Выставка, поражающая сознание, открылась в Алматы

Новая, эмоционально живая, познавательно-сюжетная и технически разноплановая экспозиция представлена в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева к 175-летию Абая Кунанбаева. Выставка, названная «Абай — мудрость народа», красноречиво представляет образ мыслителя и поэта в контексте размышлений о нем ярких художников и скульпторов Казахстана.

Выставка, поражающая сознание, открылась в Алматы

Почему не показать детям?

В большом просторном зале самого активного по культурным событиям и знакового музея страны в новой экспозиции представлено более 70 живописных, графических, скульптурных работ казахстанских художников разных периодов, посвященных образу, творчеству и жизни Абая. Практически все произведения взяты из фондов музея А. Кастеева. Куратор выставки — Кульжазира Мукажанова, руководитель отдела изобразительного искусства ГМИ имени А. Кастеева.

Людям часто кажется, что такие плановые выставки, приуроченные к каким-то юбилейным датам, не могут дать того эмоционального и смыслового восприятия, которого ждут глаза и мысли при интерактивных и привозных экспозициях. Часто приходится наблюдать, как мамы, прохаживающиеся с детьми по разным залам музея, обходят такие экспозиции, как, к примеру, посвященные Сидоркину, Кастееву, Абаю, дальней стороной, зачастую лишая себя и своего ребенка увлекательной и познавательной информации и ярких, запоминающихся впечатлений.

Выставка к юбилею Абаю представляет не только простой, близкий и родной и в то же время планетарный образ мыслителя, но и его эпоху, поколение, серьезный исторический срез в развитии Казахстана, а также отечественное искусство разных периодов ХХ века.

Для многих зрителей станет удивительным, насколько обширна тема Абая в творчестве казахстанских художников, когда он предстанет их взору не только в привычных портретах, но и в абстракции и акварельных фантазиях. Увидеть в этой экспозиции изображение известного философа, героев произведений Абая, а также книги Мухтара Ауэзова о нем можно в линогравюре и технике офорта, в туши, на холстах, написанных маслом. Выставка включает также бюсты и скульптуры Абая, выполненные из дерева и гранита, и цепляющие за душу эскизы к кинофильму «Песни Абая».

Песнь об Абае

Большая серия работ в акварели, созданная народным художником Казахстана Айшой Галимбаевой в период подготовки знаменитой казахстанской киноленты «Песни Абая», приковывает взгляд нежностью созданных образов и окружающей их атмосферой на фоне юрт и природных пейзажей. Они привлекают внимание красочной живописностью воссозданного в них мира ХIХ столетия. Свадебная юрта, свадебные обряды, пестрые национальные костюмы и интерьер юрты — во всем видится особая колоритная достоверность национального быта казахов. Айша Галимбаева считается первой признанной женщиной-художником в РК. К тому же она и первая женщина-кинохудожник с профессиональным образованием.

— Айшу Гарифовну Галимбаеву мы в первую очередь воспринимаем как живописца. И она представлена в нашем музее в разных залах и на выставках, — поясняет куратор выставки Кульжазира Мукажанова. — Конечно, надо вспомнить, что она была одним из самых первых кинохудожников Казахстана, окончивших ВГИК имени С. Герасимова в Москве. Она обучалась в мастерских таких художников ХХ века, как Юрий Пименов, Федор Котов, Федор Богородский. Полученное образование дало ей возможность участвовать как художникупостановщику в серии фильмов, в том числе в создании ленты «Песни Абая», снятой режиссерами Григорием Рошалем и Ефимом Ароном в 1945 году на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов по роману Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Премьера этого фильма состоялась 20 января 1946 года. Это был дебют Айши Галимбаевой в кино. В киноленте нашли отражения и национальный быт, и жизнь, и культура казахского народа ХIХ века. И Айша Гарифовна к своему участию над этим фильмом отнеслась с особой ответственностью, собрав богатый материал по теме. Она побывала на родине Абая, где писала пейзажи, чтобы быть наиболее достоверной в своем воспроизведении жизни и быта героев книги, подготовила более 200 эскизов к фильму, множество костюмов. Затем она собрала книгу о национальной одежде, и, возможно, работа над фильмом помогла ей в дальнейшем создании казахских костюмов. А эскизы, представленные на выставке, были созданы в 60-х годах, и готовились они тогда уже к новой киноленте об Абае.

Разный Абай

Для организации настоящей выставки из фондов музея А. Кастеева были извлечены самые разноплановые изображения образа Абая. Тем ближе, теплее и роднее становятся раскрываемые художниками суть, фигура и масштабность его личности.

В изображении Т. Тогысбаева мы видим Абая в задумчивой позе, присевшего на землю на фоне огромного оранжевого диска луны, а то и всего земного шара. Затем в работе А. Кастеева наблюдаем Абая на джайляу, неспешно прогуливающегося с томиком Пушкина, и понимаем, что русский поэт всегда был близок по духу казахскому просветителю А.Б. Сидоркин в своих линогравюрах показывает нам цельные постановочные фрагменты книг об Абае. И на этой же выставке можно увидеть и совершенно фантазийного поэта мысли, пролетающего в нашем воображении лишь намеком о нем. В этом плане одной из «странных» и впечатляющих картин можно назвать работу «Отражение белого гуся в созвездии Абая», выполненную в 1985 году художником Сакеном Гумаровым.

Звездный путь

— Для юбилейных выставок привычным считается портретное изображение героя, писателя или другого выдающегося деятеля. А здесь в самом названии «Отражение белого гуся в созвездии Абая» у Сакена Гумарова все кажется необычным, — комментирует работу Кульжазира Мукажанова.

Сакена Гумарова, известного казахстанского театрального режиссера, художника, коллеги по цеху и искусствоведы поначалу не воспринимали всерьез из-за его ассоциативного мышления, отражающегося на холстах. Это был период академических представлений об искусстве, но упорный в своих убеждениях и трудах, необычной технике и стилистике написания полотен, он стал одним из героев своего времени с ярким, самобытным и узнаваемым почерком.

— Эта работа Гумарова была включена в экспозицию, чтобы показать разнообразие подходов к пониманию личности Абая и его наследия у разных художников, — поясняет Кульжазира Мукажанова. — И здесь, среди таких хаотичных линий, немного вглядевшись, мы замечаем, что сквозь них виден мужской портрет, а впереди — белый гусь.

Наверное, и такое восприятие Абая возможно, потому что Гумаров работает в абстрактной стилистике. У него нет конкретных образов. И Абая он как бы прячет за этими линиями, символизирующими белого гуся.

Но речь идет еще и о звездном пути Абая. Разве мог художник, написавший картину еще в 1985 году, предположить, что в 2020-м, к юбилею мыслителя, Национальная академическая библиотека РК выступит с идеей увековечить память о поэте и на звездном небе, предложив назвать его именем звезду в созвездии Северная корона «Абайдын 175 жылдыгы».

И пик Абая

Думаем, для зрителей станет любопытным и следующая ассоциация с образом Абая в такой масштабной работе, как «Пик Абая» Алексея Степанова, заслуженного деятеля искусств КазССР. Когда смотришь на эту картину, то сначала видишь художественное отображение на ней реального пика Абая, что находится на территории Иле-Алатауского национального парка в западной ветви Малого Алматинского отрога хребта Заилийский Алатау. Но постепенно сквозь его серебристо-голубые оттенки начинаешь видеть глаза, нос, все просветленное лицо мыслителя, и тогда приходит понимание, почему этот горный пик был назван именем поэта. Впечатление от этой работы получаешь очень сильное — оно дает осознание всей мощи самого Абая, заключенной в этой вечности могучей гранитной горы.

Немного обидно, что Год юбилея Абая подходит к концу, и пандемия коронавируса не позволила провести в Казахстане множество других намеченных в связи с этим событий. Однако из-за этой причины сила мысли и слов назидания, оставленных нам писателем, слабее не становится. Посмотрите выставку в музее А. Кастеева — она тоже расскажет о многом.

Сама экспозиция состоялась благодаря поддержке BANK RBK, к ее открытию был также презентован каталог «Образ Абая глазами художников Казахстана».