Смотреть на мир сердцем и с чувством юмора: неканонические герои Мурата Дильманова

Мурат Дильманов — известный в Алматы и Казахстане иллюстратор, карикатурист, современный художник со свободным мышлением и принципиальной точкой зрения на происходящее вокруг. Прошедший год и в его творчестве отметился цепляющими сознание художественными находками — обнаженным Боратом, Абаем на самокате и новомодными хлопчато-бумажными удобоносимыми масками с красноречиво актуальными подписями.

Смотреть на мир сердцем и с чувством юмора: неканонические герои Мурата Дильманова

К слову, именно эти маски с высказываниями о ковидном 2020 годе и привлекли внимание на одной из ярмарок мастеров в творческом «Доме» по Барибаева. И мы разговорились.

Дильманов в прессе

Если «погуглить» в интернете, то интервью с Дильмановым окажется много, и практически каждое на какую-то провокационную политизированную тему. Отечественные СМИ, видимо, не находя других персонажей, открыто рефлексирующих на актуальные общественные запросы, цепляются за один из многих аспектов карикатурного творчества художника. В этом отношении у Дильманова есть серия работ с Уятменом, который наносит «фирменный удар» своим противникам, используя платки. Художник в этом случае оттолкнулся от ситуации, когда в Нур-Султане некий «идеолог правильного мышления» прикрыл выразительную фигуру девушки, созданную в скульптуре. Автор иронизирует над такими несвободными, ограниченными в мышлении людьми. Такой же популярной стала и серия его работ на тему образа «Распили Екиматовны» — татешки, получившей по родственным связям какую-нибудь чиновничью должность и отдающей основную часть своих сил тому, чтобы контролировать бюджетные государственные карманы с целью оттяпать из них и для себя немало. У нее есть не только связи, но и полномочия вытворять все, что взбредет в голову, не подчиняясь никаким моральным принципам...

Шоколад с вечными ценностями

Сам Дильманов считает себя больше художником-иллюстратором, и на днях в свет вышла очередная книга, оформленная им, — «Беседа с адвокатом» Таира Назханова. Обложку ноябрьского номера 2019 года журнала Forbes Kazakhstan с рейтингом конкурентоспособности регионов страны также проиллюстрировал Мурат Дильманов, а новые фирменные плитки шоколада фабрики «Рахат» смело можно называть «брендированными» визитными карточками Алматы и Казахстана, созданными этим художником. Изображенные на них узнаваемые архитектурные символы Алматы «оживили» отечественный шоколад, придав ему визуальную привлекательность.

— Один из последних проектов по иллюстрации, который нашумел, был сделан для кондитерской фабрики «Рахат». Я подготовил серию иллюстраций для оберток плиточного шоколада и жестяной коробки для конфет, — говорит Мурат Дильманов. — И это та работа, за которую мне не стыдно, и тот случай, когда я показал Алматы таким, каким я его вижу. Важно в этом отношении и то, что иллюстрацию вернули в оформлении конфет, то есть не дизайн, а именно иллюстрацию, которая всегда немного теплее.

Алматинское настроение

Также художник называет себя автором собственного карикатурно-плакатного стиля и таковым действительно является. А что касается графических изображений Алматы на магнитах, бокалах, стикерах, плакатах, футболках, созданных Дильмановым, то и от них идет большое тепло. Все они выполнены в терракотовой гамме, в том цвете, каким были окрашены дома прежней Алма-Аты. Что хочет сказать этим художник?.. И да, в этом контексте позвольте употреблять и прежнее название города — Алма-Ата, поскольку речь идет именно о ней. Свою любовь к городу автор проявляет через людей, а только затем через узнаваемую определенную символику, к примеру, через ту самую историческую архитектуру города, через укрепившиеся в народе названия определенных кварталов, улиц, бульваров — «Компот», «Тулебайка», «Выставка»...

— Я столкнулся с тем, что у нас об АлмаАте, городе, который я очень люблю, сказано очень примитивным визуальным языком, и я хотел сделать серии работ, как это вижу. С искренней любовью, какая есть, — поясняет Мурат Дильманов. — Мой друг Паша Банников сказал, что каждый город можно любить за что-то. Алма-Ату я люблю искренне и ни за что, это безвозмездная такая, безусловная любовь. А уничтожать исторические здания в Алматы неправильно, я назвал это в свое время пластической операцией. Это как убирать очаровательные морщинки с лица, когда возраст — это не уродство, а обаяние. И вот нам сегодня пытаются это преподнести, накачивая город бетоном и стеклом как силиконом. Это неправильно. У города должно быть свое лицо.

Однако в последнее время сознание людей меняется, и общественные активисты недавно смогли отстоять урочище Босжыра от строительства отеля, митингуют против уплотняющихся застроек Алматы, вырубки деревьев и непрофессиональной реставрации парков, оград.

— Люди, которые рождены вне Советского Союза, — совсем другого мышления, и мне нравится, как они свободно мыслят, в них нет страха. Но и люди старого времени меняются, конечно. Я, к примеру, сам против того, чтобы город был казенным. Город — это прежде всего люди. И если сравнить людей в каждом городе Казахстана, они разные, и в Алматы это совсем другой дух. Алматы — это, думаю, самый сложный для власти город, но при всем этом — очень важный, потому что львиная доля малого и среднего бизнеса сконцентрирована здесь. В южной столице нет нефти, полезных ископаемых, как в промышленных городах Казахстана, здесь есть только люди. Соответственно, капитал нашего города — это они.

Неканонический Абай

В этом году у художника появилась серия плакатов, стикеров и магнитов с изображением Абая, и не канонического, типичного, каким мы привыкли его видеть, а «модернизированного» — мчащимся на самокате как обычный современный алматинец. И образ Абая, как и других персонажей Дильманова, мы видим на фоне гор и все тех же терракотовых алматинских орнаментов.

— Я захотел привнести во все это немного юмора, потому что у нас Абая сакрализируют, возвышают до божества, и я подумал, что чувак жил в свое время и был обычным человеком. Да, талантливым, и жил бы он сейчас среди нас, не знаю, кем бы он был, возможно, блогером, писателем. Я захотел показать человека человеком, а не божеством. Этот образ мыслителя у меня появился недавно, в этом году, при этом Год Абая для меня не был символичным, потому это не праздник и не отчетность. А Чокана Валиханова я пока не увидел для себя. Его также нам преподносят очень скудно. Но вообще, у нас много интересных «поинтов», которые живут только в устном, фольклорном варианте, и мне как художнику все это хочется перевести на визуальный язык.

Про известное фото

Речь о снимке известного фотокорреспондента Олега Ионова, на котором изображена молодая журналистка в купальнике и коньках на льду «Медеу» в «дуэте» с аксакалом. Долгие годы это фото хранилось в архивах, но сегодня обрело популярность за свою историчность, необычность и душевность. По воспоминаниям супруги Ионова Ирины Баженовой, «много времени Ионов посвятил высокогорному катку «Медеу». Как вспоминал фотограф, в один из выходных в марте 1990 года среди толпы катающихся на коньках нельзя было не заметить Алену Островскую. С журналисткой Олег Ионов работал в детской газете «Дружные ребята». Погода выдалась солнечной, и поэтому его красивая коллегакаталасьвкупальнике. ОлегАлександрович на трибуне перезаряжал пленку в своем аппарате и заметил рядом сидящую делегацию сельчан. Возможно, это были передовики производства, и на «Медеу» они приехали на экскурсию. Коньков у них не было. И тогда фотограф предложил самому почтенному из них сфотографироваться с яркой Аленой: «Больше всего в искусстве я ценю юмор, и сразу увидел, какой кадр наклевывается. Аксакал тут же согласился и вышел на лед прямо в сапогах с калошами. К моему счастью, охранники-»церберы», которые гоняли со льда всех, кто в обуви, были далеко и не заметили нашей фотосессии...»

Чтобы не было перерасхода фотопленки, о чем строго следили в фотолаборатории Издательства ЦК Компартии Казахстана, Олег Александрович сделал единственный кадр этого необычного дуэта.

На основе этого снимка Мурат Дильманов сделал свою графику:

— Мне этот фотоснимок очень давно нравится. Смотрю на него и всегда любуюсь. Конечно, я лично не знаю журналистку, которая попала в кадр, и Олега Ионова тоже не знал, но почитал об истории этого снимка, и она показалась мне очень душевной и забавной. Многие считают, что именно эту комбинацию красивой стройной девушки и такого аксакала могли создать по типу фотошопа. Но это не так, и на самом деле это прекрасный фотоснимок, для меня сделанный на уровне искусства. Не знаю, хорошо это или плохо, но я попытался изобразить эту фотографию по-своему и, возможно, таким образом, дал новый импульс, интерес к этой истории на фото, на котором дан такой интересный срез в пойманном мгновении. Вообще, это и есть крутая задача фотографа, с которой шикарно справился Олег Ионов. Но это не значит, что я хочу как-то примазаться к его творчеству — это, скажем, просто моя дань уважения к нему.

Про Бората

Есть среди стикеров Дильманова изображение героя нашумевшей киноленты «Борат-2». Вместо одежды на нем только маска на интимном месте. Очень ходовой товар, кстати, среди молодежи и людей с чувством юмора.

— Самое смешное, когда ко мне подходят люди и спрашивают про эти «переводки», я сразу понимаю, что это возраст, потому что молодежь знает, что это стикеры. А про Бората — помните ситуацию, когда был пик с ношением масок, я прошелся по городу и увидел, что маски носят как угодно. Да, на входе в магазины или аптеки их надевали правильно, а так они болтались на ушах, подбородке, цеплялись на головные уборы, зеркала автомобилей. Словом, были где угодно, только не на лице. И тогда я даже дату помню, 8 июля, изобразил ношение масок вот таким образом — на герое «Бората». А потом оказалось, что фильм «Борат-2» вышел с такой же афишей. Это было такое забавное совпадение мыслей и идей.

Наблюдательный взгляд Дильманова цепляет вокруг такие детали, на которые многие, возможно, не обратили бы внимания. Юмор, ирония, легкость, остроумие и профессиональный почерк художника — это его авторский стиль. Мурата, увидев однажды, уже не сможешь ни забыть, ни с кем-то спутать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру