет между композитором и хореографом.

По воспоминаниям очевидцев, Якобсон раскритиковал балет, в котором ему показалось схематичным все либретто и затянутой музыкальная часть. Арам Хачатурян негодовал по поводу просьбы хореографа сократить партитуру, и между ними произошла самая настоящая драка прямо на Невском проспекте, которую пришлось разнимать милиции. Но и сам Якобсон затем разрушил все хореографические традиции, облачив танцоров в свободные одежды и заменив пуанты на сандалии. Таким образом, постановщик ставил цель достигнуть пластической выразительности для наиболее полной передачи духа древнего Рима, экспрессии сражающихся богов и титанов.

«В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет балетный критик

М. Ильичева. — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников намечали образ военной машины. Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя...» Главные партии в балете исполняли такие звезды, как Васильев и Лиепа, Плисецкая и Максимова. Если говорить о постановке, то сегодня насчитывается двадцать ее версий в мире, но самыми популярными считаются только две — Григоровича и Якобсона. Спектакль «Спартак» в КГАТОБ имени Абая поставил Заурбек Райбаев, и балет вошел в золотой фонд театра.

«Спартак» алматинский

В Алматы «Спартак» представил в 1974 году Заурбек Райбаев, известный советский и казахстанский артист балета, главный балетмейстер ГАТОБа, его солист, педагог, народный артист Казахской ССР. Балетовед Л. Сарынова писала, что он «дает волю своей балетмейстерской фантазии, которая проявляется прежде всего в сфере условного, но неисчерпаемого по своим выразительным возможностям классического танца».

На репетициях балета в 1974 году был сам Арам Хачатурян, и в нотной библиотеке театра бережно хранится партитура «Спартака» с его пометками. Остался Хачатурян и на премьеру, благословив алматинский вариант постановки балета на долгие годы успеха. Главные партии тогда исполнили Рамазан Бапов, Раушан Байсеитова, Людмила Рудакова, Эдуард Мальбеков и Зарема Кастеева.

А сегодня, видимо, назрел момент освежить постановку, вдохнуть в нее дух современного времени. Переживания в этот непростой период всемирной пандемии, страхов, разрушения иллюзий и поиска правды во всем наводят на мысли, что личность отважного Спартака снова становится своевременной, чтобы напомнить нам о свободе духа и права на такую жизнь, которую мы можем выбирать самостоятельно.

Обновленный спектакль получился потрясающе ярким и патетическим. Над его постановкой трудились балетмейстер Гульжан Туткибаева, народный художник России Вячеслав Окунев, дирижер, заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров. Принимал участие в репетициях и заслуженный артист КазССР Эдуард Мальбеков, исполнявший роль Красса в премьере 1974 года. Он вносил свои коррективы, направлял и вдохновлял артистов балета.

— Это потрясающе, что спектакль вернулся на родную сцену. Тем более что восстанавливался он как подлинный материал. Разумеется, какие-то вкрапления есть от Гульжан Туткибаевой и художника Вачеслава Окунева, но в целом это так и остался Заурбек Райбаев. Хочу отдельно отметить молодых солистов, исполнивших главные партии в спектакле: как точно передали они характеры своих персонажей, их переживания и тонкости натуры. В целом вся балетная труппа показала высокий результат — так ощущать музыку и передавать пластику, массовые сцены кордебалета, чтобы передать мощь сцен той исторической эпохи. Какой сильный дуэт сложился — «оркестр — труппа», как гармонично и чувственно они передали настроение, ведь музыка Хачатуряна просто великолепна, а хореография балета очень сложна и разнопланова. Могу сказать абсолютно уверенно, что все артисты, педагоги-хореографы и постановщики — все, кто работал над этой постановкой, справились на «отлично»! Я поздравляю театр с грандиозной премьерой — это большой подарок для города Алматы! — поделился своими эмоциями и мыслями Эдуард Мальбеков.

Над новой премьерой работал весь состав балетной труппы, главные партии исполнили ведущие солисты КГАТОБа Жанель Тукеева, Азамат Аскаров, Архат Аширбек, Айман Егисбаева, Малика Ельчибаева, Нельсон Пенья, Гульвира Курбанова, Рахим Даиров.

Ода художнику

Когда художник создает самостоятельное произведение на сцене, это не может не впечатлять. По эскизам Вячеслава Окунева мастерами пошивочного цеха театра было создано более 300 костюмов для спектакля, а цехами мягких и жестких декораций были изготовлены монументальные декорации и живописные полотна. Окунев, к слову, наиболее приглашаемый в мире художник-постановщик для грандиозных мировых проектов. Его талантом художественно оживлено более 350 постановок, в том числе в Королевском театре Глазго, Национальной опере Греции, Национальной опере Варшавы, Венгрии, Национальном театре Кореи, Японии, в «Нью-Йорк Сити балете». Спектакли, оформленные Вячеславом Окуневым, идут в Италии в театрах «Ла Скала», «Арена-ди-Верона», оперном театре «Кальяри». В Мариинке среди его работ «Коппелия» Делиба, «Ревизор» Чайковского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Летучая мышь». Оформленные им балеты идут в Михайловском театре России, в Театре балета Бориса Эйфмана, театре «Санктъ-Петербургъ Опера», Новосибирском театре оперы и балета, Екатеринбургском театре оперы и балета, Пермском театре оперы и балета. В Большом театре России идут декорированные им спектакли «Сильфида», «Русский Гамлет», «Хованщина». Теперь в Казахстане есть художественно написанный им балет, вызывающий эстетическое наслаждение. И нам повезло, что все звезды сошлись, чтобы подарить нам это произведение большого искусства. Смотреть, внимать, слушать, восхищаться, пока душа жива и способна парить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру