«Абай-Гала»: новое прочтение легендарной оперы спустя 75 лет

Через 75 лет после премьеры, день в день, 24 декабря, КГАТОБ имени Абая показал необычную презентацию — оперу «Абай-Гала»

Оперу «Абай», написанную Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди, знают все культурные столицы мира. Ее представляли на сценах России, Германии, Франции, Италии. Первую рецензию на постановку написала Наталия Сац. А сколько звездных имен, связанных с этим произведением искусства, переплелось в один Млечный путь! Потому и «Абай-Гала», потому снова мы и наслаждаемся этой оперой.

Через 75 лет после премьеры, день в день, 24 декабря, КГАТОБ имени Абая показал необычную презентацию — оперу «Абай-Гала»

В наступившем 2020 году мир отметит 175-летие со дня рождения казахского поэта, композитора, просветителя, мыслителя, общественного деятеля, основоположника казахской письменной литературы и ее первого классика Абая Кунанбаева. Его бесценное наследие признано не только в Казахстане. Великого мыслителя и просветителя знает весь мир — памятники Абаю установлены в России, Узбекистане, Китае, Египте, Иране, Венгрии, Франции. В Лондоне есть дом-музей Абая.

И сегодня, как никогда, он напоминает о себе, не давая забыться в невежестве и самообмане: «Есть такая категория людей, которая труслива, ленива, безмолвна, невежественна и при этом хвастлива. Хвастовство означает трусость, глупость и невежество. Глупость и невежество никогда не будут стоять в одном ряду с честью. Бесчестный человек ненасытен, бездарен, озлоблен и необуздан. Он никогда не пожелает добра своему народу. Наши пороки берут свое начало от невежества. Мы стремимся завести больше скота и хвастаться перед окружающими. Если бы мы стремились к земледелию, философии, науке или искусству, мы бы не погрязли в таких трусости и бесчестности».

При том что опере «Абай» уже 75 лет, кажется невероятным, что написана она в 1944 году, во время Великой Отечественной войны, и стала десятой по счету в открывшемся театре оперы и балета в Алма-Ате тогда. Имя мыслителя Абая Кунанбаева театру оперы и балета присвоили в 1945 году.

Инициатором постановки «Абай-Гала» стала Ая Калиева, директор Казахского Государственного театра оперы и балета имени Абая. С ней ведем беседу об Абае, становлении оперного искусства в Казахстане и событиях культуры, которые возьмет на себя КГАТОБ в наступившем году в связи с юбилеем мыслителя.

— Ая, расскажите о знаковых моментах появления первой казахской оперы.

— Начнем с того, что театр открылся в 1934 году, и важным периодом становления казахского оперного искусства можно считать первые десять лет. За это время происходило его довольно быстрое зарождение, но казахская опера должна была стать доступной и понятной населению. Поэтому в основу самых первых оперных партитур легли казахские народные песни, кюи. Сначала это были больше музыкально-драматические спектакли, как, например, «Айман-Шолпан», а в «Кыз-Жибек» было еще много разговорных речитативов. Симфонический оркестр 40-х еще не так профессионально был насыщен музыкально-драматургической составляющей. Опера «Абай», о которой мы сегодня говорим, стала юбилейной, десятой в списке созданных в тот 10-летний период, и явилась первой, написанной по всем законам оперного жанра. Нельзя, конечно, сказать, что вся симфоническая партитура была сделана по всем канонам развитого оперного искусства, но в любом случае она уже имела свои драматургические моменты развития действия, завязки, представляла образы героев, развернутые арии, дуэты, то есть все то, что принято в европейском театре. Но в отличие от оперного искусства Европы, которому 300 лет, казахская опера только делала свои первые шаги. Создание оперы «Абай» стало невероятно хорошим диалогом между двумя композиторами. И хотя Жубанов и Хамиди еще неоднократно работали вместе, создали, к примеру, «Дорогу дружбы», «Абай» явился тем шедевром, который мы сегодня знаем, и это действительно жемчужина казахского искусства.

— Абай напомнил о себе именно в 1944 году?

— Точно говорите, в этот непростой для страны и народа год был 100-летний юбилей поэта и мыслителя. Необходимо было поддержать дух народа, его веру в себя, надежду на общую победу. И у Ахмета Жубанова появилась идея создания оперы. Пьесу для нее на основе своего романа «Путь Абая» написал Мухтар Ауэзов. В оперные арии вошли и многие наиболее популярные песни самого Абая: «Сегіз аяк», «Козімнін карасы», «Ата анага коз куаныш», «Карангы тунде тау калгып», «Айттым салем Каламкас», «Мен кордім узын кайын кулаганын». Поскольку времени на подготовку сложного оперного материала было мало, Жубанов попросил своего коллегу Латифа Хамиди поучаствовать в создании этого проекта.

— Ауэзов, Жубанов, Хамиди... Какие еще имена вошли в плеяду звезд в связи с историей создания этой оперы?

— Первым режиссером-постановщиком стал Курманбек Жандарбеков, он имел большой опыт работы в музыкально-драматическом театре. Художник-декоратор «Абая» 44 года — Кулахмет Ходжиков, сыгравший большую роль в развитии казахстанской оперной сценографии, дирижировал Леонид Шаргородский. А впервые партию Абая исполнил баритон, народный артист СССР Ришат Абдуллин. Позже образ главного героя оперы воплощали Ермек Серкебаев и Гафиз Есимов. Куляш Байсеитова, Шабал Бейсекова и Роза Жаманова были неподражаемы в партии Ажар. Ануарбек Умбетбаев, Байгали Досымжанов, Нариман Каражигитов и Алибек Днишев не раз олицетворяли на сцене образ влюбленного Айдара.

— Как менялась опера на протяжении 75 лет?

— В 1958 году «Абай» претерпел первые изменения, в этой редакции опера была показана в Москве, в 1986 году – в Берлине и Дрездене и с тех пор постановка не менялась. В июне 2014-го ГАТОБ им. Абая представил публике новую версию оперы в постановке итальянских режиссеров, хореографов и костюмеров, которая с успехом была показана в Париже, Афинах, Тбилиси. Следует отметить, что в 2012 году на сцене немецкого театра в Майнингене впервые опера «Абай» была поставлена на немецком языке. 

— Почему к юбилею оперы театр не показал ее в последней редакции, а представил в созвездии исполнителей разных времен?

— Проект «Абай-Гала» позволил театру задействовать самых ярких представителей казахстанской оперной сцены, чтобы воссоздать прочтение образов Абая с разных точек зрения, с видением нескольких поколений. Мы восстановили три образа Абая. Гафиз Есимов, народный артист Республики Казахстан, воплощал семипалатинский философский его образ, в котором он предстает большим просветителем, учителем казахского народа. Первую часть исполнял Шахимардан Абилов, заслуженный артист РК — он со сцены от имени Абая дал бата (благословение) новому поколению. В третьей части в образе судьи от народа выступил Талгат Кузембаев, заслуженный деятель РК. Каждый образ передан и интересен по-своему и опытному зрителю, и молодому поколению. Наши мастера ведь, когда уходят со сцены после исполнения своей партии, еще зреют внутри, затем, с позиций пережитого, осмысленного глубже, им хочется многое добавить и сказать со сцены. И такой шанс мы дали корифеям нашей сцены впервые. И впервые решили сделать такой подарок нашим зрителям, чтобы они увидели прочтение Абая от наших лучших мастеров. Мы надеемся, что она получит положительный отклик у зрителей.

— На сцене вы показали декорации из самой первой оперы?

— К истокам надо относиться очень бережно, и опера «Абай» в том виде, в каком ее создавали, и является тем истоком, от которого взяла начало профессиональная композиторская школа Казахстана. И декорации, которые вы видите сегодня на сцене, — это именно Семипалатинск в годы Абая. Мы постарались их воссоздать, потому что молодое поколение тоже должно понимать, с чего начиналось наше искусство. Оно же не было раньше в этих современных видео-проекциях. И у театра есть три оперы, которые достойны продолжить свою жизнь в аутентичной постановке. Следом за «Абаем» это «Биржан и Сара», и «Кыз-Жибек» — ее как раз сейчас обновляют, и уже летом 2020 года ее можно будет увидеть в новой постановке. Мы сохраняем в ней стилистику более ранней редакции с декорациями Ненашева.

— Какие события театр готовит к юбилею Абая в этом году?

— Абай сегодня еще актуальнее, чем когда бы то ни было, и его 175-летний юбилей будут отмечать грандиозными торжественными мероприятиями не только в Казахстане. КГАТОБ запланировал большие гастроли оперы «Абай» во многие страны мира — мы повезем ее в Россию, Китай, будем ставить во Франции, Турции. В Алматы пройдет масштабный фестиваль Абая. Его откроет флешмоб чтением его стихов, исполнением песен. Мероприятие будет проходить на одной из главных площадей города, и мы хотим вовлечь в него молодежь. Пройдет и конкурс песен писателя, а завершится фестиваль постановкой самой оперы. Театр представит ее прямо под открытым небом на огромной площадке, чтобы показать очень большому количеству людей. Исполнение главных партий возьмут на себя солисты театров из тюркских стран. Скоро пройдет кастинг, на котором определят претендентов для исполнения партий Абая.

От автора

Опера «Абай» должна быть одной из ключевых не только в репертуаре КГАТОБа, но и во многих театрах тюркского мира.

Можно предположить, что этот фестиваль станет новой визитной карточкой Алматы и Казахстана и войдет в календарь событийного туризма в мире. Кстати, иностранные гости, посещающие южную столицу, предпочитают знакомиться именно с нашими казахстанскими традициями и культурой, в том числе и оперным искусством. Потому в КГАТОБ имени Абая на наших аутентичных постановках можно видеть большое количество зрителей из дальнего зарубежья. Они не смотрят на титры на экранах, а внимают каждому всплеску эмоций на сцене — наблюдать за этим очень трогательно. Еще бы научиться нам самим ценить то, что имеем...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру