Как Алма-Ата стала киностолицей Советского Союза в годы войны

Многие старожилы Алматы помнят, как в годы Великой Отечественной войны они еще детьми наблюдали за проходящими прямо на улицах города киносъемками: то конница Котовского в районе садов будущей Орбиты проскачет, то в самом центре города откуда ни возьмись появятся кремлевские стены. А тем, кому не спалось, везло больше — они могли наблюдать со стороны таких мэтров кино как Ромм, Эйзенштейн, многих великих актеров.

Как Алма-Ата стала киностолицей Советского Союза в годы войны

Дело в том, что для кинопроцесса не хватало дневного объема электричества и большую часть съемок вели ночью, а утром актеры смывали грим и шли отдыхать.

Чаще всего знаменитостей можно было встретить на пересечении улиц Пролетарской и Кирова. Мы разговариваем об этом с искусствоведом Оксаной Танской и обращаемся к воспоминаниям другого искусствоведа Льва Варшавского, ставшего в годы Великой Отечественной войны связующим звеном между Алма-Атой и эвакуированной из Москвы и Ленинграда интеллигенцией.

— Оксана, давайте вспомним, почему в годы войны Алма-Ату стали называть «всесоюзным тылом» и кинематографической столицей Советского Союза...

— Ее также в народе называли и «советским Голливудом». Согласно данным «Киноэнциклопедии Казахстана», в Алма-Ату в начале Великой Отечественной войны приехали около 3000 кинематографистов, среди которых были известнейшие режиссеры и актеры, операторы, сценаристы и художники кино. Вместе с ними в нашем городе жили и работали около 100 писателей из России, Украины, Белоруссии. Сюда эвакуировали известных музыкантов и видных деятелей культуры. Здесь трудились ученые с мировым именем. Это помимо тех многочисленных промышленных предприятий и более 50 000 профессиональных кадров, переезжавших в наш город вместе с заводами и фабриками.

Старожилы помнят шуточную фразу: «Была станица — стала столица», имея в виду факт, что Алматы, находясь на издревле обитаемой территории, наследует свою историю прежде всего от города Верного, в 1921 году получившего название Алма-Ата, а в 1927-м перенявшего от Кзыл-Орды столичный статус. Но именно в войну и послевоенные годы Алма-Ата превратилась в современный город. Эвакуированные во время войны представители московско-питерской интеллигенции уехали, оставив неизгладимый след. Многие остались и, смешавшись с освободившимися политзаключенными из лагерей ГУЛАГа, сыграли важную роль в культуре столицы.

— Как проходил процесс эвакуации в Алма-Ату?

— К декабрю 1941 года город был полон кинематографистами. Почему решили эвакуировать «Мосфильм» и «Ленфильм», ВГИК и Всесоюзную сценарную студию в столицу советского Казахстана — единого ответа нет. Возможно, виной всему алмаатинская благодать или триста солнечных дней в году, что дает возможность широко использовать натурные съемки вместо дорогостоящих строительных павильонов. И, конечно, потому, что наш город очень фактурный. Единственной проблемой киношников была маскировка алматинской зелени, чтобы приблизить кадр к похожим на Москву или Ленинград. «Мосфильм» и «Ленфильм» совместно с Алма-Атинской студией художественных фильмов образовали Центральную объединенную киностудию Союза ЦОКС, ставшую знаменитой на всю страну. Павильоны ЦОКС были размещены в новом здании дворца культуры, который сейчас представляет филармонию имени Жамбыла.

Из воспоминаний искусствоведа Льва Варшавского: «И когда прибыли первые эшелоны с мосфильмовцами и ленфильмовцами, их уже ждали гостиница «Дом Советов», превращенная в общежитие, Дворец культуры, в котором хозяйничали строители, столяры, плотники, спешно переоборудовавшие его под киностудию, и свежевыкрашенный, с иголочки, новый трехэтажный дом на углу улиц Кирова и Пролетарской, получивший громкое название «лауреатник», ибо в нем разместились ведущие мастера советского киноискусства — режиссеры, операторы, актеры. Кинематографисты оккупировали также здание ТЮЗа, за которым поспешно выстроили нечто похожее на цирк шапито, служившее павильоном, и ряд других помещений в городе. Многих разместили на частных квартирах, они жили в тесноте, да не в обиде. Стояли погожие солнечные дни. Осень была затяжной и долгой, похожей на не в меру растянувшееся московское бабье лето. И к радости алма-атинских мальчишек на улицах и в пригородах проносилась конница Котовского, разыгрывались кинематографические баталии».

Тот дом на углу улиц Кирова и Пролетарской мы наблюдаем и сейчас на пересечении Богенбай батыра и Зенкова, но теперь о том, что в нем жили звездные легендарные личности, говорят только мемориальные таблички. Всеволод Пудовкин, братья Васильевы, Иван Пырьев, Григорий Александров, Николай Черкасов, Любовь Орлова, Борис Бабочкин, Григорий Широков, Сергей Эйзенштейн были временными обитателями «лауреатника». «Лауреатником», кстати, дом прозвали в народе за то, что в нем поселились личности, получившие Сталинскую премию.

Наталья Сац вспоминала об этом доме: «Он был похож на курятник, этот дом. Низкие потолки, коридорная система, у каждого лауреата по комнате с одним окном. Вход со двора. Там на веревке сохли чьи-то рубашки. Война. Эвакуация. Здесь у каждого своя кровать, и это роскошь. Только дом пуст: съемки идут днем и ночью. Сейчас я вспоминаю этот «лауреатник» с улыбкой, но тогда созерцала эту обитель как дворец — снизу вверх. Вошла в незапертую дверь и застыла. По этому полу, по этим половикам ходят Черкасов и Эйзенштейн!».

— Оксана, а что происходило на студиях в то время?

— Внутри новоявленной студии ЦОКС царило столпотворение. Здесь уже снимали «военные киносборники», и шла подготовка к съемке полнометражных фильмов. В работе над сценарием ленты «Сын бойца» принимал участие известный писатель Габит Мусрепов, а главную роль в короткометражке сыграл актер Капан Бадыров. В павильонах ЦОКС снимали также фильмы «Котовский», «Машенька», «Парень из нашего города», «Песни Абая», «Александр Пархоменко», «Свинарка и пастух». Таким образом, 23 полнометражные картины и 10 короткометражек, то есть 80 процентов всей союзной кинопродукции, сняли в нашем городе.

Но главным достижением ЦОКС стал сенсационный фильм «Иван Грозный» создателя новой кинематографии, гениального Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли.

О том, как готовилась лента, мы находим воспоминание Льва Варшавского: «Где-то в конце лета 1942 года Виктор Борисович Шкловский предложил мне пойти вместе к Эйзенштейну, жившему в «лауреатнике». И не успели мы войти в небольшую, заставленную вещами комнату Сергея Михайловича, как он вместо того, чтобы поздороваться с нами, скомандовал: «Садитесь на пол!».

Я опешил, а Виктор Борисович плюхнулся на пол, как будто всю жизнь ждал этого приглашения. Я последовал его примеру. Сергей Михайлович достал два больших деревянных ящика и грузно опустился рядом с нами. Одну за другой он стал доставать из ящиков квадратные карточки, на которых были нарисованы кадры будущего фильма. Сергей Михайлович был замечательным графиком, и тот, кто хоть раз видел его рисунки, никогда их не забудет.

И вот перед нами стал возникать фильм таким, каким его видел Сергей Михайлович еще в процессе создания сценария. Это было увлекательное зрелище. Он раскладывал карточки в порядке последовательности одну за другой, сопровождая это краткими замечаниями. Это были сотни, тысячи карточек, каждая изображала собой кадр — точную мизансцену, в большинстве своем воплощенную потом в фильме. Они были так детализированы, что одна только сцена убийства Басманова или сцена убийства Владимира Старицкого были разбиты на три-четыре рисунка.

Подготовка к съемкам «Ивана Грозного» требовала не только вдохновения. Здесь были проявлены чудеса изобретательности, так как снимали его в то время, когда нельзя было достать ни гвоздей, ни красок, ни самых необходимых вещей. Не было фанеры, из которой строят декорации. И тогда кому-то в голову пришла спасительная мысль — из тростника-чия были сплетены огромные маты, на них отлично держалась штукатурка. И целая бригада художников под руководством всегда невозмутимого Шпинеля — главного художника фильма — расписывала их, в точности воссоздавая интерьеры кремлевских залов, царских покоев и собора, в котором происходила торжественная коронация Ивана Грозного. Кремль из циновок! Подумать только! Впрочем, не меньшее удивление вызывала и снежная зима, отснятая жарким летом. Каскелен, расположенный в 50 километрах от Алма-Аты, на время превратился в Подмосковье».

Легендарный дом кинематографистов

— Когда эвакуированные вернулись домой?

— Во второй половине 1944 года. Когда положение на фронтах в корне изменилось, студия с честью завершила свое существование. «Мосфильм» с «Ленфильмом» вернулись в свои города. Основные цеха, как и пообещал в свое время Михаил Ромм, вместе с оборудованием полностью передали АлмаАтинской киностудии. Часть москвичей и ленинградцев временно задержалась в городе для подготовки будущих специалистов. А такие мастера своего дела как кинорежиссер и сценарист Ефим Арон, поэт и сценарист Владимир Файнберг, кинооператор Михаил Аранышев, кинохудожник Павел Зальцман остались здесь насовсем.

Уезжать из города яблок многим не хотелось. «Алма-Ата стала любовью всей моей жизни: в этом городе есть что-то особенное, что позволяет находиться все время в какомто возвышенном состоянии. И еще — трудно представить, что когда-нибудь я уеду отсюда... Не хочу!» — напишет режиссер, сценарист, актер Григорий Рошаль, известный нам по фильмам «Хождения по мукам», «Господа Скотинины» и другим кинолентам.

Пребывание в ссылке или в тылу Второй мировой войны видных деятелей искусства дало толчок мощнейшему развитию культуры Казахстана. И сегодня Алматы попрежнему остается культурной столицей страны, а мы с вами являемся прямыми наследниками тех основ большой культуры, заложенной в период репрессий и эвакуации, и того мира, который обеспечили нам наши предки ценой своей жизни.

«Культурная эвакуация в Алма-Ату» — так будет называться онлайн-лекция Оксаны Танской, руководителя пресс-службы Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева. Проект состоится в рамках программы представительства Россотрудничества в РК, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

С Великой Победой!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру