Вознесенский Собор в Алматы: Очерк возрождения

Уникальный исторический и культурный памятник открыт после реставрации

Сколько рождений испытал, выдержал Вознесенский кафедральный собор южной казахстанской столицы, города Верного — Алма-Аты — Алматы! Построенный инженером Андреем Павловичем Зенковым в 1907 году, собор пережил разрушительное 10-балльное землетрясение спустя всего три с половиной года после освящения. Город лежал в руинах, а храм устоял: вылетели витражи, накренился крест, просел юго-восточный угол со стороны колокольни.

Уникальный исторический и культурный памятник открыт после реставрации

Затем, в октябре 1929 года, большевики выгнали из храма духовенство и прихожан, сбросили кресты, уничтожили удивительный по красоте трехъярусный иконостас, содрали другое убранство, изъяли иконы, книги и утварь. И объявили здание «храмом торжества науки и мысли над темнотой церковников». В соборе размещали радиостанцию, использовали акустическую особенность пространства для записи вокала, устраивали краеведческий музей. Собор и в этот раз выстоял, будто не было десятилетий осквернения. Когда в 1995 году президент Нурсултан Назарбаев распорядился вернуть собор верующим, открылась еще одна его чудесная тайна. Его переустройство в 30-е годы минувшего века большевики поручили самому автору. Зенков будто знал, что богоборческому лихолетью придет конец, и занимался реконструкцией в свойственной ему бережной и кроткой манере. Он разработал и соорудил такие оригинальные конструкции, которыми скрыл внутренний интерьер. Переформатировал пространство так, что человек несведущий не мог распознать изначальную планировку. На самом деле за фальшивыми стенами скрывалось детище величайшего верненского зодчего, русского военного инженера-строителя, которое в музейную бытность, в 70-е годы, сумели лишь приоткрыть и вернуть собору прежний внешний вид. После возвращения в лоно церкви собор возродился в своем великолепии уже на рубеже тысячелетий.

Всего два года назад, в августе 2017 года, благодаря заботам и деятельному участию митрополита Астанайского и Казахстанского Александра принялись за реставрацию Вознесенского собора. Храм одели в леса. С куполов впервые сняли кресты, чтобы почистить, обновить слой позолоты и заменить знаменитые зеркальные вставки. Лучшие специалисты-реставраторы и эксперты по храмовому и деревянному зодчеству из России, Казахстана, Германии и других стран бережно снимали с собора детали, вскрывали колонны, обследовали стены и фундамент. И то и дело их восхищали оригинальные, передовые и даже дерзкие решения, которые применил при возведении храма его создатель.

Взявшись за реализацию проекта, Зенков сам увеличил высоту колокольни на девять метров, что сразу придало сооружению стройность и легкость. Меняя архитектурные пропорции, инженер стремился максимально облегчить верхнюю часть и сместить центр тяжести как можно ниже. Для крепости и сейсмостойкости он возвел четырехгранную колокольню (вместо восьмигранной), колонны сложил в пакет из сложно подогнанного бруса. Весь сруб сверху донизу прошил восемью сквозными металлическими болтами, связавшими весь собор от шатров до фундамента в единое целое. Вместо кирпичной кладки в фундамент положили армированный бетон, а вдоль него оставили каналы, служащие и для вентиляции нижнего яруса стен, и для успокоения сейсмоволн.

На полу основного помещения храма Зенков использовал инновацию своего времени — бетонную стяжку. А поверх постелил немецкую метлахскую плитку завода «Виллерой & Бох». До сих пор бытует мнение, что собор построен без единого гвоздя, но это не так. Только гвоздей в нем — более 170 пудов или, без малого, три тонны.

Вознесенский собор стал первым высотным зданием в сейсмическом краю. Высота до креста колокольни составила 44 метра. Длина здания — 25 сажен (53 метра), ширина — 16 сажен (34 метра). Большой колокол весил 249 пудов, второй — 101 пуд, третий — 50, остальные пять — каждый примерно в два раза меньше предшественника.

Говорили, что благовест Вознесенского собора можно было услышать в станице Софийской (ныне Талгар), то есть больше чем в 20 верстах.

Перед реставраторами стояла задача — сохраняя замысел строителя, восстановить и укрепить детали, сообщить собору стойкость и способность противостоять стихии и современной городской среде. А еще — избавить его от изменений, которые сделали в советский период его истории. Например, отказались от жестяной кровли. Теперь крыша и система водостоков изготовлена из листовой меди. Кроме того, ячеистые пласти ны куполов покрыли полимерной краской, которую запекли в печах и нанесли автомо- бильный лак. А еще в ромбовидных ячейках воспроизвели крестообразный орнамент, который сумели рассмотреть на исторических фотоснимках с изображениями собора.

Поскольку старейший немецкий завод больше не производит плитку прежнего размера, решили сделать сложный мозаичный пол, сохранив в рисунке изначальные цвета. Нефункционирующие и неиспользуемые более печи отопления переделали под систему вентиляции, спрятав ее за печными фасадами «под гжель» — распространенный стиль для времени создания собора. Отреставрировали и практически заново построили пространство звонницы. Наконец, снабдили собор современными системами контроля, охраны и безопасности.

Но самым заметным стало, конечно же, появление росписи стен. Любопытно, что после завершения строительства собора его не успели расписать. Для осадки деревянного сооружения требовался десяток лет, которые истекли в роковом 1917-м... Начинали расписывать стены Вознесенского собора в 1996-м, но та живопись не соответствовала канонам и стилю здания. Сегодня, спустя год и несколько месяцев, в соборе практически завершили живописные работы. Остались детали.

— Никто не видел подобной росписи в храмах России и других стран. Дело в том, что собор был построен в стиле русского модерна, который так и не успел развиться из-за революции. Художники постарались смоделировать оформление на основании тех небольших фрагментов стенописи, которые нам все же удалось выявить в ходе работ. Фрагменты потолочной живописи сохранились еще со времен строительства собора, и мастера постарались воспроизвести стиль и цвета, — поясняет ключарь собора, протоиерей Александр Суворов.

Особую торжественную литургию по поводу завершения основной части работ и открытия собора митрополит Александр в сослужении духовенства Алматы и других стран провел в минувший вторник.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру