Спорт в художественном воплощении: выставка современного искусства

В столице Казахстана стартовало большое мировое турне арт-выставки «Мяч в искусстве», дорожная карта которого проходит через Париж и Пекин, Монако и Женеву, Берлин и Лондон, Сеул и Баку. Летом 2020 года арт-выставку планируют провести в Санкт-Петербургском «Манеже» в дни футбольных матчей ЕВРО-2020. Финальной точкой международного художественного турне станет город Доха в канун проведения в Катаре следующего чемпионата мира по футболу в 2022 году.

Спорт в художественном воплощении: выставка современного искусства

Своим видением темы в эксклюзивном интервью с журналистом «МК» поделилась автор проекта, главный организатор мероприятия, президент благотворительного Фонда поддержки современного искусства "Крафт-Павлова" Елена Крафт. 

— Елена, в чем изюминка этой выставки? Впервые ли ее проводят в таком грандиозном масштабе?

— Первую выставку «Мяч в искусстве» открыли за день до начала чемпионата мира по футболу в Москве, в парке Зарядье в 2018 году. Нам представилась такая возможность — создать экспозицию на двух тысячах квадратных метров. В это время в России уже присутствовал эмоциональный накал, связанный с чемпионатом, что дало мне повод придумать историю, тему, которая объединила художников из разных стран мира. Наш фонд вообще работает именно в таком направлении, чтобы объединять страны, города, континенты художественным языком. Мы создаем арт-бриджи, арт-мосты, которые на самом деле соединяют между собой самые разные направления в искусстве. Но для нас это не ново, тем более что мы имеем множество друзей-художников по всему миру. Вместе с другими организаторами, в том числе с Императорским православным палестинским обществом, кинули клич, и буквально всего за четыре месяца в нашем распоряжении появились шикарные полотна, скульптуры и инсталляции, из которых мы могли бы смонтировать экспозицию. Сразу хочу отметить, что проводили жесткий отбор, и на вернисаж попали далеко не все произведения, потому что мы выбирали лучшие из лучших, стараясь придерживаться определенного уровня и держать художественную планку высоко. Потому-то наша выставка после Зарядья и вызвала большой резонанс, а к нам пожелало присоединиться несколько организаций, ставших впоследствии нашими замечательными партнерами. Это уже упомянутое мной Императорское православное палестинское общество, Россотрудничество, группа компаний NEXUS, Rolls-Royce Авилон и группа компаний СТИЛ.

— А затем?

— Затем в марте нас пригласили выставиться в МГИМО, там же мы дали старт международному турне нашей экспозиции. Мы даже удостоились приветственного слова от министра иностранных дел России Сергея Лаврова, не говоря уже о многочисленных знаменитостях российского футбола, что посетили нашу выставку. Мы объявили, что выставка посетит 15 стран, а кульминацией станет вернисаж экспозиции в Катаре, где она должна будет открыться именно накануне чемпионата мира по футболу в 2022 году. То есть у нас получается своеобразный арт-марш-бросок через Англию, Италию, Швейцарию, Нидерланды, Турцию, Китай, Корею, локализуясь только в музейных стенах. После МГИМО в августе нас пригласил выставиться Уфимский художественный музей имени Нестерова, и теперь вот наша локация — Национальный музей РК в Нур-Султане, музее, который соответствует самым высоким мировым стандартам. Плюс ко всему Казахстан — сердце Евразии, страна, неравнодушная к футболу. После мы сбираемся двигаться дальше — в Узбекистан, Азербайджан, потом — в дальнее зарубежье.

— Какие мастера представлены на вашей выставке?

— У любого из наших художников есть свои вес на арт-рынке, рейтинг, уровень известности. В то же время мы давно знаем и общаемся со многими, художественный уровень которых отслеживаем постоянно. А еще ориентируемся на мировой арт-рынок, рассматривая предлагаемые кандидатуры — для нас очень важно, насколько художник известен в своей стране и какой будет резонанс от его имени и выставленных работ. Эти моменты очень важны для нашего проекта.

Вот, например, очень известный российский мастер Алексей Беляев-Гинтовт. Он принимал участие во многих мировых биеннале, лауреат «Премии Кандинского» за 2008 год в номинации «Проект года». У него очень большие и серьезные полотна. А специфика его работ в том, что он накладывает сусальное золото на свои масштабные произведения, после чего наносит специфическую красную тушь. Его работы легко узнаваемы, и мы гордимся тем, что он принимает участие в нашем проекте.

Еще хотелось бы упомянуть Маркоса Марино — это бразильский художник из Монако, он работает с нами вот уже на протяжении 12 лет. Приезжал на первые наши выставки. Имеет мастерскую во дворце принца Альберта, его знает довольно много людей в мире, плюс ко всему прочему в октябре он создал трехметровую скульптуру бразильского нападающего «Пари Сен-Жермен» Неймара. Это помимо портретов и скульптур разных знаменитостей. Он работает в технике опт-арта (оптическое искусство), это весьма концептуальное искусство, и свои секреты мастерства никому не выдает.

Как видите, собирая выставку, мы стремились пригласить художников, работающих в разных течениях, направлениях и сферах искусства. Мы всячески избегали повторов или тавтологии, чтобы зрителю было не только интересно, но и познавательно на ней присутствовать.

Следуя этой концепции, также мы выбрали молодого художника Арсения Власова, который создает двух-трехметровые гравюры, тщательно, буквально ювелирно прорабатывая каждую деталь на них. Потом только диву даешься, когда узнаешь, сколько месяцев мастер делал ту или иную работу. Зато эффект потрясающий! Изо браженные люди на полотне, например, под определенным углом падающего освещения меняют выражение лица, так что Арсений демонстрирует мастерство создания не только картин или гравюр, но и 3D-графики в своих работах. И пусть он пока не сильно известен, но виртуозность уже проявляется в его творческой манере. Я с удовольствием буду заниматься его творчеством как галерист, потому что вижу перспективу и потенциал.

Еще один молодой мастер — Андрей Шатилов, уже известный и работающий в смешанной технике коллажа. Чаще всего он вкрапляет в живопись различные слоганы, и от картины, помимо прочего, исходит определенная смысловая нагрузка, как правило, философского характера.

Или Дмитрий Плоткин, участник многочисленных международных выставок, биеннале. Либо чета Черкашиных, которых иначе как звездами мирового перформанса я не назову. Они создавали свои неповторимые работы в таких городах, как Сеул и Токио, Нью-Йорк. Супруги-художники посещают каждый наш проект. Жаль, что во время вернисажа не удалось полюбоваться на их работу в столице Казахстана — в тот день шел сильный дождь, и ни о каком демонстрационном искусстве на улице не могло быть и речи. А еще у нас представлен молодой художник из США. Он мало известен, но своими работами покорил сразу, показав на картине играющую форму футболиста без игрока! Хотелось бы отметить и голландского скульптора, который создал интересную работу под названием «Цвет настроения — синий» о проигравшей команде футболистов. Объяснив это тем, что все стремятся запечатлеть победу, а ему захотелось выразить эмоции тех ребят, которые проиграли. Должна сказать, что работа вызвала большой резонанс, и не только потому, что скульптуры были сделаны в человеческий рост.

О наших художниках можно говорить много, тем более что я всех их знаю, всех люблю.

— Можно несколько слов о вашем творчестве? Оно имеет отношение к этой тематике?

— Мои работы также выставлены в экспозиции. Это триптих плюс одна картина «Пенальти». Она создана в абстрактном стиле, и, если всмотреться в нее, то можно, причем постоянно, видеть все новые и новые образы. Как говорил мне один арт-критик, мои работы нужно не смотреть, а читать. Наверное, он прав. Сейчас я пишу, правда, меньше, так как больше занимаюсь проектами, являясь в большей степени галеристом. Но у меня много работ, созданных ранее, и я собираюсь снова вернуться к этому делу, углубиться в свое творчество. На меня, кстати, очень большое влияние оказал мой супруг Валтер Дориан Крафт, который раскрыл, я бы сказала, во мне художника. Он меня постоянно вдохновляет, так что я готова работать в этом направлении. Потому что если его где-то нет поблизости, то у меня не получается картина. У него самого, к слову, блестящее образование, он окончил Калифорнийскую школу искусств, даже одно время преподавал там режиссуру. И Фонд поддержки современного искусства «Крафт-Павлова» — это наше совместное с ним детище.

— Что еще может послужить поводом для создания ваших работ?

— На самом деле вдохновение приходит от разных вещей. Бывает просто настроение или книга — так, меня одно время сильно вдохновлял Ницше, благодаря чему появилась целая серия работ — около 60 картин, созданных под девизом «Так говорит Заратустра». Второй столь же серийной работой стали «Окна мироздания», где я освоила более кропотливую технику, ушла в другое направление. В результате у меня получилось около 30 художественных работ. Я вообще ко многому в своем творчестве подхожу концептуально, то есть, если меня цепляет какая-то тема, я вдохновляюсь чем-то, то делаю сразу много и разного. И потому мне обязательно нужно будет вернуться к себе, к своему творчеству. Мне очень много чего хотелось бы показать этому миру.

— В том числе и через деятельность вашего фонда?

— Да, путем налаживания мостов, выставок... Это то, что во всем мире стараются разрушать, а мы, со своей стороны, стараемся внести лепту созидательной энергии и объединить людей разных стран. Так что «Мяч в искусстве» — это не единственный наш такой проект, их было множество, а еще больше сегодня в планах, которые, я уверена, мы обязательно воплотим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру