Вечный «Корсар»

Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая продолжает визуально и духовно очаровывать и впечатлять своего зрителя. На этот раз — успешной премьерой воссозданного зрелищного балета Адольфа Адана «Корсар».

Вечный «Корсар»

«Балету «Корсар» больше чем полтора века. Я стремился создать интересный спектакль, который увлечет публику и сохранит блестящие хореографические находки Мариуса Петипа и его предшественников и последователей. Спектакли продолжают жить, если они обновляются», — напишет один из постановщиков этого спектакля известный советский и британский хореограф Михаил Мессерер. И всякий, кто ставил «Корсар», привносил в него свое и продолжает обновлять спектакль своими музыкальными аранжировками, танцевальными и декоративными красками.

О чем авантюра?

Балет «Корсар» от создателя легендарной «Жизели» французского композитора Шарля Адольфа Адана — это авантюрный сюжет на основе произведений лорда Байрона о пиратах, капитане-романтике, о любви и побегах плененных узников, колорите восточного базара, веселье и драках на корабле, морской стихии, крушении судна и спасении двух влюбленных. Что может быть круче!

Адан написал музыку, отражающую романтически напряженный фон сценического действия, а первую хореографию к спектаклю создали такие звезды балета, как Жюль Перро и Мариус Петипа. Зритель впервые увидел это представление музыки и танца в январе 1856 года в Парижской опере. Известно, что на эту премьеру ценителям балета пришлось приобретать билеты почти за два месяца вперед. Успех постановки был оглушительным, а сценические эффекты признаны лучшими за всю историю того времени. К примеру, инсталляцию тонущего судна, виртуозно созданного машинистом Виктором Сакре, чтобы увековечить в зрительной памяти, написал знаменитый французский иллюстратор Гюстав Доре. Сам балет с тех времен не потерял своей популярности.

Главные фишки в балете ГАТОБ

На сцене ГАТОБ спектакль шел с 1996 по 2006 год. Это была перенесенная в город Алматы версия Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Сибиряки преподнесли ее в дар казахстанскому театру в период постперестроечного кризиса. После многих лет эксплуатации костюмов и реквизита «Корсар» сняли с репертуара. А сегодня мы можем видеть его совершенно обновленным. Над созданием балетной постановки в современной хореографической версии работала главный балетмейстер-постановщик ГАТОБ имени Абая, народная артистка РК Гульжан Туткибаева. Сохранив академическую составляющую балета, она привнесла в спектакль свое видение современной хореографии.

— Те ключевые танцевальные фрагменты, которые считаются мировой классикой, остались в неизменном виде. Но многие паде-де, различные вариации, танец в оживленном саду, танец корсаров — все это было сделано в моей редакции как хореографа, — говорит Гульжан Туткибаева.

Дирижером-постановщиком симфонического оркестра в этом балете выступил Ерболат Ахмедьяров. Под его редакцией и управлением звучание оркестра всегда выглядит колоритным, мощным, впечатляющим.

— В этой постановке мы решили взять иную оркестровку и добавили в сидящем антракте для зрителей антракт музыкальный — великолепную увертюру к опере Адольфа Адана La Poupee de Nuremberg («Нюрнбергская кукла»), — делится Ерболат Ахмедьяров.

Костюмы к балету создал народный художник России Вячеслав Окунев. Сценографию разработал итальянский художник Вильям Орланди. Его замысел несет в себе совершенно другое, непривычное для нас построение декораций, особенностью которых является их движение во время действия. Был также применен поражающий воображение видеоконтент, создающий ощущение настоящего моря перед глазами и массивной палубы пиратского корабля. Это придает спектаклю новое восприятие сценического пространства и динамики. Технически масштабные видеодекорации к спектаклю разработал Ерген Токмурзин.

Из новшеств ГАТОБ в этом балете еще и такое — в этот раз театр представляет сразу четыре премьерных спектакля, в которых задействованы все составы ведущих артистов балетной труппы. Это была задумка постановщиков балета с целью задействовать в его главных партиях всех ведущих солистов балета. В первом показе зрители увидели на сцене Гульвиру Курбанову, Жанель Тукееву, Рахима Даирова, Архата Аширбека, Нельсона Пенью. К слову, кубинский исполнитель Нельсон Пенья в этом балете задействован в двух составах, исполняя роли раба Али и капитана Конрада.

Интересные факты о балете разных времен

Самая дорогая постановка балета в редакции Юрия Буралка состоялась на сцене Большого театра в 2007 году. Затраты на нее оценивают в 1,5 миллиона долларов США.

В промежуток с 1899 до 1928-й «Корсар» исполняли на сцене Мариинского театра 224 раза. Самой известной считается постановка 1999 года, созданная в Театре балета США. В Санкт-Петербурге «Корсар», представленный в Большом театре в 1858 году, вызвал негодование публики по поводу невероятно роскошного костюма паши Али. Когда выяснили, что изначально он был изготовлен не для спектакля, а для императора Николая I и предназначался для придворного маскарада, все стало на свои места. Император после представлений передал одеяние в театральный гардероб, откуда костюм и перекочевал в балет «Корсар».

Либреттисты балетных спектаклей XIX века Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье нарисовали красочную картину из жизни корсаров. Со времени постановки спектакля меняли хореографию, добавляли музыкальные номера, но сюжет оставался прежним с 1856 года до наших дней.

Таланты и поклонники

Понятно, что такие глобальные проекты, как постановка нового балета в ГАТОБ имени Абая, не могут оставаться без внимания своих меценатов. «Реконструкцию и обновление» балета «Корсар» поддержал верный партнер и главный спонсор театра «Халык банк».

— Как известно, наш театр репертуарный в его самом классическом понимании, — говорит Ая Калиева, директор ГАТОБ имени Абая, заслуженный деятель РК. — За почти вековую историю существования в театре поставлено свыше 400 произведений казахских опер и балетов, шедевров русской, западноевропейской оперной классики. Сегодня театр уделяет большое внимание сохранению своего исторического наследия, представленного уникальной нотной коллекцией, редкими рукописями, партитурами и подлинными авторскими клавирами всех опер и балетов казахстанских композиторов. Мы боимся утратить это наследие, в котором есть настоящие сокровища. Например, режиссерские партитуры Курманбека Джандарбекова, авторская «карандашная» партитура первой оперы «Партия Алга», созданная Евгением Брусиловским в 1942 году на тему ВОВ. По рукописям нашей библиотеки можно проследить всю историю становления и развития композиторской профессиональной школы. Сейчас театр приступил к созданию электронной копии библиотеки, которая в ближайшем будущем будет преобразована в центр изучения нотного материала и композиторского наследия Казахстана. Работа по оцифровке — дорогостоящая, трудоемкая процедура, но очень важная для сохранения нашего нотного архива. И мы очень ценим, что наш проект нашел поддержку в лице генерального спонсора театра «Халык банка», благодаря которому мы сможем открыть доступ к нотным архивам для музыкантов, ученых, исследователей Казахстана и зарубежья. Помимо оцифровки нотного наследия планируется продолжить работу по созданию виртуального музея подлинных сокровищ сценографии и костюмов, выполненных такими мэтрами, как Анатолий Ненашев, Всеволод Теляковский, Гульфайрус Исмаилова, Сергей Калмыков, Евгений Сидоркин, Анатолий Петрецкий, Милий Виноградов, Кулахмет Ходжиков, Владимир Семизоров.

Международный путь театра

С большим уважением по отношению к ГАТОБ имени Абая хочется отметить, что во время ситуации с мировым карантином, несмотря на санитарные барьеры и приостановку его основной деятельности почти на год, театр продолжал вести большую созидательную работу, в том числе по вступлению в корпорацию исполнительских искусств, организованную и успешно функционирующую под патронажем Министерства культуры Китайской Народной Республики. И на днях, а точнее 23 ноября этого года, казахстанский театр официально приняли в Международную лигу театров «Шелковый путь» (Silk Road İnternational League of Theatres — SRILT). Этот международный театральный союз представляет собой современную комплексную сеть театров, в составе которой 124 известных музыкальных коллектива из 42 стран мира. Содружество работает под управлением Китайской корпорации по исполнительским искусствам (CPAA Theatres) при поддержке Министерства культуры Китайской Народной Республики, и сегодня его деятельность получила высокую оценку в мировой театральной индустрии. Основная миссия лиги «Шелковый путь» — углубление и повышение качества двустороннего и многостороннего сотрудничества в сфере культуры и искусства.

Отметим также, что с 2019 года Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая является официальным и полноправным членом Ассоциации театров Казахстана, Ассоциации музыкальных театров России, Международной организации для профессиональных оперных компаний и оперных фестивалей в Европе Opera Europa.

Премьерные показы балета «Корсар» можно увидеть в ближайшие выходные. Приходите оценить уровень профессионального размаха отечественного театра и получить настоящее эстетическое удовольствие.