Образ волшебной героини забытых народом мифов и сказок стал брендом РК

Книга Галии Утебековой «Возвращение Умай», выходившая пять лет назад небольшим тиражом, дополнилась пятой сказкой и иллюстрациями известного художника. В ближайшее время она будет презентована как основа для развития национального туристического бренда Казахстана.

Образ волшебной героини забытых народом мифов и сказок стал брендом РК

Автор вдохнула в свои сказки главные духовные ценности нашего народа, поведала об уникальных природных маршрутах по местам сказочной Умай и предложила визуализировать образ доброй волшебницы в анимации, мюзикле, иммерсивных спектаклях и блокбастере. Создаются сценарии, идет поиск режиссера, готового принять Умай и понять, как показать ее зрителю. Сама Галия Утебекова в настоящий момент видит в качестве режиссера Тимура Бекмамбетова.

Золотой козленок и ишак Бекмамбетова

«Бекмамбетов — ишак — Насреддин — Театр наций — кукольный спектакль, под аудиозапись.

Утебекова — козел — Умай — Шымбулак — иммерсивный детский спектакль, под аудиозапись.

И все в эти дни. У Тимура Бекмамбетова с 5 по 7 февраля, а сегодня, 7 февраля 2021 года, состоялась наша премьера! Вот такие совпадения.

Когда я писала свои сказки, думала, как бы отправить их этому выдающемуся режиссеру, чтобы он создал для Казахстана красивый и сказочный фильм. Но недоступен он был. Тогда мы решили начать со спектаклей. И оказалось, что он делает то же самое!!! Как хочется, чтобы фильм появился, чтобы Тимур Бекмамбетов услышал и увидел наши сказки об Умай.

Сегодня наши зрители — дети и родители — подтвердили активным участием и своими аплодисментами, что сказки эти несут добро и радость, что они нужны!»

Такой пост появился в социальной сети после премьеры иммерсивного спектакля c вовлечением в него детей по сказке об Умай и золотом козленке в горном лагере на «Шымбулаке».

Почему Умай?

Может показаться, что проект «Возвращение Умай» амбициозен по замыслу и исполнению. Почему нет? В Казахстане с его прогрессирующими замашками на внутренний туризм и события в нем пока, кроме двух фестивалей FourЭ и «Крылья Алаколя», ничего не представлено, тем более узнаваемого казахстанского. К тому же национальная тематика тонка, и к ней желательно подбираться неторопливо, очень корректно и бережно, почти на цыпочках, мягкими шажочками.

Что и делает Галия Утебекова, руководитель Казахстанско-Швейцарского института туризма АТУ. Многие годы она изучает культурные коды, несущие идентичность и идеалы кочевнической культуры. Вместе со своими студентами она искала формулу живого туристического бренда страны, пока сама не обнаружила неизученный образ волшебной героини забытых народом мифов и сказок об Умай. Так, по крупицам, собранным из самых добрых представлений народа о женственности, красоте, защите, вдохновении, любви, верности, благодарности, стала вырисовываться нежная Умай, а вместе с ней — и страна, в которой живут замечательные люди, или такими они должны стремиться стать.

И есть что показать

«В центре мира, в огромной стране большой-большой степи под золотым солнцем и бирюзовыми небесами жили в своих войлочных домах красивые и смелые люди», — так начинается повествование одной из сказок серии «Возвращение Умай».

— Наша земля прекрасна, но чтобы наполнить ее большей привлекательностью, нужны необычные, завораживающие внимание истории, — размышляет Галия Утебекова.

А кому знать это лучше, как ни ей, посвятившей много лет исследованию всех континентов и островов планеты на борту кораблей, где была она морской стюардессой при Дальневосточном морском пароходстве:

— Сколько островов в Тихом океане! Огромное количество, и все они практически похожи друг на друга, но только не Таити! А почему, спросите вы? Да потому, что на этом острове творил сам Поль Гоген. Благодаря художнику Таити обрел небывалую славу, привлекательность и загадочность.

Сегодня туристы со всего света приезжают сюда, чтобы ближе понять творчество Гогена, посетить его дом-музей, пройтись по любимым маршрутам одного из самых любопытных постимпрессионистов. А посмотрите, как туристы стали немыслимо пополнять бюджет Новой Зеландии, где снимались известные киноленты, в том числе блокбастер «Властелин колец», оставивший острову впечатляющие бутафорские декорации. Здесь даже появился термин «толкин-туризм», основанный на поездках поклонников книги и кинотрилогии «Властелин колец» по местам, связанным с событиями произведения. Толкин-туризм стал частью индустрии развлечений Новой Зеландии. Такие же ивенты, бренды, туры, маршруты необходимы Казахстану.

— Цель нашего проекта «Возвращение Умай» — развитие культурно-исторического и событийного туризма в РК, воспитание любви и трепетного отношения к нематериальному культурному наследию Казахстана, популяризация отечественных ценностей, традиций, а главное — создание смыслового казахстанского контента и нового туристического и культурологического бренда Казахстана, — отмечает автор сказок.

И, что любопытно, образ Умай притягивает к проекту очень душевную и красивую команду творческих людей. А значит, все идет замечательно.