Аллегории и метафоры самого загадочного казахстанского художника

Возможность в определенных пределах осознать масштабный размах художественного мышления Вячеслава Люй-ко предоставил Государственный музей искусств имени А. Кастеева. «Вчера. Сегодня. Завтра» — простое название для невероятно сложной и многогранной экспозиции. Увидеть ее можно до середины июня.

Аллегории и метафоры самого загадочного казахстанского художника

Куратор выставки Анжелика Акилбекова виртуозно справилась с задачей показать в одном зале все вместе и каждую в отдельности из 80 оригинальных, громадных по размерам и совершенно разных по форме и содержанию работ одного из самых замысловатых казахстанских творцов.

Со своим спиритуализмом

А Люй-ко такой: кому-то его творчество по духу, воспринимается восторженно, комуто — нет, но равнодушным оно не оставляет никого. Ибо так невероятно многослойны по замыслу его работы, что рассмотреть их в целом издалека и в деталях вблизи исключительно любопытно. Входя в экспозиционный зал музея на эту выставку, кто-то восклицал, что это не картины, а ковры, не полотна, а средневековые миниатюры, не живопись и графика, а орнаменты и фрески. И действительно — глаза разбегаются, и не знаешь, где остановиться. И так до тех пор, пока не приходит осознание, что надо плыть по собственному течению, туда, куда оно приведет. И только тогда сказки и сказания, мифы и легенды начинают оживать.

И вы, кажется, еще здесь и сегодня, но размышления уносят далеко в библейское и средневековое прошлое, ассоциации с которым возникают мгновенно. Как в средневековом искусстве сохранялась тесная связь с религией, спиритуализмом и мифологией, так образы и сюжеты Люй-ко наполнены своей философией о предначертанном и разумном устройстве мира. Как художники средневекового периода выражали свои мысли зашифрованным, условным языком, так и Люй-ко повествует нам о простых истинах через символы. И так же, как творцы предыдущих эпох были близки народному творчеству, традициям языческой культуры, искусству ремесленников, так и полотна Вячеслава Люй-ко вызывают внезапный ассоциативный ряд с традициями ковроткачества восточных мастеров. К примеру, сохранившиеся до наших времен казахские ковры алаша передают нам «картинки» из жизни и быта народа рисунком замысловатых орнаментов, а Люй-ко на своих холстах возвращает нас своими символами и знаками к раздумьям на библейские темы.

Любить не себя в искусстве, а искусство в себе

А чтобы совсем не упорхнуть от современности, художник дает нам в руки два забавных инструмента — зеркала и наши собственные сотовые телефоны. Зеркала, декорированные мастером в едином стиле с его средневековыми картинами, размещены по периметру всего экспозиционного зала так, что мимо них постоянно проходишь и незаметно включаешься в игру воображений и отражений. Эти интерьерные отзеркаливающие «полотна» — не только произведения искусства, но еще и «уловка» художника: гости выставки пытаются сделать селфи, но в зеркалах все равно отражаются холсты, а вместо лиц остается лишь темное пятно задней части телефона. И только потом многие поймут, что стали частью выставки, возможно, повлиявшей на изменение мироощущения.

«Слава — лава»

Художник попытался пояснить замысел своей выставки, составленной из свеженаписанных «ребусов», «квестов», «лабиринтов», «зеркал» и «ковров» таким откровением: «Как рассказать о мире, в котором живешь уже больше полувека? Каким алфавитом, каким визуальным языком записать свой дневник наблюдений? Наши предки в полной мере владели искусством передачи информации с помощью символов, знаков и орнамента. Носителем этой информации являлось все, что окружало человека в его повседневной жизни: от предметов быта — кухонной утвари, ковров, одежды, оружия, доспехов, орудий труда и средств передвижения до архитектуры. Человек прошлого легко считывал информацию, заключенную в сплетении линий и контурах фигур, рассказывающих о событиях прошлого и настоящего, социальном статусе человека, его роде и племени. Этот содержательный, лапидарный язык служил практическим целям — помогал выжить в среде обитания. Сегодня иначе. Бесконечным бурным потоком извергаются новости, знания и информация, в коих сложно отличить вымысел от факта, правду от лжи. Я попытался поговорить со зрителем языком, который использовали наши пращуры, — языком образов, символов, знаками своего алфавита. Рассказать о том, что вечно, и о том, что может исчезнуть без следа».

— Выставка невероятно масштабна, все картины сложные по композиции, емкие по содержанию, многомерные для восприятия. Конечно, трудно справиться со своими чувствами, они более похожи на трепет при проявлении мощных сил природы — это похоже на поток раскаленной лавы, низвергающейся из вулкана. Ну вот и сложился каламбур на это чудо «Слава — лава»... А замечательных картин много, очень много для одного зала и даже одного музея, и даже для одной небольшой страны, приютившейся на краю Евразии, — пишет Алексей Воронцов, один из поклонников таланта мастера.

И искусствовед Ольга Батурина в необычайном восторге от настоящей выставки: — Между морской пучиной и воздухом небес! Между Ионой и Тбилиси... Выставка Вячеслава Люй-ко, которая сейчас идет в ГМИ имени А. Кастеева, — это путешествие по временам и весям в поисках себя. Потому что это путешествие в глубину. Многослойность и многозначность работ Вячеслава, яркое магическое кружево из знаков истории и природы, человека и времени. Они похожи одновременно и на средневековые рукописные тексты, на пергаменте которых буквы превращались в картинки, и на древние загадочные орнаменты, смысл которых забыт, утрачен, но рождается заново здесь и сейчас, и на восточные ковры с их изобилием и избыточностью деталей, и на нарядные арабески, которые образуют свой райский сад внутри любой композиции.

Вечная тема

Но в череде всех замысловатых арабесок одна и та же тема при внимательном взгляде будет повторяться вновь и вновь. Мужчина и женщина, Адам и Ева, а еще Ева и Лилит, и корабли любви по кругу.

— Я человек классических взглядов, и считаю, что ценность традиционных отношений, естественно, находит отражение и в моей жизни, и в моих работах, — поясняет Вячеслов Люй-ко. — Мужчина и женщина, семья — это первооснова всего сущего на земле. Адам и Ева на моих полотнах представляют собой не просто вариации на библейские сюжеты, это обращение к тому, когда все произошло и зародилось. Эти отношения, конечно, не исключают трагедий, которые нашли свое отражение и в литературе, и в искусстве. Это и ревность, и сомнения, и переживания, и войны. Но эти отношения между мужчиной и женщиной несут в себе большой энергетический заряд и надежду на будущее, потому что без них жизнь на планете остановится навсегда. Это очень серьезная тема, которую совершенно невозможно игнорировать. И потом эти взаимоотношения между мужчиной и женщиной порождают удивительное чувство — любовь. Это и есть мой посыл современникам — вспомнить и понять смысл прописных истин. Вообще-то эта выставка должна была состояться в прошлом году, но по независящим от нас причинам была перенесена на год, благодаря чему появилось больше новых работ. По концепции они завязаны в знаки, символы, говорящие о времени, о себе, о том, что с нами происходит. А темы у меня всегда одни и те же, притом, что я становлюсь старше, они равно меня волнуют, и одна из них постоянна всегда — мужчина и женщина.

Пересечения

Возникло и еще одно любопытное наблюдение. Рассматривая золотистые «узоры» философских размышлений Люй-ко, пришла параллель с творчеством другого известного художника Алматы Всеволода Демидова. Даже захотелось увидеть их работы на одной совместной выставке-перформансе!

— Я очень давно знаю Славу, еще с прошлого века, и мы давние приятели, — подтверждает мысли Сева Демидов. — И я очень много лет слежу за его творчеством, видел все его выставки, которые проходили в Алматы. Он обладает такими качествами, которых мне не хватает, с одной стороны, а с другой — он для меня как учитель. На первых порах я у него многое почерпнул и сейчас смотрю и вижу, что до сих пор у нас с ним есть какие-то пересечения: у меня, как и у него, тоже есть рыбы, корабли, какие-то истории, и меня это никак не смущает, а наоборот, радует, что мы вот так сходимся-расходимся. И вообще мы питаем друг к другу симпатию, и я нисколько не жалею о потраченном времени, придя сегодня на эту выставку.

Можно найти и множество других совпадений, пересечений, ассоциаций... Наверняка, что-то увидите или обнаружите для себя и вы на этой выставке!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру