Шарденов – это подлинное искусство секретов казахского гения

Неизвестные работы разных периодов творчества Жанатая Шарденова, советского и казахстанского художника-живописца, народного художника Республики Казахстан, члена Союза художников СССР, сегодня представлены в галерее «Улар». Собранные из запасников частных коллекционеров Алматы в одном пространстве, они открывают серию вернисажей в честь 30-летия Независимости РК под названием «Звезды казахстанского искусства».Неизвестные работы разных периодов творчества Жанатая Шарденова, советского и казахстанского художника-живописца, народного художника Республики Казахстан, члена Союза художников СССР, сегодня представлены в галерее «Улар». Собранные из запасников частных коллекционеров Алматы в одном пространстве, они открывают серию вернисажей в честь 30-летия Независимости РК под названием «Звезды казахстанского искусства».

Шарденов – это подлинное искусство секретов казахского гения
50 оттенков серого дня. 1978 год.

По словам автора проекта галериста Юрия Марковича, многие работы этой серии можно будет не только впервые увидеть, но и приобрести.

Жан Шарден?

Самого узнаваемого по своему загадочному почерку величайшего казахстанского художника Жанатая Шарденова сравнивали с Ван Гогом и сопоставляли с французским живописцем XVIII века Жаном-Батистом Шарденом, считая второго более известным. Но знаем ли мы его лучше, чем Жанатая Шарденова, знакомы ли хоть с одной его работой? Однако со своими натюрмортами и портретами Шарден всего лишь оставался талантливым служителем академической школы живописи того времени. А работы Шарденова стали известны во всем мире, и не будь его, вряд ли кто-нибудь обмолвился бы словом о французском Жане-Батисте.

Тем временем Шарденов подписывал свои работы не иначе как Шарден. Вполне лаконично, и не то, чтобы это была дань другому художнику с похожей фамилией, а стилю, пришедшему с берегов Сены. Скромный и тихий при жизни, казахстанский Шарденов создал собственный стиль, секрет которого до сих пор никто не сумел разгадать.

Эффект расстояния и рельефа

Есть версии, по которым считают, что он смешивал краски с цементом или другими веществами, чтобы достичь той наполненной объемом фактуры, которой отличаются его работы. А возможно, он обладал такими приемами, о которых мы вообще никогда не узнаем. Либо как всякий гений и необыкновенная личность был наделен теми качествами характера и внутреннего наполнения, которые имеют недюжинную силу, не поддающуюся постижению и описаниям. Но искусствоведы пока говорят и пишут об исключительно пастозной технике мастера, обладающего способностью выдавать на холстах широкие и, хочется добавить, щедрые, размашистые, динамичные мазки.

— Мастер умел смешивать краски одним движением и наносить их в пастозной технике, захватывающей внимание на разных расстояниях, — делится Юрий Маркович. — Чем дальше отходишь, тем сильнее включается и проявляется композиция, что говорит о том, насколько тонко и точно мог художник предчувствовать восприятие картины зрителем, находящимся от нее на разных расстояниях. Фантастический эффект, интригующий зрителя. Для меня по сей день интересно разгадывать загадки Шарденова. В каких-то его работах каждый мазок выглядит как шероховатый металл, архитектура, и иначе как скульптурной живописью это не назовешь.

Наполненные многими слоями красок, своеобразной эстетикой смешения их в разных оттенках, холсты Шарденова обладают фокусом разного визуального прочтения на определенных дистанциях. Вблизи мы видим рельефную технику письма и удивляемся, что из общей палитры этой, казалось бы, на первый взгляд, «какофонии» штрихов и мазков, на расстоянии от полотна проявляется преображающийся неповторимый сюжет, гармоничная композиция. Природные пейзажи мастера удивляют зрелищностью и фактурностью, но впечатляют и промышленные «ландшафты» в его исполнении. И опять же ни до, ни после Шарденова таких живописных «песен» о производстве никто не написал.

— Пастозная техника, которая была изобретена и применена Шарденовым, всякий раз поражает наше воображение. И даже производственные пейзажи, так, как он, никто никогда не сумел сделать, — говорит Юрий Маркович. — К примеру, мне как галеристу нравятся все промышленные пейзажи Шарденова. По ним видно, как развивалась социалистическая промышленность и в то же время, как красиво создавались сами художественные полотна, представляющие ее визуально. Он придумал свои цветовые и рельефные эффекты, развивал их, и, конечно, в его мастерстве сказывалась профессиональная школа Репинки.

Аукционный Шарденов

По рейтингу Международного аукционного дома Bonart, работы Жанатая Шарденова по стоимости лидируют среди самых маститых и известных художников Казахстана, а в последнее время с большим отрывом от остальных вышли на первое место. Эксперты в области искусства оценивают пейзажи кисти маэстро как одни из самых дорогих. К примеру, аукционные работы «Кафе в парке Горького» и «50 оттенков серого дня», написанные Шарденовым в 1975-м и 1978 годах, выставлены на продажу за высокую стоимость. Работы Шарденова хранятся и демонстрируются во многих музеях Казахстана и разных стран мира, находятся в частных коллекциях. Сейчас их количество в нашей стране с каждым годом уменьшается.

— На арт-рынке Казахстана сейчас все меньше и меньше произведений шестидесятников, доступных к продаже. Золотой фонд уже распределен по частным и музейным коллекциям, что способствует удорожанию произведений, несмотря на кризисные ситуации, — отмечает Юрий Маркович.

Вкусное утро

Пока не заметили иные

Родившийся в 1927 году в селе Ковыленко Целиноградской области, оставшийся в раннем возрасте сиротой, он мог так и прожить незамеченным со своими талантами, если бы судьба несколько раз не свела Жанатая Шарденова с его ангелами-хранителями, воплощенными в образы людей. Сначала талант юного художника заметили односельчане, порекомендовавшие отправить мальчика в Алма-Атинское художественное училище, которое он окончил в 1949 году. Затем он прошел профессиональную школу у мастеров-педагогов Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. В 1955 году Жанатай Шарденов вернулся в Алма-Ату, которую степной мальчик полюбил с первого взгляда за горы и природные ландшафты. Здесь первое признание к мастеру пришло благодаря посетившему Казахстан в 1962 году американскому художнику Ронуэллу Кенту. Он приобрел одну из его работ, публично заявив о гениальности и особенности таланта казахстанского художника. О Шарденове после этого заговорили. Затем в Москве его оценил другой знаменитый художник Мартирос Сарьян. Вслед за высоким мнением о мастерстве живописца звездных представителей мирового искусства разглядели Шарденова и в родном Казахстане. А потом в Алматы появился коллекционер Юрий Кошкин, скупивший серию работ мастера. Это окрыляло художника, придавало ему новых сил. Но как каждая творческая личность нуждается в поддержке самых близких по духу людей, так и Жанатай Шарденов всегда ждал одобрения своих творений, в первую очередь от своей горячо любимой супруги.

Любовь

— Творческие люди нуждаются в поддержке, они ранимы и мнительны. Для мужчины всегда важна женщина, и мы знаем, что в большинстве случаев за каждым сильным и успешным мужчиной стоит умная, хорошая женщина, которая дает ему энергию, импульс двигаться вперед и покорять высоты, — говорит Мадина Шарденова, старшая дочь Жанатая Шарденова. — Помню, отец всегда поздно вечером возвращался домой очень уставшим с гор, в которые он уходил рано утром.

Там он наполнялся энергией и вдохновением, чтобы писать свои пленэрные пейзажи. И всякий раз по возвращении домой он первым делом нежно обращался к нашей маме: «Аишка, пойдем, посмотришь шедевр». Маму нашу звали Айдансулу — это поэтическое имя, означающее в переводе с казахского языка «красивее луны». Но папа называл ее по-своему — тихо говорил «Аишка» с мягким ласковым произношением всех звуков в нем. Ему было важно, чтобы первой оценила его картину мама. И она всегда его поддерживала, говорила немногословно, но ласково: «Хорошая работа. Ты — молодец!» Ее одобрение для папы было самым главным.

Мост. Прибалтика. 1972 год.

За годы творческой деятельности Жанатай Шарденов создал более двух тысяч произведений, пейзажей, портретов, композиций. Практически все они писались на открытом воздухе при любой погоде и чаще всего в горах Заилийского Алатау. Умер Жанатай Шарденов 29 марта 1992 года у походного мольберта, когда писал свой новый шедевр недалеко от Медеу.

— Папа сильно любил горы, был привязан к ним, — говорит его дочь, кстати, внешне очень похожая на своего отца. — Вы сами понимаете, что горы всегда величественны, всегда вдохновляют и очищают человека, возвышают его над мелкими проблемами и бытовыми неурядицами. Атмосфера гор, видимо, околдовала нашего отца. Потому он и стал пейзажистом, и большая часть его работ посвящена нашему Заилийскому Алатау. Свою любовь к горам он передал и нам в наследство. Потому что нельзя не восхищаться таинственной, почти магической красотой воспроизведенных художником горных ландшафтов.

Невероятно, но никто до Шарденова не писал в подобной технике, и никто после него не сумел разгадать секрета почерка художника и встать рядом с ним в способности наделять холсты необыкновенным магнетизмом, если не колдовством своего притяжения.

— Шарденов стал одним из первых шестидесятников, которого галерея «Улар» сделала своим постоянным художником. А меня познакомил с его творчеством Юрий Кошкин, пригласивший на выставку Шарденова в наш музей Кастеева. И тогда, еще только поднимаясь с лестницы, я увидел большое полотно художника, которое с расстояния выглядело одним, а при постепенном приближении — видоизменяющимся. С того момента я навсегда влюблен в Шарденова и счастлив, что в моей галерее «прописались» и его картины, и его персональные выставки. Серию «Звезды казахстанского искусства» мне также захотелось открыть с напоминания о Маэстро.

Экспозиция продлится ровно до дня рождения величайшего живописца Казахстана — до 4 апреля 2021 года. Приходить и вдохновляться можно каждому желающему и даже прикасаться к шероховатым рельефам холстов, какие, вероятнее всего, у нас не будет больше возможности видеть и осязать так близко в реальном измерении.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру