Сакральный смысл орнамента

Незнание смысла деталей орнамента, неграмотное их использование в создании интерьеров, экстерьеров, принтов, рисунков на ткани могут повлиять на судьбу человека настолько, что ее продолжения может и не произойти.

Сакральный смысл орнамента

Мир мифов, легенд, примет уходит корнями в прошлые реальные события, знания, учения. Свое отражение он находит и в символике орнаментов. Для многих из нас могут стать неожиданными раскрытие темы каждой линии орнамента, его направление, зеркальное отражение и влияние на жизнь и деятельность человека. Говорим об этом с исследователем истории орнаментов известным казахстанским художником и дизайнером Ерланом Кожабаевым.

Тенгрианские корни

В 2015 году профессиональный художник и дизайнер Ерлан Кожабаев выпустил в свет книгу под названием «Казахские орнаменты как пиктограммы тенгрианской культуры и комбинаторика их модулей в современном дизайне». Авторский труд стал для многих открытием, обоснованно трактующим значение и символику орнаментов с точки зрения тенгрианской культуры и философии, а главное — единых в древнем мире толкований о знаках, таких как изображение солнца, двуглавой птицы, спирали, квадрата, круга, треугольника, восьмерки как символа бесконечности, свастики, равностороннего креста. Все эти знаки встречаются в орнаментах разных культур и народов, имеют свои сакральные составляющие и при неправильном использовании могут навредить человеку. Художник-исследователь считает, что незнание смысла деталей орнамента, неграмотное их использование в создании интерьеров, экстерьеров, принтов, рисунков на ткани могут повлиять на судьбу человека настолько, что ее продолжения может и не произойти.

Исследованием построения пластических и историко-семантических основ национальных орнаментов Ерлан Кожабаев занимается почти 40 лет, что питает его убеждение в правильности мысли о едином корневом или родовом принципе развития символов разных народов мира.

«Объединяя семантические корни, пластическо-образную символику с возможностями комбинаторики, он наглядно показывает, как рождаются орнаментальные композиции, почему и каким образом они канонизируются в традиции и какие возможности их структур могут развиваться в новых орнаментальных мотивах. Такой взгляд практически осуществляется впервые. Е. Кожабаев изучил значительный исторический и художественно-практический материал. В процессе отрисовки орнаментальных структур он постигал логику и смысл их построений, что позволило ему на основе приобретенного опыта давать новые рекомендации по дальнейшему развитию традиции казахского орнаментального искусства. Книга, выполненная на базе прекрасно подобранного иллюстративного материала, представляет собой не только культурологическую и эстетическую художественную ценность, но и является важным на сегодняшний день инструментом для развития видения и практического опыта художников, дизайнеров и даже архитекторов и культурологов», — такое экспертное мнение о трудах Кожабаева дает искусствовед Камилла Ли.

Интересно наблюдение исследователя о вращении спирали, часов, рисунков орнамента по часовой стрелке. Еще со времен дальних наших предков считалось, что все, что направлено по движению солнца, — это мир живой. А все, что происходит против движения светила, — мир потусторонний, мир мертвых. Как правило, в орнаментах заложено несколько смысловых и философских посланий. Потому все арабески — это не просто красивые узоры. В них присутствует дуализм — двойственность: инь и янь, которые, кстати, есть и в казахском орнаменте. Черное и белое, свет и тьма, жизнь и смерть, мужчина и женщина.

Древние кочевники воспринимали мир через солнце, дающее свет, энергию, жизнь. В изображениях всех народов мира солнце — это круг. Потому, считает исследователь, шанырак в казахской юрте выполнен в виде солнца, символа Тенгри. И предки наши знали, что юрту надо ставить под определенным углом, дверью на восток, чтобы утренние лучи солнца проникали в жилище. К тому же шанырак служил своеобразным компасом — лучи попадали на остов юрты, и по ним определялось дневное время суток.

Единые символы

— «Познай то, что видишь, и тебе раскроется скрытый сакральный смысл этих вещей», — говорил Иисус Христос. А мы принимаем все поверхностно и привязываемся к разделенным понятиям — это казахское, это английское, это французское, и так далее, — рассуждает Ерлан Кожабаев. — А если заглянуть в суть фольклора, создание его орнаментов, то в пиктограммах можно увидеть каркас их строений, что приведет к очевидному убеждению, что все в нашем мире едино. Взять, к примеру, дорожные знаки, их спокойно прочитывают и понимают люди разных национальностей в любой точке мира. И орнаментальные пиктограммы нам говорят о закономерности природы и Вселенной. К примеру, крест, свастика присутствуют во всех орнаментах и символике абсолютно всех народов, и суть их одна и та же. И до возникновения религии люди жили по законам природы и Вселенной, могли ориентироваться по звездам, по направлению ветра, веткам на деревьях, мху на камне, знать, какая будет погода и когда высаживать те или иные растения. Но когда столкнулись две разные философии — древняя, которая ориентировалась на законы космоса, и новая, основанная на религии, начались разлад и противоречие во всем между народами, странами и религиями. И люди постепенно забыли, что едины с природой, потеряли свои корни и саму суть жизни на земле. Обратите внимание, что животные, насекомые знают, когда будет гроза. И некоторые люди это чувствуют, потому что на самом деле каждый из нас связан с космосом. Но те, кто это понимает, имеют больше возможностей для получения самых необычных и важных знаний. Даже идеи чаще всего приходят к нам из верхнего мира, из космоса. Особенно тонко и ярко это выражено у людей творческих. Пишет художник картину, и она ему не нравится. Он думает, что должно быть не так, и он не знает, как сделать правильно, где тот идеальный образец, на который ориентироваться. Но он чувствует, что должен сделать иначе, пока не придет к той модели, которую ощущает. И это происходит потому, что в него заложена эта информация на подсознательном уровне. Верхний мир другого измерения существует, но мы забыли о нем, заблокировали, но его можно открывать через пророков, медитации, мысли, общение с природой. Каждый из нас обладает многими способностями, но они спрятаны очень глубоко.

Возвращение зла

Художник исследует не только природу и семантику орнаментов, но и фольклор, мифы, сказки и даже приметы, которые, как оказалось, основаны на реальных ситуациях или повторяющихся событиях. Он, к слову, натолкнул на мысль послушать лекции российского профессора, фольклориста, литературоведа Софьи Агранович, которая делится невероятными сокровищами своих знаний. Послушав ее, становится понятен смысл сказки о курочке Рябе и приходит понимание, что примета держать порог чистым, не вести через него переговоры и не отдавать через него долги имеет серьезные обоснования. В культуре многих народов мира существовало поверье, что порог, под которым хоронили одного из уважаемых предков, представляет собой мощнейший оберег. И примета переносить невесту в ее новый дом через порог также становится объяснимой — таким образом девушка получает благословение предка на счастливую жизнь, отдавая ему дань своего уважения, почтения.

Об одной из примет жизни кочевников и возникших на ее основе известных казахских пословицах поведал Ерлан Кожабаев. Связана она со значением такого распространенного в казахском народе термина, как «Обал» и выражением «Біреудін ала жібін аттама» («Не переходи чужую границу»).

— Если мы вникнем в смысл этого термина, то станет ясным, что в него заложены главные заповеди всех религий. В тюркско-казахской мифологии существуют такие понятия как семь слоев неба, семь слоев земли и семь слоев тела. Так, одним из слоев тела является живое, сознательное, энергетическое, которое будет мстить за вторжение чужого в свое правовое поле, за нанесение физического, морального или смертельного урона. Такое энергетическое тело, называемое казахами Обал, может преследовать обидчика до седьмого колена. Эту тему раскрыл в фильме «Привидение» режиссер Джерри Цукер.

Казахам известны и такие выражения: «Анананын Обалы анаган тиді» («Его Обал достал), «Анананын Обалы оны алыска жібермейді», «Мысыктын Обалы катты тиеді» и другие, несущие тот же смысл о мести, преследующей человека за тяжелые грехи и преступления.

— Люди, которым за 40, в силу своего жизненного опыта и наблюдений могут видеть и понимать, что любое действие обязательно отражается на его дальнейшей жизни, — продолжает мысль Ерлан Кожабаев. — Мы хорошо помним страшные лихие 90-е годы, когда бандиты, размножаясь, как грибы после дождя, со свойственным им цинизмом и бесчеловечностью насильно отбирали не только имущество и бизнес, но и жизнь многих людей. Практически никто после этого не жил долго — их настигал Обал, возмездие. А тем из них, кому удалось пробраться во властные структуры, мало везет с семейным счастьем, или Обал настигает их родителей, детей, жен, внуков. Многие люди, поступив на государственную службу или в силовые структуры, надев форму, почувствовали вседозволенность и забыли про Обал, но, я уверен, что возмездие настигнет каждого, кто нарушил законы жизни человечества. Пока человек не поймет, что каждое его деяние обязательно аукнется в его судьбе или в жизни его детей, что алчность никогда не доводит до добра, что все равно надо будет отвечать самому или потомкам, у нас будут и пиры во время чумы и исчезновение денег, предназначаемых на социальные нужды. Самое страшное, что уже второе поколение растет с пониманием «своя рубашка ближе к телу», исчезают меценатство, спонсорство, казахская традиция взаимопомощи друг другу Асар, везде ложь обман. Говорят, что существует «закулисная» власть, которая определила «золотой миллиард» численности населения. По сути, если это так, то эти люди взяли на себя функции Бога, забыв о пословице «Человек предполагает, а Бог располагает». Нельзя забывать прописные истины.