Женис Сейдуллаулы: «Нельзя предавать память!»

«Казахконцерт» в год 75-летия Великой Победы

Отгремевшая победными салютами 75 лет назад Великая Отечественная война не оставила ни одной семьи в странах бывшего СССР, которой бы она не коснулась. Только Казахстан потерял в те страшные годы более 500 тысяч человек из ушедших на фронт. Обо всех — мертвых и живых, о песнях, которые были сложены в их честь и должны быть исполнены в годовщину Великой Победы — наш разговор в эксклюзивном интервью с композитором и заслуженным деятелем РК, директором «Казахконцерта» Женисом Сейдуллаулы.

«Казахконцерт» в год 75-летия Великой Победы

— Господин Сейдуллаулы, расскажите о планах «Казахконцерта» в отношении празднования 75-летия Великой Победы.

— Сегодня коллективу «Казахконцерта» приходится, как и всему миру, подстраиваться под веяния времени, меняя формат подачи наших выступлений, а также общения с публикой. Тем не менее на 9 Мая мы готовились дать грандиозный концерт с участием чуть ли не всех казахстанских звезд. Кроме того, мы собирались отправить коллектив «Астана Мюзикл» в Москву и Ленинград, который сегодня зовется Санкт-Петербургом, с тем, чтобы они представили широкой публике наш потрясающий по эмоциональному накалу мюзикл «Алия», как раз подходящий теме Великой Отечественной войны и Дню Победы.

Кстати, я употребил название города на Неве так, когда он звался в то время. И дело тут вовсе не в том, что мы, музыканты, помним 30-летие или 40-летие Великой Победы, а значит, прежние названия городов-героев. Скорее, то, чему нас когда-то учили, в том числе исполнение песен военных лет — оно осталось в нас до сих пор и вряд ли когда-нибудь сможет быть позабыто. Я иногда задумываюсь над тем, что родился ровно через 17 лет после окончания Второй мировой войны, причем именно 9 мая, а ведь если бы это событие произошло, скажем, в 1920-х годах, то я бы был его участником. Скажу больше — когда я уже научился читать, то начал разыскивать книги как раз про войну, слушал и пел сам песни военных лет, и меня все это очень глубоко трогало и задевало, собственно, как это происходит и сейчас. Привело это к тому, что я сам начал в 80-е годы писать песни о Великой Отечественной — это были мои сочинения «Вечный огонь», «Отмыты окровавленные даты...» и несколько других. Слова в них приходили ко мне практически отовсюду — из газет, которые я читал, из журналов, которые я просматривал, складываясь точно в нужные мне строки.

— Вы творческий человек, но все равно — вам не кажется, что это получалось несколько необычно, даже с мистическим оттенком?

— Я бы не сказал, что все те написанные мной тексты, все те слова, которые были мной буквально прожиты вместе с героями моих сочинений, меня кто-то заставлял воспроизводить. В моем понимании это было, скорее, связано с честью, совестью подрастающего поколения, к которому я принадлежу — перед ветеранами, военными. Мне хотелось внести свою личную лепту в эти события, с помощью моих музыкальных сочинений показать сопричастность к ним, раз уж не получилось стать военным, о чем, я, кстати, грезил, будучи мальчишкой. Так появилась моя песня «Берегите отчую планету», которая также была частью моей души, а не некоей своеобразной данью тем годам, как можно было бы подумать. Совсем нет. Скорее, наоборот, потому что отец моей мамы не вернулся с войны, старший брат моего отца тоже сложил голову на поле боя, тогда как моему отцу вместе с моей бабушкой (его мамой) в годы лихолетья пришлось уехать в Ташкент. При этом мой отец всегда для меня Человек с большой буквы, патриот своей Родины.

— А все-таки — что с концертом, который ваш коллектив готовил к 75-летию Великой Победы?

— В его программе должна была прослеживаться линия, которая бы протянулась с 1941 года до сегодняшнего дня, до того момента, который бы показал, как современная молодежь знает, воспринимает и реагирует на такую знаменательную дату. Мы собирались даже в какой-то степени связать это с воспитательными моментами, в хорошем смысле этого слова, для подрастающего поколения. Чтобы действительно никто не был забыт, ничто не было забыто — ни героизм наших отцов и дедов, ни совесть в отношении того времени, ни честь... Ведь мы все-таки, по большому счету, часть того времени. Если бы не наши предки, которые победили в той страшной войне, никто не знает, как все повернулось бы в сегодняшнем мире и в нашей жизни.

Нельзя такое забывать, нельзя предавать память. Ведь, как бы ни менялся мир, люди должны оставаться людьми, и сегодняшняя молодежь, которая в лучшем случае знает о Великой Отечественной из созданных фильмов на эту тему, должна проявлять уважение к тем простым солдатам. В том числе и к тем, кто принимал участие, по моему мнению, в войне с Афганистаном. Те парни тоже воевали, пусть даже они только исполняли приказ.

— К сожалению, у нас сегодня вообще мало знают даже о героях-современниках...

— А ведь их немало, тех, кто сражается на разных «фронтах» жизни. Это ученые, которые разрабатывают вакцины, что спасут миллионы, медики, стоящие на переднем крае борьбы за человеческие жизни, аграрии, сеющие пшеницу и стоящие, по большому счету, на страже продовольственной безопасности страны, сотрудники служб ЧС... Их много, но кто может назвать их имена? Если даже не все знают имя первого казаха-космонавта, не помнят имен отечественных героев-олимпийцев дня сегодняшнего, хотя во все времена столь именитые люди всегда были гордостью народа. Как говорится, страна должна знать своих героев в лицо. И потому мы собирались чествовать их своими выступлениями, делая упор на воинов-освободителей Великой Отечественной...

— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— Во-первых, это номер, о котором я уже говорил выше — тот, что готовил наш коллектив «Астана Мюзикл» под названием «Алия», посвященный памяти девушки-снайпера Алии Молдагуловой, которая погибла в возрасте 18 лет под Псковом, и которая не только била фашистов, но и выносила раненых солдат с поля боя. Кроме того, у нас в «Казахконцерте» есть отдел народного творчества, который готовил музыкальные номера с участием домбристов. Так, известный Ерлан Рыскали собирался исполнить песню «Кестели Орамал» — некую аналогию русской песни «Синий платочек», весьма популярной в годы Великой Отечественной. Далее мы собирались по программе перейти на исполнение песен военных лет 1941 — 1945 годов «Темная ночь», «Огонек», «В лесу прифронтовом». Все планировали подать в духе своеобразного спектакля, антураж которого отражал бы военное время, в том числе с помощью декораций, показа кинохроники. Все было построено таким образом, чтобы показать начало и конец, чтобы прозвучали песни в честь тех, кто остался на полях сражений и для тех, кто вернулся с самой кровопролитной войны. И в итоге по традиции мы закончили бы песней Давида Тухманова «День Победы». Тогда как в онлайн-концерте мы собирались дать по одной песне на каждую упомянутую тему, запустив это все на канале YouTube, а также в социальных сетях.

— Что касается вас — какие песни военных лет и какого композитора вам наиболее близки?

— В первую очередь я бы хотел назвать Юрия Антонова, который для меня вообще является эталоном композиторской деятельности. Потому что он настолько мелодичен и человечен, что характеризует его в моих глазах как очень достойного профессионала и просто человека. Даже его немногословность мне импонирует. Мне довелось с ним встретиться только пару раз, это было в Казахстане и Москве. Так вот, у него есть песни, которые мне очень нравятся «Вот как бывает» или, скажем, «Несет меня течение», «Как прекрасен этот мир» — все они, как и многие другие его сочинения, в отношении которых я твердо знаю как композитор, что это хиты на века, а уж на военную тему — так и вовсе серьезно трогают за душу. Например, те же «Снегири», которую я считаю одной из самых пронзительных его песен о павших воинах в Великой Отечественной войне. Зрители с его концертов все так же, как и много лет назад, уходят обогащенные духовно, испытавшие катарсис, окунувшиеся в настоящее, подлинное, искреннее — то, что звучало и по-прежнему звучит в его песнях. Поверьте, все эти эмоции я испытал сам, когда просто купил билет и оказался на одном из его великолепных концертов. Так что повторюсь — его профессионализм, трепетное отношение к музыке и текстам исполняемых им песен, человечность, даже манера держать себя на сцене и общение со зрителями произвели на меня неизгладимое впечатление.

— Расскажите, пожалуйста, о своем творчестве, которое вы посвятили Великой Отечественной войне.

— Еще в 80-х годах я написал песню «Вечный огонь», в которой упоминаются два героя — это летчик Нуркен Абдиров, повторивший подвиг Николая Гастелло, направившего свой самолет на вражескую колонну танков противника, и Тулеген Тохтаров, который погиб, когда ему был всего 21 год — он один сдерживал целый взвод гитлеровцев в течение нескольких часов. До того как создать эту свою песню, я много читал, изучал биографии этих солдат, знакомился с воспоминаниями современников и потому однозначно пришел к выводу, что именно из таких парней — ярких, харизматичных, как сегодня бы сказали, и получались настоящие герои. Бесстрашные, смелые, горячо любящие свою родную землю. Таков в моих глазах и Бауржан Момышулы, и Георгий Жуков, и летчица легендарного женского полка ночных бомбардировщиков, прозванных «ночными ведьмами», штурман-стрелок Хиуаз Доспанова. К слову, сегодня ее имя носит один из самолетов авиакомпании «Эйр Астана». Эту музыкальную линию в моем творчестве о войне можно продолжить вкраплением песен в уже упомянутом мюзикле «Алия», заявленными ранее «Берегите отчую планету», «Отмыты окровавленные даты», а также моей композицией «Подними голову, ветеран». Надеюсь, что все они помогут подрастающему поколению осознать свое место в мире и понять простую истину — как бы ни было трудно, жизнь продолжается, о чем никогда не забывали наши отцы, деды и прадеды.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру