Судьба портрета

В распоряжении редакции оказался интереснейший портрет Сталина кисти художника Сергея Герасимова. Портрет «отца всех народов» написан маслом в реалистической манере — пристальный взгляд вождя направлен на зрителя под любым углом наблюдения. Год создания картины не известен.

Судьба портрета

Темный нейтральный фон, строгий довоенный зеленый френч с металлическими пуговицами, зачесанные назад волосы, пристальный взгляд с характерным прищуром, густые усы с проседью — Иосифу Сталину на портрете 50-60 лет…

Чтобы более детально разобраться в нашей арт-находке, мы обратились к профессионалу-эксперту, кандидату искусствоведения, ученому секретарю Государственного музея искусств имени А. Кастеева, члену СХ РК Екатерине Резниковой.

— Катерина, перед вами одна из работ Герасимова в стиле социалистического реализма. В чем особенность этого живописного полотна?

— Перед нами работа художника, блестяще владеющего живописной техникой и опирающегося на реалистический метод. Перед автором стоит задача создать узнаваемый образ вождя, для чего в портрете используются фотографические черты с элементами идеализации.

Портрет написан на нейтральном фоне, чтобы ничто не отвлекало от лица главного героя. Торжественность и пафос облика персонажа характерны для парадного портрета. Этот жанр показывает образ выдающейся личности в ее торжественности, масштабности, величии, как того требует время. Портретные образы вождей не должны были показывать внешних изъянов, скорее напротив, их цель представлять модель в идеалистическом ключе, при этом претендуя на достоверность исторического момента.

Подобные портреты были характерны для советской эпохи – они создавались для кабинетов представителей власти или же в качестве плакатов для демонстраций. Помимо вождей, в качестве моделей могли фигурировать члены Политбюро, политические лидеры, теоретики марксизма.

Живописное исполнение картины включает элементы динамичного и свободного живописного мазка, фактурность которого продиктована влиянием импрессионизма. При приближении фактура видна, а при удалении она практически нивелируется, усиливая контрастность светотеневой моделировки. Свободное владение цветом и пастозный объемный мазок  позволяет раскрыть индивидуальные авторские живописно-технические навыки.

Источник света размещен справа от модели, погружая одну часть лица в полумрак, и освещая другую. Цветовое решение картины тяготеет к монохрому – здесь нет цветового многообразия, живописный строй сдержан и тяготеет к темным оливковым тонам. На их фоне освещенное лицо вождя, благодаря тонко проработанной светотеневой моделировке, словно само становится источником света.

Картина самодостаточна, в ней есть такие приемы, как узнаваемость образа, торжественность, монументальность. С теми задачами, которые стояли перед художником — показать идеальный образ вождя, внешнее сходство, величественность и масштабность личности –автор, безусловно, справился. В своей работе художник стремится передать значимость и величие человека, вызывавшего восторг, трепет или страх у миллионов людей.

— Что бы вы могли сказать о художнике как о портретисте?

— Герасимов - художник, в чьем творчестве соединяются черты портретного жанра и монументального искусства. Он создавал грандиозные полотна, как по масштабу, так и по замыслу. В этом портрете генералиссимуса, как уже отмечалось, присутствуют черты парадного портрета, задача которого была показать величие, внутреннюю и внешнюю красоту, которой, может, даже и не было, но в рамках парадного портрета важно было показать статус и значение человека, его регалии и высокое положение в обществе.

Интересно, что в одном из исследований искусствоведы, анализируя образы вождей в социалистическом реализме, проводят аналогию этих портретов с образцами религиозного искусства. Здесь есть схожая торжественность предстояния, и размещение фигуры в пространстве, и направление световых потоков, и даже прием обратной перспективы (обращение к зрителю) — это то, что характерно именно для иконы.

Оценивая Герасимова как художника, можно увидеть, что перед нами талантливый портретист, который сумел передать не только внешнее сходство, но и внутренний пафос советской эпохи, которые были присущи историческому моменту, отражают его своевременность.

— Образы вождей — это интересная тема для исследований в искусстве?

— Не только в искусстве, но в исследовании искусства социалистического реализма в частности. Анализируя картину, важно понимать, в какое время она была создана, и что она является отражением целого этапа, такого масштабного явления, как соцреализм. Рассматривая его, важно понимать, что мы говорим не только о творческом методе социалистического реализма, не только о художественном стиле, мы говорим о важнейшем историческом явлении, которое просуществовало на протяжении четверти века.

Это явление имеет глубокие идеологические корни: в основе своей стиль достаточно эклектичный по своей сути, потому что он действительно заимствовал многие стилистические особенности подачи и из эпохи Возрождения, и из классицизма. Частично художники-реалисты опирались и на достижения импрессионистов. Но самый главный принцип соцреализма — создание искусства национального по форме, социалистического по содержанию.

Само явление рождается в 1934 году, когда на съезде литераторов СССР Максим Горький провозгласил этот принцип «нового искусства». И с этого момента это искусство становится основным, главным и официальным стилем.

Хотя изначально этот стиль задумывался как литературный, идеологически он настолько вписался в политические рамки исторического и политического строя, что фактически правительство провозгласило это направление актуальным для всех видов искусства, в том числе для изобразительного. Поэтому основы стиля легко считываются, даже без профессионального образования можно интуитивно почувствовать, что перед вами полотно эпохи соцреализма.

— Чем отличается этот стиль?

— Как правило, это полотна большого формата, многофигурные, которые провозглашают идеи светлого социалистического будущего. Поэтому нередко искусствоведы и критики, характеризуя этот стиль, обозначают его как «великая утопия».

Пафосные, масштабные работы, которые декларируют футуристический вектор — неизбежность победы социализма, уже наступившего будущего в сегодняшней жизни. Потому художники, по большому счету, говорили, как могло бы быть, отчасти идеализируя, придумывая, отчасти привнося какую-то нотку оптимизма и жизнелюбия, которого в реальности не было.

Нельзя забывать и о стилистических особенностях – главный технический принцип, характерный для этого стиля, состоял в том, чтобы искусство было доступно и понятно любому человеку. Социалистический метод стал наиболее приемлемым и удобным для отображения реальности. Художники создавали собственную художественную версию идеального мира, опираясь на реальную действительность. Но подавали ее в идеологически правильном ключе.

Все художественные высказывания, вне зависимости от вида искусства, подвергались жесткой цензуре, определявшей какие работы считать художественными и идеологически верными, а какие — нет. Соответственно, портреты, изображавшие вождей в комплементарном ключе, цензурой одобрялись. Рассматриваемая картина из числа именно таких работ. Создавая портреты в стиле социалистического реализма – а это, безусловно, значимое явление в советском искусстве, художники становятся его глашатаями. Перед нами произведение мастера, который создавал такие произведения в русле определенной исторической ситуации. Это был его выбор.

— Сергей Герасимов относится к числу самобытных мастеров советского искусства. Его работы узнаваемы с первого взгляда: живописный этюд ли это или масштабное полотно…

— Да, это свидетельствует о его художественной самобытности. Он учился у выдающихся мастеров изобразительно искусства: К. Коровина, В. Серова. Его произведения 1920-х — первой половины 1930-х отличаются простотой композиционного решения, аскетичным, подчас монохромным колоритом, экспрессивным рисунком. Его интересовало соединение академического стиля с элементами импрессионизма. Ему были близки поиски художников-импрессионистов. Работа с чистыми несмешанными красками, работа со светотенью. Попытка передать кратковременность и сиюминутность мгновения, его очарование…

Это то, что он делал вначале. Но очень скоро он становится членом одного важного, большого художественного объединения – АХРР — Ассоциации художников революционной России, которая впоследствии получит название Союз художников. Это явление принципиально противопоставляет себя русскому авангарду, который увлечен экспериментами. Кстати, лозунг советской эпохи «Мы наш, мы новый мир построим» – уместно воспринимать как девиз авангардистов, увлеченных идеей глобального переустройства мира. Изначально советская власть воспринимает авангард позитивно, но, впоследствии подвергает жесточайшей критике. Власть, понимая, что культура и искусство являются мощным инструментом воздействия на общественное сознание, превращает изобразительное искусство в строго подчиненный официальному контролю механизм по производству «идеологически верных образов».

Представители АХРР, в числе которых был Герасимов, противопоставляя себя авангардистам, выдвигали идеи социалистического реализма. Художник создавал то самое искусство, которого ожидала от него партия.

Я не берусь и не хочу поднимать вопрос политической подоплеки. Сейчас происходит значительная переоценка советской идеологии. Сейчас мы хорошо понимаем, что и тот период, и сама личность Сталина оцениваются неоднозначно. Но все же мы говорим о том, что перед нами человек, который обладал безграничным авторитетом, безграничной властью и, соответственно, сыграл колоссальную роль в истории человечества, не побоюсь этого слова, как позитивную, так и негативную.

— Вызывает ли сейчас интерес советское искусство как культурный концепт?

Особенно большой интерес к искусству советской эпохи – как официальному, так и андеграунду – проявляют за рубежом. Особенный всплеск интереса произошел сразу после распада Советского Союза, который на протяжении многих лет пребывая за железным занавесом, оставался terra incognita для всего остального мира.

Вспоминаю необычайный интерес и ажиотаж, вызванный выставкой аукционного дома Sotbey’sв Москве в 1988 году, где было представлено авангардное и советское искусство. Это был фурор! Настолько западные критики были заинтересованы только что прорвавшимся за рубеж явлением, когда только стали открываться границы. Те торги и тот каталог стали прорывными. Это событие имело колоссальный резонанс и наглядно показало необычайный интерес международного сообщества к культуре и искусству советской державы. И сейчас интерес к стилю социалистического реализма не угасает, при том, что прошло 30 лет, как распался Союз. Это в очередной раз иллюстрирует, что интерес к той эпохе, к тем персоналиям не иссяк.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру