XV Международный кинофестиваль «Евразия» завершился в столице Казахстана

На протяжении целой недели столица Казахстана была центром паломничества для тех, кто имеет отношение к кино — кто его делает, кто его показывает, кто продвигает и про- сто тех, кто любит его смотреть. Причина проста — XV Международный кинофестиваль «Евразия» собрал в Нур-Султане актеров, режиссеров и продюсеров со всех уголков мира.

XV Международный кинофестиваль «Евразия» завершился в столице Казахстана

С первых дней все события проходили с абсолютным аншлагом. Полные залы как на конкурсных показах, так и во время пресс-конференций и мастер-классов от гостей и мэтров кино. А еще на встречах с приглашенными актерами, где все говорило о том, что кинофорум, одно время совсем было утративший свою популярность, снова прочно занимает свою нишу в культурной жизни не только столицы республики, но и всего Казахстана. А изюминкой его стало приглашение зарубежных продюсеров, обмен идеями, заключение договоров и подписание меморандумов, важных для любого «киношника», которые оказались уже основаны на принятом в республике новом Законе «О кино». И для того, чтобы передать впечатления от прошедшего мероприятия, ставшего настоящим праздником возрождения кино и киноиндустрии Казахстана, своим эксклюзивным мнением с журналистом «МК» любезно поделились несколько мэтров, связанных с индустрией кинопроизводства самым непосредственным образом.

Председатель правления «Государственный центр поддержки национального кино» Андрей Хазбулатов: «Закон «О кино» в Казахстане — это первый отраслевой закон, который посвящен кинематографии. В нем, как уже неоднократно упоминали, есть множество преференций. Во-первых, это освобождение от 12 процентов НДС отечественных кинокомпаний. Во-вторых, введение понятия рибейта — международной практики, когда определенная сумма, потраченная в стране, где проходят съемки кинофильма, возвращается продюсерам. И благодаря этому закону, над которым усиленно поработало МКС РК во главе с Арыстанбеком Мухамедиулы, Казахстан может стать одной из кинодержав, а отечественная кинематография превратиться в одну большую киноиндустрию. Хочу отметить, что в рамках фестиваля также проходил импичинг совместных проектов по кинопродукции, которых изначально было около 20. Некоторые из них произвели впечатление, и со временем мы сможем оказать им помощь в воплощении на экране, для чего и создали наш Государственный центр поддержки национального кино».

По словам известного казахстанского кинорежиссера Ермека Турсунова, прошедший кинофестиваль — это «первый аншлаг, и это очень приятно». «Это уже 15-й фестиваль по счету, и для нас, пусть маленький, но все же юбилей. Чем же он отличается от всех предыдущих? Как любое начинание, как любое движение, он развивается, растет. И на каких бы больших кинофорумах я ни присутствовал, кинофестиваль «Евразия» уже на слуху, его знают в качестве крупнейшего форума Центральной Азии. В этом году он немного поменял свой формат — стал своеобразным рабочим инструментом в связи с тем, что в Казахстане приняли Закон «О кино» благодаря усилиям экс-министра МКС РК Арыстанбека Мухамедиулы и председателя правления «Государственного центра поддержки национального кино» Андрея Хазбулатова. Для всех «киношников» страны это большая и приятная новость. И фестиваль явился продолжением и воплощением тех инструментов, что прописаны в новом законе. Который будет работать, повторюсь, на развитие киноотрасли и всячески ей помогать развиваться и расширяться. И потому на нынешний фестиваль мы пригласили тех людей, что обычно находятся «за кадром», но, по большому счету, и руководят процессом. В отличие от предыдущих лет, когда у нас по красной дорожке проходили звездные актерские составы, которые мы привыкли видеть на экране», — подчеркнул он.

«Я столкнулась с большой сложностью подбора фильмов, потому что хотела при- везти лучшие картины (по состоянию на конец 2018 года), их список превышал 200 названий, — рассказала «МК» программный директор кинофестиваля «Евразия» Элеонора Граната. — Поэтому пришлось очень активно поработать для того, чтобы сузить этот список до 12 кинокартин из 11 стран, которые отобрали к просмотру в рамках фестиваля. Можно заметить, насколько они все разнообразны, но тем не менее была одна действующая линия, которая соединяла их все — это показ того, как сдвигаются моральные ценности и изменяются обстоятельства сегодня. В то же время в них есть и противостояние, и конфликт, и актуальные животрепещущие темы. Я считаю, что все они очень важны для показа и развития кино, в том числе и в Казахстане, так как республика находится на некоем новом рубеже в этой сфере. Приезд знаменитых кинопродюсеров позволяет думать, что РК расширяет рамки своего присутствия в мировом кинематографе, становясь его определенной частью. И потому международный кинофестиваль «Евразия» становится очень важной платформой для подобного рода кооперации и партнерства».

Подобную точку зрения развивает и подтверждает в интервью известный российский режиссер Сергей Бодров, которого зрители хорошо знают по таким фильмам, как «Кавказский пленник», «Кочевник», «Монгол»:

— Сергей Владимирович, что вы думаете о сегодняшнем состоянии российского, казахстанского и международного кино?

— Это весьма большой и сложный вопрос, потому что, если мы говорим о Казахстане, России и вообще о положении кино в мире, у каждой страны это положение разное. Например, РФ выходит сегодня на определенную позицию в мире, но все-таки доминирует сейчас, как мы понимаем, американское кино, китайское, европейское. Это фильмы-события, замечательные сериалы. Но я, например, встречался с якутскими кинематографистами, и у них сегодня настоящий ренессанс. У них группа человек 40, и они делают замечательное малобюджетное кино, сюжеты которого берут из жизни. Более того, недавно они же получили два приза на Шанхайском кинофестивале, а вы знаете, что это большой, серьезный фестиваль, где демонстрируют картины со всего мира. Я, кстати, ничего из списка якутских режиссеров пока не видел, но они обещали мне его прислать.

— В чем все-таки феномен американского кино?

— Американская киноиндустрия развивалась очень интересно. Первое немое кино появилось во Франции, потом его стали делать в Америке, и производством его за нимались иммигранты из Польши, Украины, Беларуси. Эти люди не знали английского языка и потому использовали субтитры, а показ кино сопровождался обычно игрой на рояле, но им было понятно, что это не толь ко интересно смотреть, но что это и вполне реальный бизнес. И потому пошли вложения. Первые, кто это сделал, вложив серьезные средства в развитие американского кинематографа, были иммигранты из России и стран Восточной Европы. А в 20-е годы прошлого века киноиндустрия «переселилась» в Лос-Анджелес. Вот так на фильмах-приключениях, на лентах о ковбоях и родилось американское кино. И, кстати, очень долго все эти появившиеся в то время американские киностудии возглавляли те же самые иммигранты, причем бизнес нес в себе семейные корни. Я считаю это интересным феноменом — то есть, начав с картин приключенческого жанра, экшн, любовных мелодрам, они пришли к тому, что у нации появилась потребность в кинопросмотрах. Американцы ходят в кино, любят его, и этот процесс длится до сих пор. Вместе с тем я хочу обратить внимание на еще один необычный момент — полагаю, что через пять-шесть лет в кинотеатрах останутся только картины-зрелища. То есть на огромных экранах будут лишь такие жанры, как фэнтези, экшн и им подобные, да и то это будет только для определенного количества зрителей. Все интересное и настоящее кино уйдет (и оно уже уходит, с моей точки зрения) на телевидение. Туда же уходят работать замечательные режиссеры, которые делают хорошие сериалы, появляются и новые платформы Netflix, Amazon. Я, к слову, и сам бы не отказался сделать добротный сериал.

— Когда вы только начинали, оказало ли на вас влияние какое-либо кино? Или же вы изначально решили пойти своим путем — причем это не было данью тем же, например, студенческим амбициям, а чем-то изнутри идущим?..

— Я начинал работать в кино как осветитель. Мне пришлось уйти из института, устроиться на работу, и это дало возможность смотреть на то, как работают другие режиссеры. Я видел, как работают Тарковский, Данелия, с которым мне даже довелось поработать потом вместе как соавтору сценария. Кстати, в его объединении частично сняли в Казахстане картину «СЭР», название которой расшифровывается как «Свобода — это рай». Я поступил во ВГИК, стал довольно успешным сценаристом, а потом просто захотелось снимать кино самому. Однако не стоит забывать, что тогда это было еще особое время, такое, что ты многого не мог позволить себе делать. Было несколько определенных режиссеров, которые пытались говорить о каких-то острых вещах, проблемах, но их картины складывали на полку. Все знают подобные истории с Тарковским, Алексеем Германом. Например, когда я решил сделать свою первую кинокартину, позвонил ему, а у него в это время лежала на полке кинокартина «Мой друг Иван Лапшин», и ему запретили работать режиссером на всех киностудиях. Я про это ничего тогда не знал и потому пригласил его в качестве художественного руководителя на студию «Казахфильм». Он заинтересовался, но нам пришлось оформлять его сценаристом. Придя однажды ко мне на съемочную площадку, он посмотрел и сказал: «Вот так и снимай!», потом уехал. Мы с ним после этого надолго подружились. Он и Данелия для меня очень близкие люди, и я счастлив, что у меня с ними обоими были замечательные отношения.

— К какому жанру кино вы все-таки более тяготеете?

— У меня был большой разброс по жанрам. Но я считаю, что есть две сильные картины — «Кавказский пленник» и «Монгол». В частности, последняя тянет на жанр «эпической». В Голливуде, как писали американские кинокритики, такого кино уже не делают. Я бы назвал ее «ручной работой», потому что одна массовка только составляла вживую почти 2000 человек, тогда как в США это было бы все нарисовано с применением специальных эффектов.

Есть лента «СЭР», о которой я уже говорил, в основе сюжета которой лежит история мальчика, убегающего из колонии для малолетних преступников в поисках отца. Она выпущена в 1989 году, и, как мне сообщали на тот момент, была самой продаваемой советской кинокартиной в мире. В 30 странах уж точно, получив при этом многочисленные призы и номинации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру