«Вычитано и выверено мной окончательно!!!»

В книге очерков Людмилы Енисеевой-Варшавской — портреты выдающихся личностей, связанных с Алматы и Казахстаном

Под этим утвердительным названием в свет вышла книга известного в Казахстане и за его пределами алматинского журналиста и писательницы Людмилы Филипповны Енисеевой-Варшавской. Презентация состоялась в Национальной библиотеке Республики Казахстан при участии ее составителей и издателей, писателей, журналистов, театральных деятелей, ученых-литературоведов, а также друзей, родных и коллег автора.

В книге очерков Людмилы Енисеевой-Варшавской — портреты выдающихся личностей, связанных с Алматы и Казахстаном

Книгу «Вычитано и выверено мной окончательно!!!» издала Ассоциация еврейских национальных организаций «Мицва» по инициативе ее руководителя Александра Барона и при поддержке Евро-Азиатского Еврейского Конгресса и Ассамблеи народа Казахстана. В издание, ставшее итоговым трудом автора, вошли 65 портретов, написанных виртуозным пером журналиста. Это интервью и очерки, создававшиеся Людмилой Енисеевой-Варшавской на протяжении ее 50-летнего творческого пути. Все герои книги — выдающиеся личности, судьбы которых оказались связанными с Казахстаном и повлиявшие на развитие его культуры.

Это: Сергей Эйзенштейн, классик мирового кино, снявший в годы эвакуации в Алма-Ате первую часть фильма «Иван Грозный»; Самуил Маршак, поэт, корифей детской литературы; Исаак Иткинд, мастер деревянной скульптуры; Всеволод Теляковский, художник-сценограф, сын последнего директора русских императорских театров; Лев Троцкий, Наталья Сац и другие яркие представители интеллигенции Алма-Аты ушедшей эпохи. Главная эксклюзивность и ценность выпущенного издания состоит в том, что все портреты прописаны на основании личных наблюдений и воспоминаний автора.

Людмила Енисеева-Варшавская известна не только как журналист, культуролог, но и литератор, автор множества очерков, портретов, воспоминаний, опубликованных в газетах «Вечерний Алматы», «Аргументы и факты Казахстана», «Известия», журналах «Нива», «Давар», «Простор» и других изданиях. Она также является автором более 30 сценариев для документальных, научно-популярных, теле- и кинофильмов.

Выросшая и воспитанная в интеллигентной семье историка, литератора, киноведа и педагога Льва Варшавского и актрисы Любови Смоляниновой, Людмила Филипповна выбрала путь литературы и журналистики. В библиотеках многих алматинцев бережно хранятся написанные ею книги «Объяснение в любви», «Русские в Казахстане», «Страницы трагических судеб», «Пламя победы». Она собрала и выпустила двухтомный поэтический сборник своего супруга Льва Щеглова. Людмилу Филипповну помнят и как основательницу клуба «Встреча», который она вела в течение 20 лет на малой сцене ее любимого алматинского театра имени Лермонтова. На эти клубные встречи приходили маститые режиссеры, актеры, писатели, композиторы, ученые, художники. Людмила Енисеева-Варшавская, по воспоминаниям своих друзей, всегда была проста, открыта, увлечена каждым занимательным человеком, представлявшим уникальную для Алматы личность, и без оглядки помогала каждому получить и свою заботу, и внимание общества и государства.

На презентации книги был ее коллега, еще один уникальнейший человек Алматы Адольф Арцишевский — поэт, писатель, переводчик, член Союза писателей, Союза журналистов, Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов. Красноречивее, чем он, никто не смог бы высказаться о новом издании:

— Это книга-праздник! Ее просто ласкать надо взглядом. Тонкая обложка, и, с точки зрения полиграфии, вроде все скромно, но это именно праздник, это красота, понимаете! Когда начинаешь листать страницы этого издания, начинает поражать некий фундаментализм того, что собрано в нем. Это мощный памятник духовной жизни нашего города Алматы. Сегодня эта книга представлена в Национальной библиотеке, а наискосок к ней находится замечательный театр имени Лермонтова — другой очаг нашей культуры, и он теснейшим образом связан с нашим автором и потому, что Людмила была в нем заведующей литературной частью, и потому, что многие годы она в малом зале театра проводила встречи со всеми нами. И каждая встреча была большим событием в жизни города. И я всегда поражался, откуда в Людмиле берется эта неиссякаемая энергия на все, что она делает! Еще мне казалось, я все знаю, о чем она написала, потому что мы работали как две борзые бок о бок, но меня поражало, что журнал «Давар» при ней стал «пухлым», так сильно увеличился в объеме. И ее совершенно не интересовал гонорар — ей важнее было издать не столько свои тексты, сколько увидеть напечатанными лица людей, составляющих духовную сущность этого города. И каждый раз, когда я приходил на встречи в малый зал в театр имени Лермонтова с очередным интереснейшим алматинцем, а часто это были заочные встречи, потому что многих уже не было в живых, меня ошеломляло отсутствие телевидения, печатных изданий на них. Почему наши газеты не видят и не чувствуют такие крупнейшие и важнейшие события в жизни города?! Не могу забыть, как на одной из встреч, кажется, посвященных Брусиловскому, она рассказала, как он, будучи в Алма-Ате, вдруг услышал, как где-то в Узунугаче девушка поет песню «Гак-ку», которая затем стала знаменитой арией. У Людмилы в «загашнике» была масса таких историй. Спасибо огромное Александру Иосифовичу Барону за то, что он сумел когда-то привлечь к изданию «Давара» такого человека, как Людмила, и я уже не говорю о том, что сегодня он совершил подвиг, выпустив такую блистательную книгу. Причем этого человека господь Бог наделил и чувством юмора в том числе. Вы посмотрите на обложку — как эта книга называется! Это же надо быть хулиганом, чтобы выцарапать откуда-то из рукописей Енисеевой-Варшавской именно вот эту формулировку и дать очень точное и емкое название всей книге.

К слову, Адольф Арцишевский написал предисловие к презентованной книге, как и Елена Брусиловская, академик журналистики РК, коллега Людмилы Енисеевой-Варшавской.

— Мне судьба подарила такое счастье быть долгие годы знакомой с Людмилой Филипповной, — делится воспоминаниями Елена Федоровна. — Мы с ней когда-то работали на радио, затем — в «АиФ». Она во многом была уникальна, и о таких людях можно с полным правом говорить как о национальном достоянии страны. Людмила Енисеева-Варшавская хранила в себе огромнейшее количество информации о городе и его людях, о прошлом и настоящем Алматы, и при этом всегда была очень скромна. Когда мы с ней только познакомились в коридорах казахского радио, никто не догадывался о ее приближенности к выдающимся личностям. Она никогда не говорила о своем происхождении или своем тесном знакомстве с Домбровским, Эйзенштейном. Только когда мы ближе подружились, я как-то пришла к ней домой и увидела фотографию очень изысканной женщины в какой-то необыкновенной шляпе. Конечно, сразу же спросила, кто эта дама на портрете, и Людмила ответила: «Это моя матушка». С того момента я стала открывать свою подругу как человека из глубоко интеллигентной семьи. И как бы много она ни писала, все ее материалы были пропущены через душу, через ее собственное восприятие каждого героя. Вот, к примеру, ее очерк про Домбровского называется «Мой дядя Юра»: каждый был для нее родным, и ее любовь к ним, сопричастность прочитываются буквально в каждой написанной ею строке. Она не только проводила великолепные встречи в театре имени Лермонтова, но успела выпустить книгу-альбом под названием «Объяснение в любви». Это издание — ее признание в любви родному городу, его людям и истории, частью которой она стала сама. Людмила для меня не только «Хранитель древностей», выражаясь языком Домбровского, но и свет далекой звезды, который дает тепло и сохраняет память о ней, а через нее — о людях культуры Алматы.

Журналист и гражданский активист Ольга Гумирова предложила разместить на доме, где жила Людмила Енисеева-Варшавская, памятную табличку. Она вспомнила, как этот дом всегда был открыт для всех, как любила Людмила Филипповна Парк героев-панфиловцев, в котором сегодня в память о ней встречаются ее друзья и читают стихи. Это происходит весной, как только появляются первые цветы жасмина. Весна и эти цветы ассоциируются у многих с именем этой женщины. С выходом новой книги таких теплых встреч, воспоминаний, наверное, станет больше.

А чтобы приоткрыть почерк Людмилы Енисеевой-Варшавской, приведем отрывок из ее повести о Сергее Калмыкове «Маркиз де Пижон из Алма-Аты»: «Каких только званий, титулов и наград ни удостаивал сам себя Сергей Иванович Калмыков за всю свою долгую и необычную жизнь! Он побывал в разных мирах с их причудливыми натюрмортами и пейзажами, запечатлел их неповторимые черты и обитающую там публику. Это космические пришельцы, прекрасные эльфы и принцы, сказочные звери и птицы, мифические, ирреальные существа. Но особенно хороши в них представительницы женского пола. Длинноногие, воздушные, на крылышках мечты парящие красавицы. Трепетные и бесплотные, они в то же же время очень чувственны. И сколько в них грации и очарования! Ну просто, что ни образ, то идеал!.. Само изящество и нега — эльфообразная фея в атмосфере возвышенной созерцательности «Отдыха на траве». Грациозна и полна утонченности нежная и холодная красавица в его фантастическом «Отеле Сюлли»... А как великолепна и привлекательна его «Ведьма, читающая Гете»! Легкокрылая, она парит в воздухе, и тонко вычерченная метла подчеркивает как само ее движение, так и изящество женственных форм. «У Калмыкова, — читаем мы в очерке о нем Юрия Осиповича Домбровского, — в его бесчисленных листах много женщин, и все они красавицы. Я думаю даже, что он вообще был не в силах изобразить уродливое женское лицо. Его женщины похожи на пальмы, на южные удлиненные плоды, у них тонкая рука и миндальные глаза. Они очень высоки и стройны. Они выше всех. Стоя или лежа, они заполняют целый лист. У некоторых из них крылышки — и поэтому они, очевидно, феи. Другие просто женщины — и все».

Да, женские образы — довольно существенная часть творчества Сергея Ивановича. «...Смелый в живописи, безапелляционный и напористый в высказываниях, Сергей Иванович был чрезвычайно робок в отношении женского пола», — говорит один из его биографов Вячеслав Карпенко, он же сценарист снятого режиссером Игорем Гонопольским документального фильма о Калмыкове «Это я вышел на улицу!», а затем еще двух лент с воспоминаниями и высказываниями людей, неравнодушных к личности художника. — Здесь, в женском вопросе, его хватало лишь на наблюдение. Нет, были, конечно, незабываемые 20-е годы прошлого столетия... Но женщины... Они были для него, как говорится, особой статьей».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру