Уят Николая Хлудова. Картины казахстанского художника возглавили список аукционного дома Bonart

В Государственном музее искусств имени А. Кастеева представили выставку редких произведений одного из основателей казахстанского изобразительного искусства Николая Хлудова, посвященную 170-летию со дня рождения художника.

Уят Николая Хлудова. Картины казахстанского художника возглавили список аукционного дома Bonart
Хлудов. В юрте.

Рейтинги и споры

Работы художника, малоизвестные казахстанскому зрителю, тем временем возглавили список Международного аукционного дома Bonart, составленного для Forbes на основании стоимости продажи картин именитых мастеров. В учет рейтинга брали уникальные произведения казахстанских художников, сделки по которым зафиксированы аукционным домом Bonart в количестве не менее трех картин в течение последних двух лет, что позволяет сделать вывод о спросе и ценовом диапазоне. Цены на живописные работы Хлудова варьируются в пределах от 50 до 100 тысяч долларов США.

Многие работы маcтера до сих пор вызывают споры, и в то же время не перестает удивлять своей исторической достоверностью и этнографической точностью воспроизведение деталей быта казахского аула начала прошлого века. Николай Хлудов оказался в числе тех многих исследователей, кто, однажды приехав в Казахстан, решил остаться здесь навсегда. По словам знатоков, он «не был мимолетным гостем в Казахстане, но отдал все свои художественные силы на то, чтобы отобразить республику в живописи. Эту задачу он сделал целью всей своей жизни». Выставка представляет около 50 живописных работ художника разных лет из фондов ГМИ имени А. Кастеева. Куратором и инициатором экспозиции выступил Амир Джадайбаев, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела «Изобразительное искусство Казахстана» ГМИ имени А. Кастеева, с которым мы поговорили о концепции выставки и некоторых моментах истины в творчестве Хлудова.

Под небом Азии

— Как сформировалась идея выставки, что она представляет зрителю?

— Я дал название выставке «Под небом Азии». В Среднюю Азию приезжали многие художники и оставались здесь, в том числе Хлудов. Он посетил город Верный в 1877 году в составе научной экспедиции, и его так поразили местная природа, люди, атмосфера Востока, что, возможно, захотелось скрыться от европейской цивилизации именно здесь. И он плодотворно провел годы в Казахстане, взяв на себя роль одного из основателей национального казахстанского профессионального искусства. А эта выставка представляет коллекцию, которая хранится в нашем музее. Она у нас небольшая, но интересная и содержательная, передающая дух того времени. Во всяком случае в этой экспозиции мы старались его показать. В частности, я ввел в нее скульптуру ориенталисткого плана автора Артемия Обера. Называется она «Казах на коне, раскуривающий трубку». Она дает некое представление о том, как воспринимали европейцы азиатов. Это был неизведанный мир на тот период, когда начиналась экспансионистская политика имперской России на юг, в Среднюю Азию. Сюда направляли военные и научные экспедиции в целях изучения ландшафта, географических особенностей, растений, народов, людей. Хлудов тоже был из тех представителей русской интеллигенции, художником, которого направили сюда. И как художник он не только изучал топографические задачи, но совмещал их с творческими.

Хлудов. Горный пейзаж

Три ипостаси Хлудова

— То есть мы можем сказать, что Хлудов в своих работах выступает как документалист?

— Всю его деятельность можно разделить на три ипостаси. Научную, так как он участвовал в качестве топографа и художника в экспедициях геолога И. Игнатьева и ботаника А. Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри, профессора И. Мушкетова по изучению Верненского землетрясения, являлся членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества. И его произведения несут документальный научный характер. Вторая составляющая — это педагогическая деятельность, и он был одним из основателей первой художественной студии в городе Верном в 1920 году, которую посещали несколько впоследствии ставших известными казахстанских и киргизских художников. Среди них Абылхан Кастеев, Алексей Бортников, Анна Мартова, Семен Чуйков. И третье его призвание — это, собственно, творческая деятельность. Николай Хлудов прежде всего чувствовал себя и осознавал художником. Настоящая экспозиция как раз показывает его в этой роли. Здесь представлены станковые картины и небольшие этюды, выполненные на картоне или на небольших кусочках холста, которые он делал во время экспедиции. В них он очень точно передает характер местности, а это имело в те времена не только географическую и этнографическую, но стратегическую, утилитарную значимость. Потому что, изучая местный ландшафт, художник показывал исследовательским, военным экспедициям, какие здесь дороги, местность, ее рельеф. При всей точности передачи деталей изображения местности Хлудов насыщает свои работы художественной образностью, передает зной дня, тающие в дымке дали. Его этюды, пейзажи сами по себе очень красивые, лирические. И мы можем видеть глазами художника, как выглядел Казахстан в конце XIX — начале XX века.

Рядом представлены большие живописные, жанровые полотна, также четко выполненные, интересные своей буквальностью. Хлудов был последователем русского передвижничества, и ему была интересна жизнь простых людей, их традиций. Его работы — это энциклопедия казахского общества. В них есть изображения традиционных обрядов, обычных повседневных занятий мужчин и женщин, игры детей, то есть вся панорама аульной жизни казахов, потому что в то время городов практически не было. Он ездил по аулам, и, что интересно, ислам запрещал изображение людей, и ему было очень сложно просить, убеждать позировать. Тем не менее сегодня мы можем видеть несколько портретов казахов — мужчин, женщин, детей. Как ему это удавалось, сложно сказать, но, видимо, он что-то давал взамен, обменивал, умел убедить людей какое-то время ему позировать. Сегодня мы об этом не задумываемся, но тогда это было большой проблемой. Он сам вспоминал, что, когда вытаскивал альбом из сумки, все жители аула разбегались в ужасе в разные стороны.

Хлудов. Китайский суд.

И в чем же уят?

У Хлудова есть такие откровенные работы, которые до сих пор вызывают у некоторых разные споры. Помните, его картину «Праздник с призами» сняли с выставки в начале прошлого века, тогда за художника заступился Ахмет Байтурсынов. Он пояснил, что обнаженное женское тело является символом плодородия во многих верованиях, а в Средней Азии до ислама и христианства были и другие религии. На той картине изображен обряд, по которому женщина зубами развязывает путы верблюда. В работе нет ничего эротического, но вдруг и сегодня стали говорить про уят.

— Я убежден, что Хлудов никогда и ничего не сочинял, не придумывал. Он все изображал объективно точно. Он сам писал: «Мои произведения выполнялись большей частью с 1884 года, и к произведениям своим я ничего не прибавлял и не убавлял, рисовал свои наброски с натуры, что называется, объективно». Возможно, мы плохо знаем то общество, и ученые продолжают исследовать обряды прошлого, в которых был не только ислам, но и присутствовали языческие атавизмы, сплетение различных религий, переходных этапов. Естественно, в советское время эти вопросы не изучали по понятным причинам, и большой пласт в этом отношении выпал. Хотя, может, где-то в архивах пылятся какие-то исследования. Многие сегодня продолжают удивляться тому, что видят изображенным на картинах, смотря на них глазами советских людей. А по сути, как раз Хлудов дает нам возможность, направление, что можно изучать, искать, потому что визуальный ряд всегда наиболее выразителен. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И те обряды, что мы видим на полотнах Хлудова, конечно, были, я убежден. Никакой фантазии там нет.

Хлудов. Мальчик на быке

Голландский казахский мальчик

— В этой экспозиции есть ваша любимая работа Хлудова?

— Да, есть одна вещь. Не сказать, что самая любимая, но очень интересная. Работа называется «Мальчик на быке». Казалось бы, маленький этюд, незамысловатый, но как удивительно пишет художник, и сам мальчик с удивлением смотрит на художника. Мы видим диалог между ребенком и творцом, который выхватил какой-то миг аульной жизни того времени. И этот момент, в котором нет действия, сюжета, представляется нам как живой, есть в нем какая-то магия. Обычный маленький пастушок сидит на бычке, а сколько ассоциаций появляется! Вспоминается и голландская живопись, в которой изображались сельская пастораль, коровки, бычки, и стиль передвижничества, импрессионизма: все как-то сплетается, многое заключено в такой, казалось бы, маленькой работе. И это такая творческая удача художника, считаю. Мы поместили эту работу на центральной стене, и она притягивает внимание зрителя.

Культ личности и идиллия

— Не кажется странным, что мы почти не знаем Хлудова? Он практически нигде не представлен.

— Хлудов был все-таки политизирован в советское время. В каждой республике «назначались» свои герои. К примеру, Абая популяризировали в 30-е годы прошлого столетия с подачи идеологов, хотя и народ его признавал. С Джамбулом та же история. И Хлудов преподносился так, будто русский народ учит азиатов рисовать. Это была такая сталинская идеология. И, нисколько не умаляя заслуг художника, который имеет свое определенное значимое место в истории искусства Казахстана, считать его единственным основателем не совсем точно, потому что были и другие студии, и другие приезжие художники, которые также оставили свой след в культуре страны. Сегодня стоит дать переоценку тому периоду, чтобы в одном ряду гармонично смотрелись в общей ситуации того времени и другие художники и основоположники отечественного изобразительного искусства. Тогда это будет справедливо. А смотреть на это взаимопроникновение в искусстве и истории можно как на пересечение Европы и Азии. Гоген тоже ездил на Восток за вдохновением, импрессионисты учились у японцев. В то время как Европа цивилизировалась, Азия сохраняла какое-то спокойствие. И Хлудов, скорее всего, приехав сюда, увидел какую-то идиллическую жизнь в аулах, безмятежную, свободную, не сравнимую с ритмом городов.

А. Бортников. Хлудов на жайляу.

— Сегодня эта идиллия исчезла?

— Идиллия при желании может быть обнаружена в любом месте. Хлудов нашел здесь, Гоген — там. А общей для всех нет, разве что в Библии, Коране. В реальности она и сегодня везде присутствует, но не все ее видят.

А может, эта идиллия есть в представленной нам экспозиции? Хлудов выставляется редко, и стоит, наверное, поспешить сходить в музей за идиллией, впечатлением, размышлением о времени и своем месте в нем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру