Astana Ballet влетел на воздушных пуантах в Алматы, заметно взволновав публику

Всегда отзывчивый, но все же избалованный и искушенный алматинский зритель принял молодой балет северной столицы теплом и аншлагами

C 19 по 23 февраля, на сцене КГАТОБ имени Абая представляли оригинальную разножанровую программу: три одноактных балета — Concerto Barocco Джорджа Баланчина, A Journey of Memory Раймондо Ребека, Love’s Lost Idols Николо Фонте и балет-сказку «Золушка» Сергея Прокофьева. Astana Ballet привез с южную столицу и выставку «Семь вуалей Евразии» с работами Алексея Кривцова, одного из самых востребованных фотографов в балетном мире. Ее также можно было увидеть в КГАТОБ имени Абая.

Всегда отзывчивый, но все же избалованный и искушенный алматинский зритель принял молодой балет северной столицы теплом и аншлагами

Astana Ballet, основанный в 2012 году по инициативе Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Нур-Султане, имеет с своем репертуаре 20 разножанровых балетных постановок, причем многие из них созданы лучшими современными хореографами мира эксклюзивно для труппы этого балета, и четыре кoнцертные прoграммы.

Гастролируя по городам и континентам и укрепляя ореол признания и популярности, столичный балет удивил и Алматы, куда приехал сплоченной командой. Открытые, дружелюбные, воодушевленные солисты балета и такие же очарованные жизнью и своим любимым занятием постановщики, и сам директор театра Александр Совостьянов заряжали своей энергией и страстью к этому искусству. Это было так волнующе и очевидно, что волна вдохновения накрыла всех, кто в эти дни приближался к сцене.

— Нашей целью было создание оригинального балета мирового уровня, — говорит Александр Совостьянов. — В Алматы мы привезли «Золушку» и три одноактных балета, которые, по нашему мнению, всецело раскрывают возможности нашей труппы. Считаю, что все три балета получились высокого качества, и мы рады, что их создали непосредственно для нашей труппы — под наши технические, физические, интеллектуальные и профессиональные возможности. Получилось на сто процентов из ста — как мы планировали, такой результат и вышел. К примеру, что касается балета Джоржда Баланчина, который мы также привезли в Алматы: вы же понимаете, что это мировая классика, и Фонд Баланчина позволяет исполнять его канонические произведения только тем коллективам, которые отвечают всем высочайшим требованиям. Нам разрешили это сделать, и мы также продолжаем сотрудничать, имея в планах поставить еще несколько балетов Баланчина. Ребятам самим нравится участвовать в процессе создания таких произведений хореографии, которые лишь потом, на последних репетициях, становятся шедеврами, но наших танцоров серьезные задачи мотивируют профессионально и творчески. Им хочется быть выше собственных возможностей, и у них это получается! Артисты у нас невероятные, и мы гордимся ими!

Джоржд Баланчин — один из немногих хореографов, создавших постоянную труппу со своим репертуаром, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом. Он создатель нового направления в классическом балете ХХ века, во многом определившего развитие хореографического театра США. Родился и вырос в Петербурге, уехал из России после смерти Дягилева. Сегодня Фонд Джорджа Баланчина продолжает реализацию проектов великого хореографа во всем мире.

Алматинская публика впервые увидела шедевр Баланчина Concerto Barocco, признанный уникальным в мировой истории танца. Восхитительная хореография в неоклассическом стиле, помноженная на божественную музыку Иоганна Себастьяна Баха, профессионализм и красоту артистов балета, вызвала небывалый трепет в груди и приятное удивление. Причем сюжета в этом произведении искусства вы не найдете, но воспарить над этим миром, наблюдая за слиянием величественной музыки и изящного танца, точно сумеете, даже если этого никогда ранее с вами не случалось.

Другой представленной и вдохновляющей стала постановка немецкого хореографа Раймондо Ребекка A Journey of Memory — «Путешествие памяти». «У всех нас есть свои воспоминания. Радостные и грустные. Одни остаются с нами навсегда, другие со временем исчезают. Героиня моего балета — женщина. На сцене она появляется в образе реального человека и ее памяти. Она смотрит в зеркало и оказывается в зазеркалье, где рядом ушедшие люди, где прошлое оживает. В зеркале мы видим не только свое отражение, но и свои переживания, всю свою жизнь... Я стараюсь создать знаки, моменты, надавить на кнопку в сознании аудитории, чтобы люди могли вспомнить что-то важное, когда увидят определенные движения, картины на сцене», — признается в одном из своих интервью хореограф. Удивительно хороша музыка, подобранная к балету. «Для меня очень важна музыка, — признается Раймондо Ребек. — Иногда у вас есть идея, и вы ищите подходящую музыку, иногда есть музыка, которая вам нравится, вы создаете идею, помня и думая об этой музыке. В этом случае у меня изначально были идеи, я искал к ним фортепианную музыку. Предпочитаю органичные мелодии, не стараюсь сделать вызов обществу, используя «сумасшедшую музыку», меня больше вдохновляет что-то очень приятное, гармоничное».

Заворожили не только необычная, наполненная сложными и, сказала бы, эротичными элементами хореография, прекрасная умная музыка, но и интерактивная сценография, созданная также Раймондо Ребеком: живое зеркало, стена с оживающими фотографиями, в один момент превращающимися в «скалодром», по которому взбирается героиня, забывшись в памяти, плавающие люстры. А как легки, воздушны, красивы и грациозны сами исполнители танца!

Надо отметить, что Раймондо Ребек — известный балетмейстер, педагог, хореограф, лауреат престижных национальных и международных конкурсов артистов балета. Как приглашенный балетмейстер-педагог работал с балетными труппами разных стран. Многие зарубежные солисты и балетные труппы обращаются к нему с просьбой создать хореографические номера для них, но не всем он оказывает свою поддержку и внимание, выбирая самые интересные, на его взгляд, коллективы.

Другой не менее известный американский хореограф Николо Фонте сам предложил поставить танец для Astana Ballet, увидев выступление труппы в Нью-Йорке и оценив ее профессиональные возможности. Согласитесь, не каждого всемирно известного хореографа привлечет недавно созданный театр, к тому же пока еще и не такой знакомой страны в мире, как наш Казахстан. А в богатом списке Николо Фонте есть, к примеру, «Пермский балет Чайковского», где хореограф воссоздал постановку Михаила Фокина 1911 года «Петрушка» в современной интерпретации. Презентуемый в КГАТОБ имени Абая неоклассический балет Love’s Lost Idols — «Утерянные кумиры любви» предстал очень эмоциональным танцем, исполняемым артистами под магию музыки итальянского композитора Эцио Боссо. Автор призывает этим творением всех жить здесь и сейчас, чувствовать и любить в этот миг, не заглядывая в будущее. И этот оригинальный балет еще несколько мгновений не отпускал зрителей после своего завершения.

Но состояние восхищения и восторженного удивления сопровождало публику и при сoзерцании балета-сказки «Золушка». Казалось бы, классическая история, знакомая всем с детства, виденная в выступлениях разных коллективов, но в этой постановке и она заиграла свежими красками, и даже легким юмором, с которым виртуозно справились молодые артисты Astana Ballet. В партии Золушки выступили: заслуженный деятель Казахстана Татьяна Тен, Назерке Аймухаметова и Дарина Кайрашева. Партию Принца исполнили: Казбек Ахмедьяров, Сундет Султанов и Фархад Буриев. Дирижер-постановщик оркестра — Арман Уразгалиев, хореограф — Надежда Калинина, художникпостановщик — Сергей Новиков.

О своей Золушке на пресс-конференции рассказала ведущая солистка театра, заслуженный деятель РК Татьяна Тен:

— Моя Золушка очень трудолюбивая, кроткая, нежная, трогательная. Это большая ответственность — показать ее и других своих героинь алматинскому зрителю. Но добавлю, в каком бы городе мы ни гастролировали, большом или маленьком провинциальном, для нашего коллектива всегда важно и волнительно, как нас примут зрители, понравится ли наш репертуар, какое «послевкусие» мы оставим. Развиваясь сами, мы хотим развивать и эстетический вкус зрителя. Это миссия любого думающего театра. Хочется надеяться, что, оставляя свою любовь на легендарной алматинской сцене, мы получили частицу тепла зрителей культурной столицы, понравились ей.

Сказать, что зрители удивлены и впечатлены уровнем профессионализма столичных артистов и постановщиков, будет мало. А вот эмоциональное: «Bravissimo!» — в самый раз! И, знаете, захотелось с бОльшим желанием навещать Нур-Султан — теперь в нем появилась очень мотивирующая для этих целей точка. Astana Ballet — культурная визитная карточка столицы Казахстана и всей страны.