В Лондонском Колизее с успехом прошли гастроли ГАТОБ имени Абая

28.11.2019 в 10:36, просмотров: 990

Казахский Государственный академический театр оперы и балета имени Абая, отмечая в этом году 85-летие, триумфально шествует в своем творческом расцвете, сценической блистательности и узнаваемости в Европе и мире. Подтверждением этому стали успешные гастроли ГАТОБ имени Абая в столице Великобритании, которые прошли в ноябре этого года.

В Лондонском Колизее с успехом прошли гастроли ГАТОБ имени Абая

В Великобритании, в одном из самых крупных и знаменитых в Европе оперных театров, построенном в 1904 году, Лондонском Колизее (Coliseum Theatre), вмещающем 2358 человек на четырех уровнях, во время гастролей казахстанского ГАТОБ имени Абая не осталось ни одного свободного места. Аншлаг и овации, мировое признание профессионализма нашего балета — факт, безусловно, приятный и заслуживающий самой высокой оценки.

Начнем с того, что само историческое здание ГАТОБ имени Абая, красивое с архитектурной точки зрения, является одной из самых привлекательных визитных карточек страны и культурной столицы. Обновленное, отреставрированное, оно получило свежее дыхание и вдохнуло новую жизнь в развитие театра. Совершенно потрясающий репертуар театра, новые спектакли, роскошные костюмы, декорации, свет — все это влияет на общую атмосферу живого праздника большого искусства. А гастроли звезд мировой оперы и балета в Алматы, самого ГАТОБ имени Абая в других городах и странах стали доброй традицией, волнующей как зрителей, так и артистов, и весь коллектив театра.

Гастроли нашего театра в Лондоне поддержали Посольство Казахстана в Великобритании и Министерство культуры и спорта Республики Казахстан в рамках программы «Год молодежи». ГАТОБ имени Абая представил европейской публике два шедевра мировой классики — балет «Шопениана» Михаила Фокина, основателя школы современного академического романтического балета и его же «Шахерезаду», созданную на музыку Николая Римского-Корсакова.

Главные партии в балетах исполнили ведущие солисты балетной труппы театра Жанель Тукеева, Малика Ельчибаева, Динара Есентаева, Ариса Хасимото, Рахим Даиров, Азамат Аскаров и Нельсон Пенья.

Что примечательно, театр не только впервые предстал на лондонской сцене, но еще отправился туда без оркестра и декораций. Современные технологии позволяют сегодня это делать. Оркестровое звучание заменила музыкальная фонограмма, а декорации — видеография от латышской художницы Инетты Сипуновой, известной оформительницы многих популярных спектаклей в мировых театрах. И несмотря на то, что живая энергия оригинального звучания профессиональных оркестров неоспоримо виртуознее и величественнее любой самой уникальной фонограммы, а видеография никогда не сможет подменить привычную магию театрального занавеса, в условиях мобильности, удобства и экономической составляющей гастролей эти технические средства теперь войдут в новую историю театральных постановок и ГАТОБ имени Абая.

Что касается двух балетов, то «Шопениану» создал русский балетмейстер Михаил Фокин как совершенно непохожую на привычные взору пируэты и па фантазию, уводящую в порхающий легкий волшебный мир грез. Балет отличается от всех традиционных академических еще и тем, что создан на романтичную музыку Шопена, не предназначенную для балетной хореографии. Некогда в этой постановке дебютировала прекрасная Галина Уланова. «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова является хореографией этого же знаменитого балетмейстера. В Европе ее впервые представили в «Парижских сезонах» русской балетной школы в 1910 году. Эта постановка покорила не только французских ценителей в театральной среде, но и стала будоражить умы самых известных в мире музыкантов. Так, позднее, в 1968 году английская рок-группа Deep Purple представила свой вариант исполнения первой части «Шахерезады» на электрооргане, в 1971-м свой авторский вариант сюиты выдала миру группа Collegium Musicum. В 2005 году «Шахерезаду» адаптировал для духовых инструментов и представил в таком виде оркестр М. Паттерсона. Но именно балет Фокина открыл миру восточные мотивы, а ГАТОБ имени Абая оживил эти две знаменитые и популярные в мире постановки в своей великолепной интерпретации и эмоциональном наполнении.