Легенды и легендарные личности города Верный (ныне Алматы)

Две личности, два ярких градостроителя, две легенды города Верного и споры о них. Но как узнаваем почерк времени основания города в решениях двух разных гениев! Проследить это можно, рассмотрев два здания — Музея народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа и Музея истории города Алматы. Одно сконструировано архитектором Андреем Зенковым, другое — Полем Гурдэ.

Легенды и легендарные личности города Верный (ныне Алматы)

Архитектурное ожерелье Алматы

Южная столица невообразимо красива и привлекательна, и, безусловно, ее жемчужное ожерелье — это памятники архитектуры старого города. По мнению специалистов из области градостроительства, здания города Верного выстоят еще не одну сотню лет в отличие от высокоэтажных новостроек. Причем не только в силу своей архитектурной оригинальности, но и качества работы, произведенной с учетом особого сейсмического нрава местности.

В культурной столице Казахстана насчитывается 28 памятников республиканского значения, из которых 20 — это объекты архитектуры. И из 111 памятников истории и культуры местного значения также большую часть представляют 64 архитектурных произведения.

Алматинцы очень гордятся такими архитектурными красотами своего города, как: Свято-Вознесенский кафедральный собор, созданный Андреем Зенковым по проекту Константина Борисоглебского; его же творение в стиле деревянного зодчества — музей народных музыкальных инструментов; здание «Кызыл тан» на месте бывшего магазина купца Габдулвалиева, спроектированное Полем Гурдэ; здание Министерства культуры — бывшее здание городского училища имени Колпаковского; резной, словно тканый из дерева Музей истории города Алматы на месте Верненского детского приюта.

Мифы вокруг имен зодчих

Имена двух зодчих сохраняют нам эти гениальные творения. Однако до недавнего времени многие постройки Гурдэ связывали с именем Андрея Зенкова, приехавшего на самом деле гораздо позднее в Верный. Точнее, это произошло в 1898 году, когда Зенков был назначен на должность военного инженера. Гурдэ же находился в должности архитектора города с 1883 по 1903 год. Свет на истину первыми пролили книга «Поль Гурдэ — француз города Верного» и описанные в ней обоснованные исследования, приведенные группой специалистов во главе с известным краеведом Нелей Букетовой.

Краеведы Александр Воронов и Неля Букетова, поработавшие с городскими архивами много лет, к примеру, развенчали миф о спорах вокруг здания магазина купца Габдулвалиева, что находится и ныне по проспекту Жибек Жолы, 63.

«Все началось с того, что некто объявил Зенкова родителем архитектурного стиля, в котором было построено здание магазина купца Габдулвалиева, — рассказывает Неля Букетова в одном из своих интервью. — Однако прежде всего я обратила внимание на даты возвращения Зенкова в Верный и строительства верненского приюта, архитектором и строителем которого был Гурдэ. Павел Васильевич, как звали француза верненцы, в 1892 году уже построил свое деревянное чудо, а Андрей Павлович вернулся в город только в 1898 году. Мы нашли документы, в которых подтверждается, что магазин тоже был построен гораздо раньше приезда Зенкова — в 1896 году. Затем в советское время на нем была установлена дощечка с датой сооружения — 1912 год. Так и пошла в народ легенда, не подтвержденная никакими архивными документами». У этой истории есть и другие обоснования.

На свидетельства, приведенные в этой книге, ссылаются многие, в том числе эксперт проекта «Исторический квартал Алматы» Евгения Морозова. Она говорит, что, согласно документальным описаниям и воспоминаниям современников французского зодчего, был он очень скромным и в то же время самоотверженным. Если за что-то брался, то делал по совести, отдавая полностью свои знания, опыт, время и душу. Наверное, потому мы и сегодня с любовью относимся к зданиям, возведенным им.

Терем золотой

Француз Поль Гурдэ прибыл в город Верный по приглашению своего друга Герасима Колпаковского, генерал-губернатора и по сути первого градоначальника Верного. Гурдэ были построены здания губернаторского дома, детского приюта, городского училища, мужской гимназии, купеческого магазина И. Габдулвалиева, Знаменской часовни.

В 1899 году зодчему присвоят звание почетного гражданина города Верного, а в 1906-м его именем будет названа улица. Сейчас, правда, она носит имя Шокана Валиханова. Поль Гурдэ прожил в Верном 40 лет своей жизни и оставался бы ему преданным далее, если бы не случилось покушения на его жизнь, после которого он также скромно и тихо, как жил, навсегда покинул этот город.

«Одним из изумительных по своей красоте архитектурных сооружений города Верного конца XIX века стало здание, предназначенное для Верненского детского приюта, открытое в 1879 году. Первоначально детский приют был размещен в здании Верненского уездного начальника, которое находилось в Больше-Алматинской станице. Занимаемое помещение, рассчитанное на 20 человек, вскоре оказалось тесным и крайне неудобным и уже в 1883 году вынудило покровителей детского приюта побеспокоиться либо о расширении помещения, либо о постройке другого, более просторного дома, на что нужны были немалые средства. Только через девять лет, в 1891 году, собрав пожертвования в количестве 36 807 рублей 66 копеек, попечители смогли позволить себе постройку нового здания приюта по проекту архитектора Павла Васильевича Гурдэ. Здание, предназначенное для детского приюта, и храм Благоверного Александра Невского и Равноспасительной Марии Магдалины при нем были быстро введены в действие и вскоре, 27 августа 1892 года, освящены», — напишет школьный учитель географии Рустам Ахметходжа в журнале «Учитель Алматы», (No 1/2008 г.)

Архитектура его представляет собой одноэтажное деревянное бревенчатое здание с бутовым фундаментом. Фасад с тремя строениями выделен ризалитами — выступами за основную линию арьергарда во всю его высоту. Пластичность зданию придает горизонтальная полоса окон, обрамленных резными наличниками. Здание приглашает войти в него через роскошное широкое крыльцо.

В период функционирования в нем детского приюта его воспитанники занимались обустройством прилегающего сада. А ныне мы любуемся им, называя Сосновым парком.

Верненский детский приют, построенный в 1892 году по проекту Гурдэ, явил собой не только пристанище для детей, оставшихся без родителей, но первый образец профессионального технического училища. Здесь обучали разным ремеслам: столярному и сапожному делу, швейному мастерству, садоводству. В те годы приют напоминал храм, потому что в здание была встроена церковь. После событий Октябрьской революции кресты и купола были снесены, церковь перестала быть действующей, но в интерьерах сохранилась отделка стен и потолка в виде лепных элементов.

В годы советской власти здесь располагалось правительство новой республики, затем — детская клиническая инфекционная больница, а с 1981 по 2016 год — медицинское училище. В 2009 году здание было отреставрировано.

Музей истории Алматы на этом месте открылся в 2001 году. В его экспозиции находится более 40 000 экспонатов, разделенных на 11 эпох — от древней истории города до развития альпинизма и современного градостроительства. Есть здесь уникальные экспонаты, к примеру, рабочий стол писателя, одного из основателей алматинского зоопарка Максима Зверева, переданный безвозмездно его семьей. Есть версия, что этот стол достался ему от генерала Колпаковского. В музее хранятся копии редких фотографий — акына Джамбула, создателя алматинского апорта Егора Редько, последствий землетрясений и другие. Адрес музея: Кабанбай батыра, 132.

Богемное место

Имя Андрея Павловича Зенкова знакомо практически каждому алматинцу. Можно сказать, что он сам воспел себя в таком произведении архитектурного зодчества, как Свято-Вознесенский кафедральный собор. Зенков известен нам и как один из основоположников сейсмостойкого строительства. Построенные им здания, в том числе Вознесенский собор, сумели выстоять во время сильнейшего землетрясения 1911 года. «При грандиозной высоте собор представлял гибкую конструкцию. Колокольня гнулась и качалась, как вершина высокого дерева, и работала как гибкий брус», — писал Андрей Зенков.

А рядом с собором целым и невредимым сохранено другое его произведение уникальной архитектуры, именуемое сегодня Музеем народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа. Оно расположено по адресу, носящему имя зодчего: улица Зенкова, 34 а.

Здание было построено в 1908 году и представляет собой сегодня редкий архитектурный памятник истории и культуры республиканского значения, выполненный в стиле старорусского деревянного зодчества или ропетовского — псевдорусского стиля, основанного на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства.

Его фасад, как сказочный терем, оформлен резными деревянными узорами, высокими трехстворчатыми окнами, увенчан двухъярусным шатром и килевидными козырьками. И как у Гурдэ главный вход венчают широкая лестница и высокое крыльцо.

Сегодня к фасаду добавлены в качестве декора резные элементы в казахском стиле, что не испортило общего внешнего колорита терема.

С самого начала здесь был офицерский клуб, потому и закрепилось в народной памяти это здание под таким названием. Это было самое богемное место дореволюционной поры. (Возможно, не случайно народный театр, который расположился ныне рядом, носит название LaBohema.) Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев именовался в те годы Пушкинским садом, по которому неспешно прогуливались купцы, военные, артисты. Здесь и до революции, и позже, и в годы Великой Отечественной войны проходили музыкальные и театральные вечера. К примеру, в годы эвакуации в офицерском доме выступали именитые артисты СССР Аркадий Райкин и Рина Зеленая.

Сегодня музей знакомит нас не только со своими необыкновенными архитектурой и историей, но и с древними и необычными музыкальными инструментами разных народов.

А город Алматы, сохраняя за собой статус культурной столицы Казахстана, невозможно представить без этого удивительного индивидуального почерка двух архитекторов, двух зодчих. Так было, есть и, хочется надеяться, что будет.