Поль Гурдэ — изысканный француз Верного

Со дня рождения Поля Гурдэ 8 января — 175 лет. Француз по происхождению, попавший волею судеб сначала в Ташкент, затем — в город Верный, в котором он навеки оставил свой благородный след. Несмотря на то, что имя его долгое время было в забвении, архитектурные памятники, созданные по проектам Гурдэ в конце XIX — начале ХХ века, до сих пор вызывают интерес и восхищение.

Поль Гурдэ — изысканный француз Верного

Поль Гурдэ был не только замечательным зодчим, но еще ученым, педагогом, общественным деятелем и искренним патриотом города Верного. Cегодня люди, любящие город Алматы, вспоминают его, посвящают ему мозаичные панно, свои посты в социальных сетях, книги и экскурсии.

К вопросу об исторической составляющей

Новый год начался с хороших новостей, только бы они не остались лишь на бумаге да в сводках информационных хроник. Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев обратился к руководителям строительных компаний с призывом остановить застройку исторического центра города. Градоначальник поручил до конца января разработать правила, согласно которым будет введен запрет на строительство в определенных местах.

Конечно же, от исторического центра Алматы уже не так много осталось, но даже те крупицы зодчества конца XIX и первой половины XX века, создающие необыкновенно трогательную и уникальную атмосферу исторического города, сегодня необходимо брать под серьезную и всестороннюю охрану государства. И в этой связи аким города вышел с предложением запретить точечную застройку в историческом центре города, во дворах жилых домов, в том числе исключить и архитектурно-строительные «вставки» между домами. «Будут определены границы исторического центра, а также отдельные зоны в других районах города, на которые будут распространяться правила — в микрорайонах, спальных районах. Предусматривается определение исторически значимых объектов, возле которых любое строительство будет возможно только после общественного обсуждения. В правилах будут учтены плотность застройки и высота зданий в зонах особого градостроительного регулирования. Кроме того, будут прописаны требования по улучшению аэрационного режима, озеленения, сохранения и повышения комфортности городской среды, оформлению фасадов для сохранения исторического облика города», — сообщили в акимате. Новые правила уже в стадии разработки, и в феврале их вынесут на обсуждение экспертного сообщества и общественности с целью принять важный законодательный документ уже в начале весны этого года.

Такой поворот событий и обращение внимания власти к визуальной и экологической составляющим растущего мегаполиса порадовал многих. На этом основании возникли и оптимистичные настроения, что и сохранившиеся здания, спроектированные Полем Гурдэ, будут взяты на особый контроль государством.

О чем толкуют краеведы?

Из произведений зодчества прошлых веков, созданных Полем Гурдэ, мы можем видеть в самом центре города два самых популярных — здание музея города Алматы по адресу: улица Кабанбай батыра, 132, и дом тканей «Кызыл тан» по улице Валиханова, 45. Кстати, улица Валиханова с самого начала носила имя Гурдэ, затем — Красина и только позднее стала называться именем известного казахского ученого и просветителя.

В первом упомянутом здании ранее находился Верненский детский приют, который французский архитектор спроектировал безвозмездно из благородных побуждений. Эти светские манеры и внутренняя культура будут создавать самому Гурдэ множество препятствий и в жизни, и в его деятельности. C’est la vie!

О том, кто является реальным архитектором второго здания, прежде принадлежавшего купцу Габдулвалиеву, велись многолетние споры. Поль Гурдэ или Андрей Зенков, которого долгие годы принято было обозначать зодчим этого строения? Между этими двумя личностями, оставившими неизгладимый след в истории Алматы, всегда все происходило непросто, о чем свидетельствуют многие документы и воспоминания их современников. Но ясный свет конкретно на это строение пролила краевед Неля Букетова, посвятившая многие годы изучению жизни и деятельности двух зодчих. Вот что она пишет: «Первое мое краеведческое исследование как раз касалось здания магазина «Кызыл тан», которое якобы построил Андрей Зенков в 1912 году. Прежде всего я обратила внимание на даты прибытия Зенкова в Верный и даты строительства Верненского приюта, архитектором и строителем которого был Гурдэ. Павел Васильевич, как называли француза верненцы, в 1892 году уже построил свое деревянное чудо в виде детского приюта, а Андрей Павлович приехал в Верный в 1898 году. Нами были найдены документы, подтверждающие, что магазин Габдулвалиева был построен тоже гораздо раньше приезда Зенкова, в 1896 году. Путаница в авторство строения этого сооружения была внесена еще в советские времена. На здании находилась табличка с датой 1912 год, таким образом, пошла легенда, не подтвержденная никакими архивными документами. Архитектурный почерк у Зенкова и Гурдэ в чем-то был схож, что всегда вызывало у краеведов дополнительные сомнения. Но на основании найденных нами документов все сомнения были рассеяны».

Такие данные приводит и книга «Поль Гурдэ — француз города Верного», написанная на основе научно-документальных исследований Нелей Букетовой в соавторстве с Александром Вороновым и Рустамом Музафаровым.

Сама Неля Букетова — загадочный человек. На связь с журналистами не особо выходит, но когда получается где-то ее встретить, она обязательно ответит на любой вопрос, связанный с деятельностью Гурдэ в Алматы. К примеру, на пресс-конференции по итогам завершения реставрации Свято-Вознесенского кафедрального собора она поделилась еще одной свежей версией о вкладе Гурдэ в первое проектирование храма. Уцелели какие-то чертежи и документы французского зодчего, но поскольку основные действия в этом плане закрепились за именем Андрея Зенкова, то в историю вошла именно его фамилия. Однако появилось поле для размышлений и новых исследований.

Также по инициативе Букетовой в сентябре 2019 года одной из улиц в Наурызбайском районе Алматы все-таки присвоили имя Поля Гурдэ. Улочка эта маленькая и почти затерянная среди иных, но все же она теперь есть. А еще недавно неизвестные энтузиасты города сотворили на одном из фасадов зданий большое и впечатляющее черно-белое мозаичное панно с портретом французского зодчего. Популяризацию образа Гурдэ взяла на себя и команда туристического бюро Almaty Tour studio, разработав специальный городской маршрут по местам жизни и деятельности алматинского француза.

Но вернемся к самому архитектору.

Поль Луи Станислас Гурдэ родился 8 января 1846 года во французском городе Косне. Учеба в императорском лицее Ниевра Дижонской академии, Императорской школе профессий и искусств Шалон-Марн, в которых он получил образование, дала ему право называться инженером по гражданскому строительству. В 1870 году молодой специалист вместе с супругой Марией-Иоганной Равизэ прибыл в Санкт-Петербург, затем оттуда направился в Туркестанский округ, точнее — в его административный центр город Ташкент. Потерпев в Ташкенте коммерческую неудачу, он по приглашению военного губернатора Колпаковского приезжает в Верный, которому прослужит преданно, с огромной самоотдачей с 1875 по 1910 год, а это немалых 35 лет зрелой жизни. Сначала Гурдэ был домашним учителем для детей у генерала Герасима Колпаковского, затем стал преподавать в местной гимназии рисование, черчение и французский язык. А в 1879 году по рекомендации Колпаковского Поля Гурдэ назначают младшим инженером Семиреченского строительного отделения, которое позже он успешно возглавит. С 1883 по 1903 год Гурдэ занимал пост городского архитектора Верного. Им было возведено много интересных строений, среди которых здания Губернаторского дворца, мужской и женской гимназии, мужского городского училища, магазина купца Габдулвалиева, Покровской церкви, Илийский мост. От многих прежних сооружений Гурдэ после двух мощных землетрясений 1887 и 1911 годов мало что уцелело. Большая часть строений подверглась разрушению при землетрясении 1887 года. К слову, после этой трагедии, унесшей жизни людей и разрушившей жилые дома и муниципальные строения, Гурдэ настоятельно рекомендовал внести новые правила строительства сооружений с учетом их сейсмостойкости в нетипичных условиях городской среды. Конкретно он предложил внедрить укрепляющие основания, заменив деревянные на более прочные — каменные.

Кроме архитектурных строений Гурдэ создал городской водопровод и уличное освещение, о чем свидетельствуют сохранившиеся чертежи. Причем старожилы города вспоминали, что в темное время суток даже в десяти метрах от фонаря можно было читать книги или газеты. За основу освещения Гурдэ взял древний казахский способ освещения юрт, когда в сосуд (май-шырак) с бараньим жиром клали фитиль и поджигали его. Гурдэ также стал автором первого верненского герба. Принимал француз и участие во многих исследовательских археологических и геологических экспедициях, а представляя карту полезных ископаемых Семиреченской области на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, пожертвовал минералы из личной коллекции, передав их в дар музею. Гурдэ является автором многих научных трудов о среднеазиатской железной дороге, развитии скотоводства в Семиреченском крае.

Попался и такой документ, характеризующий личность Поля Гурдэ. В своей статье «Землетрясение в Верном» он описывает состояние людей во время и после разрушительного Кеминского землетрясения, случившегося в январе 1910 года, когда к нему добавились жутчайшие морозы. «На улицах, во дворах и в парках царил неописуемый хаос, слышны были только крики и стоны, многие не могли вынести ужас происходящего и лишались рассудка... Обезумевшие от страха, несчастные жители выпрыгивали из своих домов, босиком и в пижамах, не избегая, таким образом, неминуемой еще большей опасности оказаться на улице, где землю покрывает толстый снежный ковер, а термометр показывает 20 градусов ниже ноля. Многие, оставшиеся здоровыми и невредимыми после землетрясения, умирали через несколько дней от болезней, вызванных сильным холодом!»

Гурдэ всегда глубоко вникал в переживания людей, был честен, порядочен, скромен и бесконечно талантлив. А такие натуры почему-то всегда привлекают внимание завистников. До сих пор неизвестно, кто совершил подлое ночное нападение на Гурдэ ноябрьской ночью 1906 года. В него стреляли, но произошла осечка. Гурдэ не стал ни с кем разбираться, ничего выяснять, а навсегда покинул город.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру