Невероятный кукольный бал в Алматы

В Государственном музее искусств имени А. Кастеева проходит III Международная выставка интерьерной куклы «Вместе навсегда», организованная Генеральным консульством России в Алматы, представительством Россотрудничества в Казахстане и сообществом кукольников Казахстана «Центр Вселенной Кукол».

Невероятный кукольный бал в Алматы

Признаюсь — не являлась поклонницей кукол вообще никогда. Даже в детстве, когда все девочки играли в куклы, мне больше нравились большие плюшевые игрушки. Их можно было обнимать, они грели в зимние вечера у телевизора или на диване с книгой в руках, их можно было даже «лечить», «ставя укольчики» в мягкие места. Ни фарфоровые красавицы, ни пупсики и барби не вызывали интереса. И внезапно произошла такая метаморфоза!

Авторские куклы, собранные под одной крышей Кастеевки, перевернули всякое представление о них. Привезенные из разных стран, в том числе из Франции, Турции, России, Кыргызстана, они удивили глубиной характеров и настроений, виртуозным ювелирным мастерским исполнением, в котором каждая деталь продумана и имеет смысл. Каждый представленный в экспозиции образ индивидуален, наречен, завязан под действие и кажется, что одушевлен.

— Тем для выставки этого года определилось целых три, — говорит Лариса Сологуб, руководитель «Центра Вселенной Кукол», мастер-кукольник и главный инициатор выставок авторских кукол в Алматы. — У мастеров был выбор — подготовить персонажи, посвященные или связанные с именем Александра Пушкина, 220-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, театром, год которого также сопровождает нас, или известным куклам мира. В итоге 65 мастеров из нескольких стран представили нам 200 уникальных экспонатов. Среди них есть куклы очень известной в России и Европе, но пока еще не знакомой Казахстану Юлии Проскуриной. Из Турции привезли свои произведения искусства организаторы международной выставки кукол в Каппадокии. Отдельный зал заняли куклы из частной коллекции, предоставленной Гульмирой Садыковой.

Если говорить о стоимости, то она варьируется от 5000 тенге до 5000 долларов за экспонат. Высота кукол — от 15 сантиметров до полутора метров. По счету это 14-я выставка «Центра Вселенной Кукол», и уже в третий раз она проходит на международном уровне. В этом году мы усилили ее мастер-классами по технологии изготовления кукол, спектаклями, презентациями, концертами. На время школьных каникул это дало возможность детям не только познакомиться с за гадочным миром кукол, но и узнать истории и секреты их появления. Могу отметить также, что за последние годы вырос уровень мастерства наших казахстанских кукольников. Они созрели до международного масштаба и стали не менее презентационными, чем те, кто уже получил мировое признание.

Что касается самих экспонатов, то, безусловно, поразило их разнообразие: от леших, выполненных в технике мокрого валяния и традиционной вятской куклы без изображения лица, сшитых из кусочков ткани, до многосложных сюжетных театральных постановок, изготовленных самыми разными способами. Возвращали к себе и восхитили три персонажа, созданные сестрами-француженками Сесиль и Флер Александре. Девушки работают с театральными куклами, а для этой выставки представили марионеток из традиционного папье-маше, назвав их женщинами-метаморфозами. Одна из них изображена с лицом рыбы, другая — птицы, третья — лисы.

— Эти персонажи копируют характеры многих женщин. Некоторые из них нередко бывают как монстры, скрывающие свою суть за маской, — поясняет Сесиль. — Вот эта кукла похожа на русалку, но она без хвоста. В жизни она молчаливая рыба, но за спиной у нее спрятана скрюченная, как у старухи, цепкая рука, которой она может вытворять всякое колдовство и пакости. Женщина-лиса может быть прекрасна, но она же и хитрая искусительница, а женщина-птица в любой момент сумеет упорхнуть или очень больно клюнуть.

В этих персонажах есть что-то достоверное и драматургическое. Они останавливают взгляд возле себя, интригуют, соблазняя обаянием и скрытыми намерениями.

Другим драматургическим моментом удивила российская мастерица Светлана Тарасюк. Она привезла в культурную столицу композицию по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Мы видим в ней царевну и стоящую перед ней с веревкой в руках Чернавку. Царевна просит девушку не связывать ее. Почему выбран именно этот сюжет, объясняет кукольница из Санкт-Петербурга:

— В этой сценке показан драматический момент, когда убежденная царицей на злодеяние простая маленькая крестьянская девушка оказывается способной сотворить добро, взяв на себя ответственность за свободу царевны и вранье перед своей повелительницей. Она обманет царицу ради поступка. И это очень знаковый момент в сказке Пушкина.

Александр Сергеевич вдохновил многих мастеров на создание ярких и многогранных образов. С киргизскими корнями получились Онегин и Татьяна у Салтанат Сарыгуловой из Бишкека. А Юлия Проскурина оживила свои персонажи характерами и движениями, даже ларчик Кощея, который над златом чахнет, подсвечивается волшебным светом.

Каждый экспонат представленной выставки наполнен жизнью и смыслом, повествует свою историю или интерпретацию известных истин. До 10 ноября у каждого алматинца и гостя города есть возможность расшифровать все персонажи по-своему, восхититься мастерством кукольников и погрузиться в необыкновенные тайны кукольного мира.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру