Сексуальность, эротизм и интрига в работах сестер Кусаиновых

22.01.2020 в 06:05, просмотров: 508

Говорят, эротика — это то, что мы видим, а сексуальность — то, что ощущаем. Так вот, известные казахстанские художницы — сестры Кусаиновы, Галя и Бота, выступающие под одним псевдонимом ГаБо, обостренное дыхание весны несут через свою женственность и эротику в своем творчестве, позволяя себе естественную веселость и ярко выраженное смакование вкуса жизни.

Сексуальность, эротизм и интрига в работах сестер Кусаиновых

Где бы ни появлялись Галя и Бота Кусаиновы сами или ни представляли выставки своих работ, туда обязательно приходят солнечное настроение, игривость мыслей и желаний, некая провокация стать свободнее, позитивнее, веселее и немного соблазнительнее. Это подтвердит любой, кто знаком с этими художницами.

«Когда сестры превращаются в ГаБо, в них пробуждается веселое, ироничное, лукавое существо, любящее сказки, притчи, легенды, любовные истории. Для этих сюжетов они избирают стилистику книжной миниатюры, анимационных фильмов», — пишут о них искусствоведы.

Сестры-близнецы Галя и Бота Кусаиновы родились в 1969 году в городе Алма-Ате. Сегодня им по 50. Но все, кто их знает и часто видит, называют девочками, потому что ни за что на свете им никто не даст реального физического возраста. Это действительно две молодые энергичные и роскошные женщины. Хотя они и не скрывают своего возраста, считая такой обман глупым, многие из увидевших их впервые остаются удивленными. «У нас моральное ощущение вечной молодости», — объясняет Галя Кусаинова. Но скорее всего отличную службу в отношении их бодрости духа и тела играют творчество, созидание и внутренний позитив.

В 1994 году девушки окончили художественно-оформительское отделение Ленинградского художественного училища Всесоюзного общества глухих. Далее Галя и Бота учились в Казахской художественной государственной академии на факультете декоративно-прикладного искусства имени Т. Жургенова. Они сами говорят, что получать новые знания было легко. Если в детстве находились те, кто мог их обидеть (хотя активные и самостоятельные во всем двойняшки не нуждались в чьей-то поддержке или помощи и были к тому же всегда защищены и оберегаемы своей старшей сестрой Мадиной), то в пору юности девушки научились не замечать рядом никакого негатива. Они, наоборот, сами стали создавать вокруг себя атмосферу праздника и творчества.

В Жургеновке у девушек появилось много друзей. Однокурсники давали им списывать конспекты, природный дар видеть мир удивительно разнообразным и красивым виртуозно перемещался на холсты, а в силу их общительности, коммуникабельности, умения читать по губам, отвечать лаконично ясными звуками, веселости и воздушности характеров в их окружении и тогда и сегодня всегда много друзей и приятелей.

Стать известными художницами у сестер получилось легко и быстро, и на счету ГаБо сегодня 59 групповых и 19 персональных выставок. Не однажды их приглашала Ассоциация глухих художников Италии, Венгрии, Японии, Южной Кореи, России для участия в международных выставках и проектах. Работы Гали и Боты находятся в Государственном музее искусств имени А. Кастеева, в частных коллекциях Казахстана, России, Франции, Италии и других стран. Девушки часто путешествуют, подзаряжаясь новыми впечатлениями и эмоциями, много читают, общаются и работают.

А пока за окнами туманный алматинский смог, в мастерской сестер — настоящий остров цветов, фруктов, ягод, красивых женщин и мужчин в живописи, графике, керамике, на шелке. Сочная палитра, множество плавных линий и четко прорисованных деталей, их многослойность и легкая считываемость — этого больше у Боты. Галя сооружает инженерную изящную графику, в которой каждый штрих словно писан невесомым перышком. Свои миниатюры в стиле собственных сказок и фантазий она также переносит на шелковые платки. Занимается и керамикой.

«Каждая из художниц пребывает в двух пространствах искусства: мире реального и воображаемого, внешнего и внутреннего. Иногда в центре внимания оказывается нечто конкретное. Изображение натуры, однако, не является самоцелью. Формы привычных предметов так укладываются в линии продуманных силуэтов, а пропорции, масштабы и ритмы их соположений так вплетаются в композиционный строй, что изображение становится вестником не только поэзии земных реалий, но личного мира каждой и обеих вместе. Эстетические переживания красоты предметного мира с необыкновенной, пожалуй, легкостью преобразуются в рифмы визуальной речи об особом мироощущении. Случается, образы рождаются из игры воображения, из прихотей фантазии. Тогда возникают иной изобразительный язык, иные цветовые и ритмические одежды. Здесь правит бал живописная метафора, сокращающая путь к образу», — напишет о стиле ГаБо искусствовед Баян Барманкулова.

А другой искусствовед Ирина Юферова еще в лихие 90-е поверила в талант и живую натуру сестер, когда разрешила им совместно с Кармине и Шарбат Барбаро, Руфиной Нуркатовой провести первую в Алматы выставку-перформанс в стиле «ню». Напомним, что ню — это художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту и эстетику обнаженного человеческого тела. Так вот, на той выставке Руфина пела, художники создавали на холстах «обнаженку», более того, сами были наполовину обнажены, прикрывая самые интересные места листочками, да еще тут же делали фотоснимки, распечатывали их и раздавали всем, кто заглянул на «огонек». Эти фотографии вместе с интригующей информацией о полураздетых художницах разлетелись по всей южной столице сарафанным радио, и перформанс в галерее «Вояджер» пришлось проводить нон-стоп двое суток подряд, пока артисты совсем не выдохлись.

Выставка-провокация под названием «Любовь и Эрос» осталась в памяти алматинцев. Ее участники и организаторы ушли каждый в свой жизненный ритм, но сестры Кусаиновы сохранили в своем творчестве заложенный в них природой эротизм. Стоит только внимательнее исследовать детали их творчества. Даже, казалось бы, в их невинных зарисовках с цветочными композициями или семейными сценами всегда можно считать едва уловимый ритм особенного сердцебиения. И особой темой в их тандеме всегда остаются работы в стиле интеллигентного эротичного «ню», причем как с изображением современных «мобильных» женщин, так и мужчин. Вот, к примеру, на софе в томной неге отдыхает обнаженная женщина, и в ее руках вместо книги — сотовый телефон. Такие работы не особенно любят представлять галереи, но они в одно мгновение разлетаются в частные художественные коллекции. Что касается тематики размышлений художниц о взаимоотношении мужчины и женщины, то нашему зрителю стоит дождаться новой выставки ГаБо, для которой сегодня создают любопытные по своему смыслу и сексуальному наполнению работы.

Сегодня в их новенькой светлой мастерской, окна которой выходят на набережную реки Весновки, уже царит весна во всем соку. Любуешься всей этой явленной взору гаммой цвета, авторским декоративным стилем, способностью изображать каждый предмет в отдельности и в едином сюжете и композиции, наслаждаешься фруктово-ягодным настроением натюрмортов-пейзажей и внезапно погружаешься в танцевальное движение по кругу. Этот пируэт просто необходим, чтобы разглядеть на всех стенах и мольбертах мастерской художниц каждую отдельную работу, а затем, ускоряя темп, можно забавно соединить все в единый разноцветный калейдоскоп, который при каждом новом вращении будет иным, но оставаться всегда радужным. Магия!

Несмотря на то, что Галя и Бота работают раздельно друг от друга и представляют разные техники, тематика и стилистика многих полотен у них созвучны.

Вот мы видим «Поцелуй» и исполнении Боты Кусаиновой в сумеречном синем. На нем изображены лодка в мирном течении реки, красивые рыбы, стремящиеся друг к другу, как мужчина и женщина, и в лодке — двое, слившиеся в поцелуе. Два профиля, создающие одно лицо, говорят нам о том, что любящие друг друга неразделимы. Что примечательно, Бота всегда четко прорисовывает губы, но не изображает других черт лица. Губы для нее являются самым важным — ими человек произносит и по ним же считывает всю важную информацию, особенно, если это тот, кто плохо или совсем не слышит. Губами мы прикасаемся друг к другу в поцелуе, творящем с нами настоящее волшебство взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга. Так же детально и звонко в ее работах всегда «звучит» женская грудь с набухшим твердым соском, показывая зрелость и сексуальность женщины.

У Гали в графической работе «Любовная лодка» также изображена пара на лодке-плоту, символизирующем семейный очаг. В лодке, переходящей своей кормой в голову коня со спины мужчины, также находятся двое. Мужчина и женщина держат друг друга в объятиях, их губы соприкасаются, партнер одной рукой обнимает любимую, другой протягивает ей гранат. Плоды этого фрукта повсюду на холсте, и самый крупный расположился прямо по центру — между мужчиной и женщиной. И неспроста. По многим легендам плод граната символизирует плодородие, изобилие и богатство, считается оберегом влюбленных. А зубчатый хвостик граната некогда стал даже прообразом королевской короны. По одному из древнегреческих мифов бог подземного царства Аид (Плутон) дал съесть несколько зерен граната похищенной им Прозерпине, чтобы она осталась с ним навсегда. Встречается упоминание о гранате как о райском плоде, и в священном Коране.

У Гали плод граната используется как символ семейного счастья и мужской силы, на которую может положиться его женщина. К слову, в обычаях многих народов, например, в Азербайджане, и сегодня его считают символом нерасторжимого и благополучного супружества. Вся работа Гали выполнена в гранатовом цвете.

Таких семейных и любовных лодок, к примеру, в одной из которых мужчина обнимает сразу трех своих женщин — жену, вторую жену и любовницу, девушки создали целую серию. Это скорее всего будет отдельная самостоятельная выставка, объединенная тематикой любовных сцен. Но сестры-художницы очень продуктивны и разноплановы. Они готовят керамические изделия, миниатюры, в том числе на заказ, делают принты своих работ на платках из искусственного шелка и просто наслаждаются жизнью, проявляя себя во всех женских ипостасях, потому что они и мамы, и светские львицы, и открытые для общения удивительно красивые и очаровательные женщины.

Весна на подступе. Дышите страстно!