Творчество как связь времен и пространства

В ближайшие дни в новом пространстве единственной в Казахстане студии авторской керамики Clay House Gallery будет презентована выставка Елены и Владимира Григорьян — алматинских художников, отметившихся на арт-карте мира своими философскими размышлениями на темы путешествий во времени, пространстве и душе.

Творчество как связь времен и пространства
Владимир Григорьян «Поцелй Иуды»

Увлеченные керамикой и живописью, они передают свои знания и мастерство ученикам, в том числе не только в студии и художественных академиях, но и в авторском проекте Viaggi paralleli — керамическом путешествии на юг Италии. Также в скором времени художники представят необычный проект под открытым небом.

Запечатленное

Им нравятся живопись и керамика, Италия и «Сад забытых фруктов» Тонино Гуэрра, они организуют арт-путешествия и создали вокруг себя собственный художественный сад. Елена и Владимир Григорьян — самая, пожалуй, необычная и необыкновенная творческая пара в Алматы. Их часто можно видеть вдвоем — на выставках, в учебных студиях и аудиториях, неспешно прогуливающимися по городу. Скромные, немногословные, стильные, интеллигентные, интеллектуальные, загадочные, цельные и очень глубокие. Всегда хочется рассматривать и распознавать их самих и сотворенные ими работы, приподнимая «вуаль», потому что большинство созданных ими произведений словно задымлено, прикрыто полупрозрачной поволокой. Как, к примеру, в диптихе Елены «Запечатленное».

В этом коллаже, основанном на двух старинных фотографиях, с применением кружева, кальки, живописи едва — Я коллекционирую старые фотографии, вдохновляюсь ими, — говорит Елена. — Как-то подруга привезла мне старые фотографии из Баку, а из всех фотоснимков я выбрала для работы почему-то именно эти изображения одной и той же девочки, но разных промежутков дореволюционного времени. Она из дворянского рода, прабабушка моей подруги. Как только я начала создавать коллаж, стало получаться что-то драматичное. И только позднее выяснилось, что семья этой девочки после революции бежала в Шанхай, а в период НЭПа вернулась в Советский Союз и затем попала под репрессии. Героиня фотоснимка последние годы жизни провела в казахстанском АЛЖИРе. Там она погибла и в моей работе символически возвращается к нам в образе птицы, который возник у меня сам собой под ее изображением.

Слияние двух душ

Елена и Владимир родились и выросли в Баку, где познакомились благодаря книге об импрессионизме.

— Мы учились в одном художественном училище, но не были знакомы друг с другом. И как-то на одном из общих собраний, какие часто проводили в советское время, я пришла с любимой книгой «Ренуар, Моне, Писсаро: Импрессионисты. Избранные письма с эскизами и набросками». Владимир сидел рядом и обратил внимание на книгу, — вспоминает Елена. — Он попросил дать ее почитать, но я так не хотела отдавать «Импрессионистов». В те времена подобные редкие издания очень сложно было находить. Но книга до сих пор со мной. И Владимир — тоже.

В 1989 году вследствие политических событий в Азербайджане Елена и Владимир переехали в город Шевченко (Актау), где прожили несколько лет, затем перекочевали в Алматы. Здесь в 1996 году состоялась их первая выставка. А в 2000-м к ним пришла известность и на международной выставке в Вашингтоне, затем последовал успех в Испании, Италии, Франции. Они всегда вместе, похожи друг на друга, и не только внешне.

«Творческий дуэт Владимира и Елены Григорьян — тот редкий пример, когда гармоничный семейный союз является одновременно успешным творческим тандемом двух художников, близких по духу и философии мироощущения. Незыблемые христианские постулаты — Вера, Надежда, Любовь — первооснова творчества двух авторов, чьи тонкие духовные вибрации сливаются в художественном созидании, наполняя их произведения божественной энергией любви и добра. В поисках новых средств художественной выразительности авторы обращаются к различным материалам. Владимир создает неповторимые живописные и керамические произведения, Елена — удивительные композиции в графике, керамике, технике коллажа. Оба художника работают в относительно новом для казахстанского искусства направлении «лэнд-арт» (использование реального ландшафта и природных стихий как особого художественного материала для создания артефактов)», — пишет о них искусствовед Екатерина Резникова.

О схожести и разности говорит и Елена:

— Мне все-таки кажется, что у нас разные почерк и стилистика, но одна общая духовная основа, и многие замечают именно это, и это главное. Мне даже говорили, что в работах Владимира женского начала больше и живопись мягче, а у меня — наоборот. А в керамике все по-другому — у Владимира в ней больше брутальности, у меня, возможно, нежности, мягкости. Мы всю свою творческую художническую жизнь обращались к евангельским и библейским сюжетам. И не секрет, что там много символики, иносказательного метафоричного языка. И, конечно, в наших работах все эти символы находят отражение. В период карантина, к примеру, возникло много размышлений на тему Благовещения. Сколько об этом написано, сказано, создано, а теперь возникла из глины и моя микроскопическая частица вселенского духовного Благовещения. Думаю, что глина — самый природный материал, в котором задействованы все стихии: она есть часть земли, в воздушной среде создается произведение искусства, огонь обжигает ее и придает силу, вода есть в составе, и без нее она не лепится. Присутствует и дух, потому что каждый, кто прикоснулся к глине, становится немного Демиургом. Возможно, люди, начинающие заниматься керамикой, на интуитивном уровне чувствуют это.

— Керамика — вид искусства, одинаково близкий обоим авторам. Глина — первооснова мироздания, воплощение земной стихии — мягкий и податливый материал, который трансформируется в руках художника, превращаясь в хрупкие символичные образы. Свои керамические произведения авторы создают в японской технике раку — задымление, когда в процессе работы невозможно точно предсказать конечный результат. Матовое или блестящее покрытие изделия после обжига и задымления приобретает оттенки, затемняющие натуральные цвета белой и красной глины, а поверхностные кракелюры образуют рисунок, завораживающий своей простотой и графической ясностью, — отмечает Екатерина Резникова.

Пилигримы

Керамика, ее познание, любование ею вошли в основу авторского арт-путешествия семьи Григорьян в Италию под названием Viaggi paralleli — «Параллельные поездки».

— Почему именно Италия, спрашиваете вы? Потому что это прежде всего великая красота! Еще Бродский писал о Риме (хотя это касается всей Италии): «И в логове ее я дома». Здесь есть все, чем кормится душа: любимая живопись, любимые поэты, истоки европейской цивилизации, христианство. Для нас с Владимиром так сложилась судьба, что в этой стране все выстроилось и для наших проектов.

А началось все с увлечения художников творчеством известного в мире итальянского писателя, поэта, сценариста Тонино Гуэрра. Он творил и жил в средневековом итальянском городке Пеннабилли, где сегодня в его доме-музее, превращенном в пространство «Сада забытых фруктов», можно найти не только изумительные артобъекты, но и камни с именами его друзей и коллег Феллини, Тарковского, Мастрояни, Антониони. Их дух тоже присутствует в этом месте. Встречает гостей в сказочном саду супруга Тонино Гуэрра — Лора, русская по происхождению. Когда-то он подарил ей птичью клетку, которую заполнял бумажками с фразами по-итальянски, чтобы помочь освоить новый язык, и всегда дарил ей стихи и необычные подарки. «Тонино может подарить мне глиняный античный черепок, этрусские бусы, старинное венецианское стекло. Слова. Воздух. Ароматы». А сегодня Лора Гуэрра одаривает «плодами» творчества, искусства, размышлений великого Маэстро, став хранительницей его наследия и превратив Пеннабилли в центр культурного туризма. «Главное занятие моей жизни — это обожать. Обожаю людей, которые дарят миру и защищают сказку», — говорит прекрасная дама. И для каждого, кто однажды побывал в таинственном саду, время превращается в одно прекрасное путешествие. А Елена и Владимир Григорьян в этом странствии создают свою сказку и свой «Сад забытых фруктов». И в Италии, и в других странах, и в Алматы — городе яблок.

— Мы такие номады, странники, пилигримы и сохраняем за собой проект Viaggi paralleli, надеясь в скором времени продолжить путешествия в Италию. Мы делали там инсталляции, выставки, участвовали в Международном арт-фестивале в Ланчано, очень полюбили Абруццо. Это уникальный и малоизвестный туристам регион, рай на земле, где с одной стороны Адриатика, с другой — горы. Прекрасный климат и патриархальная среда, настоящая Италия со всеми ее прелестями. А пока нет возможности для турне, планируем показать свой новый «Сад забытых фруктов» в Алматы.

И будет он «разбит» в необычном пространстве под открытым небом в одном из фруктовых садов города. Остается только дождаться снятия карантинных мер, чтобы с упоением уйти в искусство. В новых галереях и садах любимых городов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру