Музей искусств им. Кастеева продолжает выполнять свою миссию в условиях карантина

Интерес алматинцев и казахстанцев к прекрасному в условиях вынужденной изоляции интеллектуально и духовно продолжает заполнять Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева — в его онлайн-эфирах выходит серия программ, видеоэкскурсий и рубрик.

Музей искусств им. Кастеева продолжает выполнять свою миссию в условиях карантина

И мало кто знает, что сейчас в стенах музея не прекращаются научные исследования и готовится ряд серьезных изданий для печати, в том числе по итогам Международного научного симпозиума, прошедшего в Вашингтоне.

Что для нас в привычном представлении значит музей? В первую очередь это новые выставки и постоянные экспозиции. Тем временем в системе жизнедеятельности каждого музея множество функций — архивы и хранение экспонатов, реставрация, учет, вентиляция, освещение, хозяйственные заботы, взаимодействие с научными институтами и лабораториями мира, исследования, публикации, аналитика. Все это требует не удаленного участия, а постоянного выхода в мир внешний для выполнения главной задачи — формирования человека духовного и образованного. И Государственный музей искусств имени А. Кастеева в условиях карантина продолжает выполнять эту миссию через интернет. А координирует все сферы его деятельности директор Гульмира Кенжеболатовна Шалабаева.

— Гульмира Кенжеболатовна, как изменило планы музея чрезвычайное положение?

— Планы у нас были грандиозные! Должна была состояться зарубежная выставка лучших образцов казахстанской графики Е. Сидоркина, М. Кисаметдинова, Б. Пака в крупном музее Вены, в Австрии, но пришлось ее снять с повестки. Также большие планы строили к 85-летию музея — ничего затратного и помпезного, потому что еще до карантина Президент республики К. Токаев ввел мораторий на проведение симпозиумов, конференций в целях экономии государственных средств. Тем не менее ежегодная конференция «Кастеевские чтения» проходит, но весьма скромно, учитывая, что ее участники в основном наши соотечественники. Но на юбилейные чтения, конечно, мы хотели пригласить спикеров из-за рубежа, провести мастер-классы, ведь подобная практика помогает повышению квалификации, обмену опытом среди специалистов.

Теперь в сложившейся обстановке ограничимся собственными силами, что, в принципе, тоже весьма полезно, особенно для молодых сотрудников, для развития научной мысли и исследований в области казахстанского искусствоведения. Были у нас мечты хозяйственные, например, обновление залов музея, в частности, паркета, который сильно стерся и «сияет» черными проплешинами: достойный внешний вид здания, его внутренних залов — важная составляющая деятельности музея. В дистанционном режиме ведется работа над изданием трех книг: третьего, последнего, тома каталога «Живопись Казахстана из фондов музея», а также альбома «100 шедевров», сборника докладов симпозиума, прошедшего в Вашингтоне. Хочется надеяться, что спонсоры будут тверды в своем намерении поддержать выпуск этих изданий. Все книги и альбомы, которые мы выпустили за последние пять лет, и ежегодные сборники статей «Кастеевских чтений» изданы не на государственные средства, а благодаря меценатам музея.

— Легко ли музей перешел к онлайн-трансляциям? Что «показываете» своему зрителю?

— Сейчас наиболее активные специалисты и пресс-служба музея полностью включились в онлайн-режим, причем в эфир мы вышли первыми среди многих культурных организаций. Это случилось 17 марта! И, конечно же, первую видеоэкскурсию мы посвятили мемориальному залу Абылхана Кастеева, имя которого носит наш музей. Экскурсию выполнили подручными средствами и собственными силами: видео на смартфон сняла руководитель пресс-службы Оксана Танская, экскурсию провела ученый секретарь Екатерина Резникова. Эта видеосъемка вызвала интерес зрителей и набрала большое количество просмотров в соцсетях. Такой результат и позитивные отклики вдохновили нас, и сейчас мы ведем несколько рубрик: «Виртуальные экскурсии», «История одного шедевра», «Документальное кино из видеофонда музея», «Телесюжеты из залов музея», «Мультимедийные лекции», «Диалоги со зрителем». Сейчас к нам пришли на помощь профессионалы ТВ — кинодокументалист Булат Нусимбеков и телеоператор Галым Шалабаев, и сразу в лучшую сторону изменились качество и подача материала.

Свои онлайн-лекции и мастер-классы готовят и записывают дома и другие наши сотрудники. К примеру, как сделать куколку из ниток учила Айсулу Усенбаева, как нарисовать кота акварелью по мокрой бумаге — Гафура Каирбекова, лекцию по декоративно-прикладному искусству провела Толганай Бокеш, а Виолетта Вололгодская рассказала о культуре Египта. Наши публикации и смотрят, и делятся ими, и с каждым днем количество аудитории растет. На прошлой неделе нас посмотрели в общей сложности свыше 66 тысяч пользователей. О нас написали и дали активные ссылки многие информационные порталы. Резюмируя сказанное, могу отметить, что наш музей был и ранее оживленно представлен в соцсетях, интернете, потому быстро адаптировался к новым условиям.

Участники Международного научного симпозиума в Вашингтоне, 4 октября 2019 года.

— Хотелось узнать о симпозиуме, который прошел в Вашингтоне. Это же исключительный случай!

— Научный симпозиум «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика» состоялся осенью ушедшего года в США. Подготовка к нему длилась около года: переговоры, переписка, обсуждение тем и планов. Это были наши идея и инициатива, с которыми мы обратились к давнему другу музея Полу Тейлору, профессору Смитсоновского института в Вашингтоне. На стадии переговоров к нам присоединился Союз ремесленников во главе с Айжан Беккуловой, и было логичным объединить две институции с одной темой о декоративно-прикладном искусстве казахов. С нашей стороны был представлен научно-теоретический подход с экскурсом в историю, со стороны ремесленников — продемонстрированы древние традиции, востребованные и новаторски используемые в современное время. Это первый подобный опыт нашего музея — организация научного обсуждения не дома, а далеко за его пределами.

Кстати, это первый опыт вообще среди музеев Казахстана: мы проводили выездные выставки, но конференции — исключительно в родных пенатах. Новый формат работы нам весьма понравился, и, считаю, что надо его продолжать.

— Что-то планировали осуществить по результатам этого симпозиума?

— Сейчас мы готовим сборник публикаций, макет которого уже находится в Музее истории для внесения дополнений и правок английского текста. Сборник включил 16 статей казахстанских и американских исследователей. Все они соответствуют общей теме симпозиума и отражают самые разные виды традиционного прикладного искусства как значимого духовного, культурного, художественного и исторического наследия, пришедшего из глубины веков и не утратившего актуальности сегодня. Так, ряд статьей презентует особенность казахских национальных ковров и различные технологические особенности их изготовления — войлочные текеметы и сырмаки, вышитые тускиизы. Отдельные исследования охватывают использование образов кочевой цивилизации в современном дизайне и живописи Казахстана, затрагивают блок ювелирного искусства и его специфики. Зарубежные коллеги рассматривают роль научных институций в исследовании и продвижении традиционного искусства для сохранения его в современном мире как культурного кода нации.

— Сборник выйдет в нашей стране?

— Материалы выйдут на английском языке, поскольку предназначены в первую очередь для популяризации и продвижения казахского искусства за рубежом. Книгу после выхода в свет американский институт распространит более чем по 500 адресатам. Мы также будем ею делиться в зарубежной профессиональной среде. Это важно, поскольку информации, тем более исследований о казахском искусстве за рубежом, катастрофически мало. Надеюсь, Министерство культуры и спорта поддержит нас в этом начинании в дальнейшем. На мой взгляд, необходимо, помимо многомиллионных по бюджету рекламных роликов, распространять серьезные данные и исследования по культуре и искусству. Важно пробуждать интерес к нашей стране и культуре в образованной, интеллектуальной среде разных стран, что привлечет не только туристский, но и профессиональный интерес.

— Насколько важно государственным музеям быть на волне подобных международных встреч?

— Это действительно весьма важно! Нельзя и даже губительно, а в условиях глобализации уже и невозможно замыкаться, оставаться закрытыми, не осуществлять международные контакты. Великая степь — колыбель нашего государства — всегда была открыта всем ветрам и веяниям, по ней караванными путями шли достижения культур и религии разных народов и цивилизаций. Наша культура всегда была открытой, динамической системой. И сегодня взаимообогащение культур необходимо. Я исследовала тему вхождения Казахстана в мировое культурное пространство еще будучи научным сотрудником Института философии, политологии и религиоведения МОН РК. Сегодня это всем очевидно. Посмотрите на феномен Димаша! Один талантливый певец-исполнитель познакомил весь мир с культурой казахов, мы видим ролики его фанатов в соцсетях, записанные на казахские народные песни. Некоторые начали изучать казахский язык. Конечно, музыка, шоу — это самое доступное, популярное и массовое искусство. За рубеж часто выезжают с гастролями музыкальные и театральные коллективы, солисты оперы и балета выступают на прославленных мировых сценических площадках. И это замечательно. Думаю, что этими достижениями не стоит ограничиваться. Изобразительное искусство Казахстана также достойно того, чтобы презентовать его мировой публике. Оно рассказывает о стране, культуре, философии, быте и обычаях в ярких и запоминающихся визуальных образах.

— В чем состоит главная миссия такого музея, как Кастеевский?

— В целом научная работа музея является одним из важнейших направлений его деятельности, а главная миссия состоит в сохранении и продвижении уникального культурного наследия. Мы очень гордимся, что в течение последних пяти лет выпустили ряд научных каталогов, в числе которых два тома живописи Казахстана, альбом о творчестве Сергея Калмыкова, ранее были изданы книги о ювелирном искусстве РК, скульптуре нашей страны, оригинальной графике советского периода. Это все итог многолетней работы музейных сотрудников, которые с самоотдачей посвящают себя профессии.

Весь наш коллектив полон надежд, что 85-летие музея ознаменуется очередным изданием музейного каталога. Полагаем, что юбилей — общий праздник, поскольку музей не может существовать без внимания зрителя, интереса любителей искусства, наших долгожданных посетителей, которых мы хотим увидеть сразу после завершения карантина. До новых скорых встреч!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру