К 175-летию великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева

Поэт и философ Казахстана еще раз ярко и мощно напомнил о себе и юбилейной датой, и актуальной во все времена просветительской мыслью. Но Алматы всегда был пропитан его словом и духом. Оттого совершенно логичным стало появление на проспекте Абая в прошлом году оригинального художественного проекта — горных валунов с выбитыми на них назиданиями гения казахского народа.

К 175-летию великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева

Авторскую экскурсию по проспекту Абая специально к 175-летию со дня рождения философа разработала ведущий экскурсовод-методист НИИ туризма Казахской академии спорта и туризма Бахыт Оразымбетова. Предлагаем читателю совершить эту экскурсию вместе с ней.

«Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — это дыхание времени, голос самого народа. Сегодня голос поэта сливается с нашими голосами, крепнет и набирает новую мощь», — М.О. Ауэзов.

Начинается наша экскурсия на пересечении проспектов Абая и Достык у памятника величайшему философу, основоположнику казахского письменного языка, переводчику, композитору. Установленный в 1960 году к 115-летию Абая, он представляет собой фигуру мыслителя в движении вперед — навстречу народу. В левой согнутой руке он держит книгу, а правой придерживает полы накинутого на плечи чапана. Голова мыслителя выполнена объемно. Лицу придано выражение задумчивости, взгляд устремлен в будущее.

Скульптуру, отлитую из бронзы, выполнил Хакимжан Наурызбаев, проект постамента из красного гранита — архитектор И. Белоцерковский. Общая высота монумента — 13,7 метра.

Создатель памятника хотел донести величие Абая, но первый вариант оказался не очень удачным. Заказывал памятник Мухтар Ауэзов и верил, что Хакимжан Наурызбаев справится с задачей сразу. Но когда писатель увидел монумент в первом исполнении, он, всегда мягкий и деликатный, вдруг эмоционально воскликнул: «Нет! Нет! Нет! Таким не был Абай!». Для скульптора это стало трагедией. Он всю ночь не спал, сильно переживал и в каком-то забытьи увидел Абая, идущего к нему навстречу. Художник тут же взял в руки все, что нашел в своей мастерской, и сваял явленный ему новый образ. Увидев его, Мухтар Омарханович произнес: «Да! Абай был таким! Вы нашли то, что нужно!». Теперь этот образ Абая в памятнике знает и может видеть каждый.

Гений Абая удивителен. Он получил арабское образование в медресе в раннем возрасте. В это время в его Семипалатинском крае находилось большое количество политических ссыльных — все из числа лучшей интеллигенции Российской империи. Абай, прекрасно освоивший русский язык, благодаря знакомству с ними получил доступ к лучшим образцам русской литературы. Он начинает переводить на казахский язык произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Сергеевича Пушкина. И образ Татьяны Лариной «заговорил» в казахских степях. Образ, который казахи стали называть по-своему — Таной. Тана стала близка девушкам-казашкам.

— Раньше девушек-казашек выдавали замуж за калым, за нелюбимого, — поясняет Бахыт Камаловна. — И казахи в своих амулетах стали перевозить за сотни километров по степи самое сокровенное — это перевод знаменитого письма Татьяны, в котором были и такие строки: «Вообрази, я здесь одна. Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна».

Абай очень ценил Лермонтова, и также, как молодой Михаил Юрьевич, за годы своей короткой жизни пережил разные коллизии. Абай считал Лермонтова непревзойденным гением. Он также понимал и восхищался немецким поэтом Гете. Одним из первых его стихотворений, переведенных на казахский язык, стало «Горные вершины». Абай не только великолепно переложил его на родной язык, но и написал к нему музыку.

Абай получил от тюркского мира приставку — хаким. Хакимами называют исключительно редких людей. Хаким — слово арабского происхождения, означающее «того, кто судит между людьми» и также «обладателя мудрости». Сам Абай говорил: «Не каждый ученый — хаким, но мудрец — это ученый». А народ сказал по-своему: «Как молоко матери питает тело, так слова Абая питают разум».

А мы переходим проспект Достык на сторону его верхнего пересечения с проспектом Абая, останавливаемся у одного из старинных зданий Алматы, в котором сегодня расположен современный университет КИМЕП. Здесь предстанут взору словно непроизвольно скатившиеся с Тянь-Шаньских гор внушительных размеров валуны. Если вы до сих пор не обратили внимания на эти рельефные исполины, присмотритесь. Еще лучше — вчитайтесь. Здесь, на самом огромном из них выбито на трех языках — казахском, русском и английском — четвертое назидание Абая: «Жить хитростью, обманом, попрошайничеством — удел бездарных проходимцев. Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами».

— Назидания Абая полны философских раздумий, и это не максимы, не афоризмы, а сама исповедь, обращенная к своему народу, — отмечает Бахыт Камаловна. — Обращаясь к наследию Абая, каждый может поумнеть. Каждый, кто этого желает.

К слову, сам проспект можно еще назвать студенческим, потому что на нем расположилось самое большое количество высших и средних специальных учебных заведений. Является он и центром города Алматы, любимым «тусовочным» местом молодежи и гостей южной столицы. Здесь находятся: Дворец Республики, перед которым проходят самые масштабные городские мероприятия; рядом с дворцом — гостиница «Казахстан», увенчанная короной и ставшая визитной карточной культурной столицы; один из старейших кинотеатров «Арман». По проспекту выстроились стадион, бизнес-центры, театры и цирк, парки и скверы.

И если пройтись по нему пешком, то можно устроить настоящий квест, находя на нем остальные из восьми валунов с назиданиями просветителя, а также знаковые места, связанные с именем Абая.

А мы переходим проспект на нижнюю сторону, и вдоль главного арыка Алматы идем к бульвару, который носит имя композитора Мукана Тулебаева, более раннее название — Фонтанная. А по арыку еще не так давно, срываясь с яблонь, плыли красные плоды алматинского апорта — любой мальчишка мог их выловить и насладиться незабываемым вкусом и ароматом. Сегодня уже нет тех яблок, а отреставрированный арык теперь радует алматинцев и гостей города интересными решениями фонтанных групп и мостиков.

Спустившись чуть ниже проспекта Абая, на Тулебаева мы находим еще одну достопримечательность — дом-музей Мухтара Омархановича Ауэзова. Проект дома писатель создал совместно с архитектором Георгием Герасимовым, автором знаменитых зданий в Алматы — первого Дома правительства и КГАТОБ имени Абая.

Вставая ранним-ранним утром и слушая пение первых птиц, вдыхая аромат снежных горных ледников, заканчивал писать здесь свой знаменитый роман Мухтар Ауэзов.

— Каждый из нас читал и обязан иметь дома на книжных полках «Путь Абая» — роман-эпопею этого величайшего писателя, — говорит Бахыт Камаловна своим студентам. — Полифония, огромный охват событий, масштабность, действительность. Как роман «Евгений Онегин» Пушкина стал для всей России энциклопедией русского общества, так и «Путь Абая» предстал перед миром настоящей эпопей казахского. Мухтар Омарханович явился первым абаеведом, и благодаря ему мы получили в дар незабвенную книгу. Расул Гамзатов, потрясенный этим романом, писал: «Горы Кавказа по пояс в твоей славе, Мухтар!».

В казахской литературе, по мнению гида, есть три вершины нашей духовности и гениальности — это Абай, Шакарим и Мухтар Ауэзов, а их преемниками в советское время стали поэты-шестидесятники, и один из них — Олжас Сулейменов.

А мы переходим на южную сторону проспекта и останавливаемся у следующего горного валуна с назиданием Абая под номером 32. Оно гласит: «Тем, кто стремится усвоить науку, необходимо знать условия, без которых невозможно достичь цели. Вопервых, обретая знания, не ставь себе задачи получить через них какую-нибудь выгоду. Чтобы заняться наукой, прежде всего нужно полюбить ее, иметь стремление к ней».

Назидание выбрано для этого места неспроста — рядом находится еще один университет, и, возможно, кто-то из студентов, пробегая мимо валуна, остановит свой взгляд и прочтет завещанное ему слово.

А теперь спускаемся на станцию метро «Абай» — одну из самых красивейших в Алматы и самых глубоких. Длина ее залегания под землей составляет 74 метра. И, наверное, это очень символично — даже станция метро так глубока, как и величайшее наследие гения!

Алматинская подземка стала 16-й в странах Содружества и второй — в Центральной Азии после столицы Узбекистана, города Ташкента. Метро открылось в декабре 2011 года при участии Нурсултана Назарбаева. Алматинцы ждали появления своего сабвея 23 года.

В торце платформы расположено художественное панно, выполненное в технике рельефа и флорентийской мозаики. Бронзовый барельеф, изображающий Абая, выделен на каменном фоне. Рядом написаны отрывки из его произведений. Автор панно — Толеген Абдильда.

От станции «Абай» переезжаем на станцию «Драмтеатр имени Ауэзова». В ее оформлении главные акценты сделаны на народных традициях и обычаях в наследии Абая, а в конце платформы располагается живописное мозаичное панно с изображением сцены из спектакля. Автор монументально-декоративной многоцветной мозаики Газиз Ешкенов.

Казахский государственный академический театр имени М. Ауэзова организовали в конце 1925 года в Кзыл-Орде, и открылся он отрывком пьесы М.О. Ауэзова «Енлик-Кебек». Это был самый первый театр в нашей стране. В Алматы он «перебрался» в 1926 году. А с 1961-го носит имя писателя. Нынешнее здание театра ввели в эксплуатацию в 1982 году, оно имеет статус памятника архитектуры.

Театр бережно хранит в своем репертуаре и ставит новые пьесы по произведениям Мухтара Ауэзова.

Напротив театра мы видим памятник монументального искусства — бронзовую фигуру М.О. Ауэзова, отлитую по модели скульптора Е. Сергебаева. Постамент из лабрадорита сооружен по проекту архитекторов О. Баймурзаева и А. Кайнарбаева. Писатель в задумчивой позе сидит в кресле, с книгой в правой руке. Он смотрит на величественные алматинские горы, и расположившиеся вблизи еще три каменных гиганта с назиданиями Абая создают единый ансамбль в память о гениальности лучших представителей интеллигенции казахского народа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру