Ирэна Аравина: Алматинский джаз похож на американский

Жизнь семьи известной джазовой певицы, музыковеда, деятеля джазовой культуры Ирэны Аравиной в нескольких поколениях связана с музыкой. Ее прадед был регентом церковного хора, дед исследовал фольклор и собрал уникальные каталоги, а также редкостную библиотеку по истории музыки. Дополнил ее и усовершенствовал отец певицы, заслуженный деятель искусств РК, музыковед Юрий Петрович Аравин. И женщины рода богаты музыкальными талантами.

Ирэна Аравина: Алматинский джаз похож на американский

Сама Ирэна, впитав все соки знаний и опыта своих предков, пропагандирует в Казахстане джаз, обучая ему, представляя его на международных фестивалях, создавая масштабные джазовые события в родном Алматы.

— Ирэна, вы родились в городе яблок. Знаете его с детства. Какие изменения наблюдаете и как относитесь к критике Алматы современного?

— Да, я родилась в Алма-Ате в 1973 году. Это мой любимый город, в который я всегда возвращаюсь, куда бы ни поехала. Если мы затрагиваем тему сравнения Алматы современного с ушедшим, могу сказать одно: человек за свою жизнь сам меняется сотни раз, даже имя может взять другое, изменить свое географическое местоположение, но его ДНК останется прежним. Так вот, у южной столицы тоже есть ДНК — генетический код выживания. Город всегда восстанавливался и делает это сейчас. Он всегда вдохновляет, выдумывает, за что-то цепляется и возрождается вновь. И самое прекрасное, что в нем есть — это, с одной стороны, его величественные горы, с другой — поэтические степи. Для того, чтобы взбодрить себя, достаточно посмотреть на север и юг, выдохнуть, успокоиться и принять как высшее благо ту красоту, в которой нам посчастливилось жить. А по поводу разговоров про дорожки, газоны, считаю, что они не дадут результата, пока сам не возьмешь в руки шланг, не выйдешь и не польешь водой участок рядом со своим домом, не посадишь цветы, деревья и не будешь за ними ухаживать. Все надо делать руками, а не словами. Зона комфорта для каждого из нас сводится к небольшому пространству — виду из окна, дворика, может быть, чердака или какого-то здания с башенкой.

— Какие у вас любимые места в Алматы?

— Это чудесные подворотни, мои любимые арыки, старые дома, район 1-й Алматы, где я любуюсь домишками с наличниками, обожаю их сравнивать, рассматривать, кто-то их даже обновляет сегодня, делает по примеру суздальских, коломенских.

— Алматы — город счастливых людей?

— Почему-то сегодня все больше хмурых лиц, но, с точки зрения музыканта, в городе я чувствую очень теплую публику, радушную, отзывчивую, внимательную, тонкую, слушающую, заботливую. Мы как артисты обласканы ею, а это очень ценно.

— Ваши родители также родом из Алматы?

— Мой дед Петр Васильевич Аравин привез нас всех сюда из Москвы. Он знал многие языки, в том числе японский и немецкий, и в годы войны его готовили как резидента в зарубежные страны. Но по роду профессии и своих увлечений он был историком-музыковедом и фольклористом, провел колоссальную работу по сбору народного материала по всему Советскому Союзу, и сегодня его труды используют в учебниках столичных консерваторий. Здесь, в Алматы, он, конечно, общался со многими известными композиторами и музыковедами, в том числе с Борисом Ерзаковичем, Иосифом Дубовским, Евгением Брусиловским и многими другими. Большинство книг, музыкальных сборников, каталогов в нашей библиотеке с подписями их авторов. Понятно, что мой папа, выросший в окружении людей, получивших образование в московской консерватории, воспитал в себе статусное отношение к музыке. Он всегда, готовясь даже к небольшому концерту, глубоко исследует, изучает каждое произведение, биографию его автора, историческую эпоху. Да, сейчас можно открыть интернет, но мало кто знает, что в нем многие факты искажены или вообще придуманы. Так что их надо проверять, знать предмет разговора наверняка. Потому нашим лучшим другом в семье остается книга. Папа вспоминал, как дедушка вел концерты симфонического и народного оркестров в арке 28 героев-панфиловцев. В эстраде-ракушке на южной стороне Вознесенского собора они проходили еженедельно. Причем на них обязательно приходил «контролер» из органов следить, чтобы все вели по протоколу. Дед обходил эту бюрократию — он просто брал с собой чистые листы белой бумаги и, рассказывая материал, периодически их перелистывал. При его знаниях и колоссальной памяти конспектов не требовалось.

— Получается, ваши родители в легендарное время семидесятников, строивших Алма-Ату, в том числе джазовую, были в числе созидателей?

— Как раз в расцвет юности моих родителей здесь начали развиваться джаз и параллельно с ним авторская песня. Сюда приезжали Никитины, Городницкий, Визбор, Дольский. Активно проводили джазовые фестивали, на которые приезжали музыканты со всего СССР. Тогдашняя улица Калинина превратилась в настоящий Бродвей, по которому прогуливались режиссеры, актеры, музыканты проводили здесь встречи. И мой отец всегда находился в гуще событий, сам их с удовольствием создавал, сделал первую программу о джазе на казахском телевидении.

— Вам передалось трепетное отношение отца и деда к материалу лекций?

— Традиции «рассказывания» слушателям музыковедческого содержания того, что они услышат, чье произведение, в какую эпоху его создавали, каким образом и в какой момент жизни композитора появилось, дают сильное запоминание и впечатление. Слушатель после такой информации не пройдет мимо музыки, будет ассоциативно возвращаться к ней. Для меня важно продолжать такой образовательный формат воздействия на людей музыкой и информацией о ней.

— В каком состоянии джаза Алматы сегодня?

— Алматы — это перекресток самых разных культур, и алматинский джаз, тем самым, похож по своему наполнению, энергетике, происхождению на американский. Наши джазмены прекрасно понимают то состояние, в котором находились американские первопроходцы джаза. В большинстве своем это люди, у которых где-то есть родина, и им часто говорят: «Уезжайте!». А куда ехать, если ты вырос здесь и любишь эту землю. Родина и для меня сейчас такое понятие, которое относится больше ко всей планете. А понимание космополитизма в музыке, в соединенных в ней отголосках многих культур — вот что такое состояние джаза в любой его период. И оно таково и сегодня в Алматы. Я также не понимаю ощущения нации, у меня нет этого, у меня нет национальности, потому что я сложный симбиоз очень многих родов и ДНК и не претендую ни на какую голословную чистокровность, которой ни у кого нет и быть не может. Все то же самое и в джазе.

— Расскажите о своих проектах, осуществляемых сейчас.

— Сколько бы их ни было, их воплощению помогают мои единомышленники — замечательная продюсерская компания Анатолия Цоя, коллеги Гоча Сирадзе, Владимир Демченко и многие другие. Сначала были лекции, затем мы исполняли музыку великих композиторов, и позже из этого возникла идея инсценирования. Так появился первый спектакль в театре ARTиШОК под названием «Рождение джаза». А когда в канву концерта пришли актеры, то действие стало более эффектным, запоминающимся. Из него выросла следующая идея о постановке музыкального спектакля. И сейчас мы воплощаем музыкальные повествования о жизни и творчестве знаменитых личностей Джорджа Гершвина, Эдит Пиаф, Фрэнка Синатры при участии таких замечательных актеров, как Евгений Жуманов, Чингиз Капин, Айсулу Айзимбаева. Так мы пришли и к танго. Это очень сложная музыка и в то же время очень простоя, но исполнить ее в движении необходимо правильно, как это делают аргентинцы. Это стало возможным при понимании того, что Алматы своим синтезом культур всего мира напоминает и Буэнос-Айрес. И, боже мой, какие потрясающие у нас музыканты и актеры, которые могут показать свое отношение к аргентинской музыке и танцу. Это наш свежий проект, который можно будет увидеть и оценить уже 19 сентября.

В перспективе есть идея создания детской музыкальной сказки. Хотим сделать ее также совместно с Галиной Пьяновой. Это режиссер очень редкого сорта, человек удивительного мышления. Я знакома, дружу с Галиной большую часть жизни и всегда восхищаюсь ею. Она такая одна на миллион. И одна такая на Алматы. Галина — уникальный человек, которому интересно вообще все и абсолютно все в человеке. Она всегда в пути, и поэтому мне с ней всегда интересно работать.

А в октябре при поддержке института Гете состоится интересный концерт квартета Матиаса Линдермайера. Мы покажем его нашему слушателю и, думаю, поиграем вместе. Я рада, что в «Рухани Жангыру» инициирован проект «Открытый университет», в котором я являюсь спикером Кембриджской истории мировой музыки. И это событие тоже ожидается осенью. Мы в постоянном движении. Мы, как джаз, всегда на волне импровизации и вдохновения.

Справка МК: Ирэна Аравина — джазовая певица, музыковед, преподаватель, режиссер, актриса. Закончила Музыкальное училище имени Чайковского в Алма-Ате, мастер-курс режиссуры И.М. Гонопольского. Дополнительное образование в совершенствовании джазового вокала и импровизации прошла в музыкальном колледже Беркли (Бостон, США) и в институте имени Гнесиных (Москва). Ирэна является автором и ведущей теле- и радиопрограмм: «Лира веков» (радио «Хабар»), «31 минута джаза» (31 канал), Jazztime (радио «Классика»), «Акустика — Живой звук» (СТВ), «Полночный джаз» («Бiлiмжане Мэдениет»). В ее постановке спектакли: «Концерт No1», «Ангел с усами», «ДрГрТр», «11.11.11 — концерт No2», «Танго-спектакль», «Любовь Эдит», «Рождение джаза», «В поисках радости», «80 лет — начало», «Счастливые поют», «Зовите меня Джордж», «Состояние танго». Организатор международных фестивалей Jazz Zone и Silk Music Fest в Алматы, солистка Биг-бенда г. Алматы, ансамблей Apples и Jazz House. Участница международных джаз-фестивалей в Казах- стане, Узбекистане, Грузии, России, Италии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру