Неисчерпаемый и вдохновляющий. К 90-летию со дня рождения Евгения Сидоркина

В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева открылась персональная выставка «Мой Казахстан», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося российского и казахстанского художника Евгения Сидоркина. К ее открытию ценителям представили дополненное издание авторской монографии профессора Гульмиры Шалабаевой, директора ГМИ имени А. Кастеева, «Евгений Сидоркин. Онтология художественного метода».

Неисчерпаемый и вдохновляющий. К 90-летию со дня рождения Евгения Сидоркина

Панорамный срез

В новой экспозиции музея представлены практически все известные серии Евгения Матвеевича Сидоркина. Это и его «Веселые обманщики», и «Казахский эпос», и серии работ «Читая Сакена Сейфуллина», и «Казахские народные игры». В экспозицию вошло около 70 оригинальных работ из архивов ГМИ имени А. Кастеева, составляющих в целом 247 авторских произведений Сидоркина, включая графику, иллюстрации к повестям, роману М. Ауэзова «Путь Абая», легендам, эпосам и сказкам.

Высочайший профессионализм и исполнительское мастерство, свойственные творчеству Сидоркина, были заложены серьезной образовательной базой, полученной им в художественном училище в Казани, Академии художеств в Риге, Ленинградском художественном институте имени И. Репина и развитыми собственным талантом и страстью к искусству.

А другая страсть — любовь к женщине — привела его в Казахстан, где он и остался навсегда. Случилось это в 1957 году, когда, впервые приехав в Казахстан, он увидел на съемках фильма «Ботагоз» ее — свою мечту, музу и любовь Гульфайрус Исмаилову. Ее образ будет проявляться в каждой изображенной им женщине, овеянный нежностью и заботой, восхищением и глубоким уважением к ней.

Раритетный экземпляр

Гульмире Кенжеболатовне Шалабаевой посчастливилось дружить с Гульфайрус Мансуровной, часто бывать в ее доме, общаться, что позволило автору книги узнать, понять и изучить все великие грани художника-графика Евгения Сидоркина. Потому переиздание онтологии художественного метода мастера стало долгожданным подарком для ценителей искусства. Дополненное новыми фактами из биографии и дневниковых записей самого художника, оно вышло в обновленной редакции на трех языках — казахском, русском и английском и в сопровождении рецензии на книгу доктора философских наук Сергея Колчигина.

Вот что он пишет: «Эта книга не искусствоведческая, а философская. Поэтому в названии ее стоит слово «онтология» — термин, означающий философское «учение о бытии», «мысль о бытии», который ни в коем случае не следует путать с «антологией» — собранием произведений... Книга Гульмиры Кенжеболатовны Шалабаевой исполнена светлой печали и серьезных раздумий о судьбе художника. При этом она не только с любовью написана, но и со вкусом оформлена. Этот прекрасный фолиант достоин представлять Казахстан за рубежом, создавая нашей республике надлежащий имидж. И еще одна отрадная мысль — Евгений Матвеевич Сидоркин с удовольствием работал как иллюстратор. И сегодня, как в былые годы, его произведения вновь легли в основу книги, составили ее великолепный иллюстративный ряд. Жизнь художника продолжается».

Книга вышла небольшим тиражом в 700 экземпляров и сразу стала раритетной. Не предназначенная для широкого круга читателей, она попадет в руки узких специалистов в области искусства и почитателей художественного гения Сидоркина.

— Первое издание этой книги вышло в 2005 году. И по прошествии 15 лет по предложению сотрудников нашего музея, которые напомнили, что в этом году мы отмечаем 90-летний юбилей Евгения Матвеевича Сидоркина, захотелось не просто открыть выставку в честь этой даты, но также преподнести почитателям таланта новое издание, — сказала в день открытия выставки Гульмира Шалабаева. — Потому что первая книга давно закончилась. Да, можно было бы просто взять и переиздать ее как второй тираж, но я работала над ее расширением и углублением.

Муза Мастера

Куратором экспозиции работ Сидоркина выступила также знающая и лично знакомая с семьей художника Кульжазира Мукажанова, руководитель отдела изобразительного искусства ГМИ имени А. Кастеева. Она провела в день открытия выставки потрясающе информативную экскурсию. И через все ее слова каким-то медом разливалась ее большая любовь к художнику и его семье.

— Безусловно, Евгений Сидоркин приехал сюда по большой любви, потому что мы знаем — он встретил здесь Гульфайрус Исмаилову. И я сама их лично знала, и это была совершенно гармоничная и удивительная пара людей, на которых мы смотрели с большим уважением и восхищением. Гульфайрус была не только верной спутницей, но и музой художника. Конечно, Евгений Матвеевич был глубоко образованным интеллигентным человеком, который поставил себе задачу оказаться в Казахстане. И когда мы видим все его произведения, то можем понять, как глубоко он проник в культуру нашей страны, как он смог точно и трепетно передать характер нашего народа, его обычаи и все, что связано с казахским эпосом.

А первой работой Сидоркина по приезде его в Казахстан стала серия «Веселые обманщики» по мотивам казахских народных сказок. Созданные в черной акварели, они замечательно передают образ самого хитроумного обманщика Алдара-Косе, лукавого Жиренше и беззаботного мальчика из «Сорока небылиц».

— И мы видим типажи совершенно замечательные, каждого со своей индивидуальной восприимчивостью к рассказам Алдара-Косе, — говорит Кульжазира Мукажанова. — Евгений Сидоркин навсегда связал свою судьбу с казахским эпосом и литературой, тем, что давало ему глубокую пищу, чтобы познать народ страны, в которой он живет. А как красивы его батыры и нежные девушки. Батыры его воинственны, но в то же время не лишены привлекательности. К примеру, доспехи Алпамыс батыра говорят о его мужественности, но сам его образ не устрашающий, а довольно мягкий, привлекательный. А женские утонченные образы, которые он изображал, вдохновляясь своей Гульфарус, он видит с очень длинными аристократичными носами, глазами с поволокой и чуть удлиненным их разрезом.

Сидоркин создал изумительно красивую галерею женских образов. И на многих его работах мы можем видеть их изображенными по аналогии с художественными представлениями о Богородице с младенцем. Много в них ласковости, мягкости, заботливости, материнства и женственности. Это такие работы, как «Рождение батыра», «Легенда степей», «Алматинские яблоки».

Супруга Евгения Сидоркина, не менее одаренная и знаменитая художница из Казахстана, создала портрет своей семьи, преисполненный такой же большой любви и гордости за нее. Он так и называется «Семья художника» и хранится в архивах ГМИ имени А. Кастеева. В этой экспозиции мы можем его увидеть.

— В этом семейном портрете она изобразила себя, Евгения Матвеевича и сына Вадима, который тоже стал художником, — рассказывает Кульжазира Мукажанова. — И в этой картине объединена вся семья и все художники в ней, и все творческие личности. И мы видим Гульфайрус Мансуровну здесь всю такую тонкую, вытянутую. Она смотрит напрямую на зрителя. Возможно, немного с гордостью за то, что у нее такая семья и рядом с ней такой замечательный мужчина, которого она сильно любила. Он стоит позади нее такой мощный, оберегающий семью. Гульфайрус чувствует себя под его защитой.

Путь к Абаю

О Евгении Матвеевиче осталась исключительно добрая память как о хорошем человеке и блестящем мастере графического искусства, сделавшего многое для его развития в Казахстане. Конечно, он оказал громадное влияние на многих художников, был мэтром, к которому прислушивались. Он много ездил по стране, знакомился с людьми, их бытом и традициями. Но не только тема фольклора в графике, а затем и монументального искусства была отражена в его творчестве. Одним из проявляний его творчества стало обращение к гениальному произведению Мухтара Ауэзова «Путь Абая».

— Сидоркин обращался к роману дважды — в 1960 году он создал линогравюры, которые находятся у нас в музее на втором этаже в зале периодики в экспозиции, посвященной Абаю, — говорит куратор выставки. — А как раз литографии показаны в экспозиции «Мой Казахстан».

«Прочтя впервые «Абая», — вспоминает Евгений Сидоркин, — я увидел в нем неисчерпаемые возможности для художника-графика. Возникла потребность высказать свое отношение к казахской истории, творчеству и жизни великого поэта, к лирическим, гражданским, философским раздумьям автора романа... Я стремился в своих иллюстрациях отобразить дух романа Ауэзова».

— Сидоркин сам говорил, что художник должен стоять рядом с писателем, а не со словом. Потому ему интересно было иллюстрировать не сюжеты, которые дает писатель, а передать в графическом изображении главную тему, идею Мухтара Ауэзова, — поясняет Кульжазира Мукажанова.

Писатель сам следил за иллюстрациями к своему роману и остался доволен. Сегодня в доме-музее Мухтара Ауэзова бессменной частью выставляемой экспозиции является бессмертная графика Сидоркина. «Творческий тандем двух гениев еще более возвеличил их имена, оставив их в истории казахской литературы и искусства», — пишет Гульмира Шалабаева.

Чтобы оценить глобальный масштаб личности Евгения Сидоркина, стоит заглянуть в музей и внимательно рассмотреть представленные в нем шедевры отечественного искусства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру