Кинематограф Казахстана получает беспрецедентную поддержку от государства

Кинопроизводство в Казахстане развивается сегодня семимильными шагами, и во многом это происходит благодаря главному культурному ведомству республики во главе с министром культуры и спорта РК Арыстанбеком Мухамедиулы, который в эксклюзивном интервью поделился с корреспондентом «МК» новинками и достижениями в сфере сегодняшнего казахстанского киноискусства и не только...

Кинематограф Казахстана получает беспрецедентную поддержку от государства
Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы и министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

— Арыстанбек Мухамедиевич, расскажите, пожалуйста, о современном казахстанском кино и сегодняшнем совместном кинопроизводстве.

— В первую очередь хотел бы отметить, что одним из ярких культурных событий этой весны стала победа казахстанской картины «Тренинг личностного роста» режиссера Фархата Шарипова на 41-м Московском международном кинофестивале. Фильм был снят при поддержке Министерства культуры и спорта РК и получил Гран-при одного из авторитетных кинофестивалей в мире. А это знаковая награда, которая поставила нашего казахстанского режиссера в один ряд с такими мировыми фигурами в кино, как Акира Курасава, Федерико Феллини, Георгий Данелия, Сергей Бондарчук, Кшиштоф Занусси, которые также в разные годы были отмечены главными премиями ММКФ. И я очень горжусь тем обстоятельством, что казахстанское кино сегодня заслуженно получает признание и находит своего зрителя далеко за пределами Казахстана. Наряду с победой на ММКФ колоссальным событием стало признание молодого казахстанского режиссера Эмира Байгазина «лучшим режиссером» Венецианского кинофестиваля в секции «Горизонты» за фильм «Река». Также впервые главную награду голливудского кинофестиваля Best Global Hollywood Film получила казахстанская картина «Амре» о легендарном казахском исполнителе, снятая совместно с компанией Darplay и голливудскими творческими группами. Искреннее восхищение соотечественников вызвала казахстанская актриса Самал Ислямова, ставшая лучшей актрисой 71-го Каннского кинофестиваля за работу в российской картине «Айка» режиссера Сергея Дворцевого. Уверен, впереди еще много достойных наград. Тем более что сегодня кинематограф Казахстана получает от государства беспрецедентные меры поддержки.

— Кстати, впервые за предыдущие много лет в январе этого года в Казахстане приняли совершенно новый Закон «О кинематографии»...

— Благодаря которому прежде всего предусмотрена поддержка национального кинопроизводителя посредством освобождения от налогов на добавленную стоимость (НДС) в размере 12%, а во-вторых, обеспечен приоритет национальных картин перед зарубежными в прокате с введением для этого особого режима освобождения от корпоративного подоходного налога (КПН) в размере 20% от прибыли для правообладателей фильмов и прокатных компаний. И, наконец, в-третьих, приняты меры по привлечению в страну крупных кинопроизводственных компаний, для чего по опыту стран Западной и Восточной Европы, Канады и Великобритании ввели механизм выплаты рибейта в размере 30%.

Более того, в целях централизации всей этой работы в марте создали государственный Центр поддержки кино, который будет обеспечивать весь процесс сопровождения производства и постпроизводства фильмов, рекламу, прокат, защиту коммерческих интересов. При этом, говоря о совместном производстве, важно отметить, что первым успешным опытом создания ко-продукции, например, с Россией, стала картина «28 панфиловцев» о легендарном подвиге казахстанской дивизии, сдерживавшей наступление немецких войск на Москву во время Великой Отечественной войны, снятая совместно с режиссерами Андреем Шальопо и Кимом Дружинниковым. Это сложнейший проект, и тут я бы хотел выразить огромную благодарность уважаемому министру культуры России Владимиру Мединскому, благодаря которому, несмотря на трудности, фильм все-таки сняли, и по результатам Всероссийского центра изучения общественного мнения он стал «лучшим фильмом» 2016 года в России.

41-й Московский международный кинофестиваль завершился победой фильма казахстанского режиссера Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста.

— А еще?

— А еще идет к завершению следующий большой совместный проект — телесериал «Любовь. Надежда. Астана», снятый совместно с «Первым каналом». На стадии монтажных работ картина «Эвакуация» о переселенцах, приехавших в годы войны в Казахстан. В производстве совместный проект Андрея Соколова под рабочим названием «Выжившая» о работе спецслужб Казахстана и России, и еще многие другие работы. В совместной деятельности важным остается тот факт, что наше киносообщество объединено единой профессиональной базой, поэтому мне приятно отметить, то, что российские мэтры кино в прошлом году специально приехали в Казахстан, чтобы отметить 100-летие одной из старейших киношкол мира — Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова. Это, безусловно, стало данью уважения к Казахстану как к стране, принявшей ВГИК в годы военной эвакуации, когда великие Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев, Трауберг, Волчек, Каплер, Бабочкин и другие мэтры продолжали вести занятия. Разумеется, здесь учились и казахстанцы, с тех пор в наше кино и на ТВ пришли десятки специалистов с вгиковским дипломом, которые продолжают достойно нести лучшие традиции киноискусства.

Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы с кинорежиссером, председателем Союза кинематографистов России Никитой Михалковым.

— Что в остальных областях искусства?

— Сегодня на государственном уровне прорабатываются вопросы сотрудничества центральных музеев России и Казахстана. В ходе своего первого официального визита в Россию президент РК Касым-Жомарт Токаев озвучил инициативу о проведении в следующем году Дней государственного Эрмитажа в Национальном музее РК. С удовольствием отмечу, что начало проведению Дней Эрмитажа в Казахстане было заложено еще в 2015 году при поддержке уникальной личности — директора государственного Эрмитажа легендарного Михаила Пиотровского. Это стало большим событием для всех нас, потому что формат таких встреч всегда предполагает профессиональный обмен мнениями, опытом, мастер-классы ведущих специалистов, достижение договоренностей по совместным проектам и многое другое. И если в 2020 году Дни Эрмитажа состоятся в Национальном музее РК, то уже в 2021-м Эрмитаж будет принимать у себя казахстанский музей.

Важно, что эффективность таких обменных мероприятий поддерживается действующими между нашими странами межправительственными и межведомственными соглашениями, благодаря которым тот же государственный Эрмитаж был одним из первых заявлен в масштабной культурной программе международной выставки ЭКСПО-2017. В течение трех месяцев в Национальном музее РК выставлялась его уникальная коллекция оружейного искусства наряду с такими всемирно известными экспозициями, как Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди, археологические предметы Древнего Египта из коллекции Тутанхамона, Золото скифов, выставка из собрания Музея исламского искусства «Султан Бейбарс и его эпоха» и шедевры Нью-Йоркского музея Николая Рериха. За время работы на выставку приезжало свыше полутора миллионов посетителей и гостей из 115 стран мира.

— Подобное предложение было реализовано в прошлом году и с Государственной Третьяковской галереей в рамках празднования 20-летнего юбилея Астаны...

— Действительно, тогда казахстанскому зрителю и гостям столицы представили 50 уникальных шедевров ХХ века с хрестоматийными полотнами «Опять двойка» Ф. Решетникова, «Утро» Т. Яблонской, «Крестьянка» А. Архипова, «Зеленый шум» А. Рылова и многие другие. И, что особенно важно, все свои экспозиции музеи нам в исключительном порядке предоставляют бесплатно! Казахстан покрывает расходы только по страховке и перевозкам. В то же время Москва стала первым городом, откуда началось грандиозное турне одного из уникальных артефактов степной цивилизации «Золотого человека» по ведущим музеям мира, которое сегодня успешно продолжается в городах Европы, Азии, Америки. Также активно работаем мы над совместным проектом «Золотая коллекция Евразии» с переводом в цифровой формат наиболее выдающихся и ценных артефактов истории и культуры наших народов. И уже могу отметить, что сегодня фактически все центральные музеи и объекты культуры Казахстана имеют свои онлайн-экспозиции, ЗD-галереи, туры, QR-коды и иные доступные средства визуализации. В разработке единая электронная платформа с доступом к казахстанским и российским библиотечным фондам.

Эмир Байгазин признан лучшим режиссером Венецианского кинофестиваля в секции «Горизонты».

— Вы уделяете большое внимание также профессиональному обмену и сотрудничеству с Домом музыки...

— Да, ведь еще одной инициативой, озвученной в ходе встречи глав государств, стало укрепление профессионального партнерства ведущих творческих вузов Казахстана и России. Было предложено усилить сотрудничество Казахского Национального университета искусств и Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы с Санкт-Петербургским Домом музыки, художественным руководителем которого является известный музыкант и великолепный педагог Сергей Ролдугин. С большой теплотой я вспоминаю его приглашение в 1989 году поработать в оркестре Мариинского театра. В то время я был артистом Государственного симфонического оркестра Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла, и для меня, как и для любого музыканта, конечно, это стало знаком профессионального признания и оказалось огромной честью быть приглашенным в один из престижнейших и знаменитых оркестров мира.

Пару лет назад Министерство культуры и спорта РК заключило меморандум о сотрудничестве с Санкт-Петербургским Домом музыки, согласно которому важным на- правлением стали повышение квалификации работников, мастер-классы, совместные семинары, возможность проводить гастроли исполнителей и музыкальных коллективов двух стран. И я очень благодарен Сергею Павловичу за его инициативу провести в рамках культурной программы ЭКСПО-2017 грандиозный концерт симфонической музыки «Энергия классики», на котором он, будучи членом жюри Х Международного юношеского конкурса имени Чайковского, выступал вместе со своим большим другом, прославленной скрипачкой и ректором Казахского национального университета искусств Айман Мусаходжаевой. Сегодня мы также активно обсуждаем условия взаимной подготовки профессиональных музыкальных кадров.

— Что вы можете рассказать о театральном содружестве?

— Основными площадками обмена мастерством для театралов служат международные театральные фестивали и взаимные гастрольные туры. Одним из таких эффективных и стремительно набирающих популярность стал открытый в 2017 году Всемирный театральный фестиваль «Астана». Для участия в нем заявляются престижные театры из более чем 20 стран мира. Например, в прошлом году ту же Россию представляли коллективы Московского Губернского театра и Академического театра имени Ленсовета. В свою очередь, казахстанские театры с огромным удовольствием участвуют в международном Санкт-Петербургском фестивале «Встречи в России», где в прошлом году наш Государственный академический русский театр драмы имени М. Горького получил премию народного артиста СССР Кирилла Лаврова. Событием этого года стало получение Главной премии первого Международного фестиваля национальных театров прикаспийских государств в Махачкале коллективом Казахского государственного академического театра драмы имени М. Ауэзова за постановку спектакля «Дядя Ваня» на казахском языке! Уверен, до конца года будет еще немало наград. Я же хочу проанонсировать, что в июле ко Дню нашей столицы в Нур-Султане пройдут гастроли Московского театра «Современник» со спектаклями «Вишневый сад» и «Горе от ума». Театр также планирует расширить свою гастрольную программу и не только сыграть спектакли, но и провести мастер-классы ведущих актеров «Современника» для студентов актерских и режиссерских курсов Казахского Национального университета искусств.

Также для всех любителей классического музыкального искусства ежегодно в течение пяти лет в нашей столице проводят Международный конкурс Astana Piano Passion Дениса Мацуева, который вызвал высокий интерес у профессиональных музыкантов и критиков со всего мира. Сегодня он по праву занимает лидирующие позиции в рейтинге лучших международных фортепианных конкурсов, открывая дорогу многим ярким звездам. Среди них — делающая большие творческие успехи на мировой сцене японская пианистка Шио Окуи, также в этом году в финал вышли россияне Федор Орлов, Петр Акулов и одна из самых юных участниц семилетняя Агафья Корзун.

— Кстати, этот конкурс проходил на сцене театра «Астана Опера», который считается флагманом классического искусства Казахстана...

— Каждый, кто приезжает в Нур-Султан, считает обязательным посетить нашу великолепную «Астана Опера». За короткий срок (шесть лет) она стала признанным и узнаваемым брендом, представляющим казахстанское искусство в самых престижных залах мира. Буквально в конце прошлого года с невероятным успехом коллектив театра выступил на родине оперы в Италии, где впервые, с аншлагом, в театре Карло Феличе представил национальную оперу «Абай» на казахском языке! Радует, что наши театры амбициозны и стараются создавать на своих площадках все самое лучшее. Так, в «Астана Опера» выступали такие мировые звезды как Пласидо Доминго, Зубин Мета, Елена Образцова, Анна Нетребко, Светлана Захарова, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Ильдар Абдразаков. Для меня как министра важно, что высокий профессионализм коллективов поддерживается не только великолепным творческим составом, но и безупречным менеджментом. Сегодняшние успехи казахстанского балета напрямую связаны с художественным руководителем балетной труппы, народной артисткой России Алтынай Асылмуратовой, которая также является ректором Казахской национальной академии хореографии, уникальной по своей концепции, где можно непрерывно получить образование от школы до докторантуры, оттачивая свое мастерство с лучшими педагогами мира. За годы работы на мировых площадках в качестве примы-балерины Алтынай Асылмуратову связала крепкая творческая друж ба с величайшими хореографами XX века и выдающимися артистами балета. Благодаря ее репутации и наработанным контактам с труппой «Астана Опера» проводят мастерклассы и работают самые знаменитые хореографы-постановщики. Не менее известен и художественный руководитель и главный дирижер «Астана Опера» Алан Бурибаев, он же приглашенный дирижер Большого театра. Среди солистов хочу отметить великолепную Марию Мудряк, финалистку 25-го международного конкурса «Опералия» Пласидо Доминго.

— А балет?

— Целый ряд сложнейших балетных спектаклей в театре «Астана Опера» и «Астана Балет» поставил выдающийся российский хореограф Борис Эйфман. Среди них, например, современная психологическая драма «Роден», пользующаяся большой популярностью во всем мире. В качестве приглашенного дирижера в «Астана Опера» работал также мастер мирового уровня, бессменный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. По его приглашению театр впервые смог продемонстрировать свои уникальные постановки «Аттила», «Бiржан-Сара», «Собор Парижской Богоматери» на легендарной сцене Мариинского театра, заложив хорошую традицию сотрудничества и проведения обменных мероприятий. А еще наша балетная труппа несколько лет подряд была специальным приглашенным участником всемирно известного Санкт-Петербургского международного фестиваля «Звезды белых ночей». Этим летом мы порадуем зрителей выступлением солистов Мариинского театра на Международном фестивале балетного искусства Eurasian Dance Festival в Нур-Султане.

Также с удовольствием отмечу, что в начале этого года в ходе визита гендиректора Государственного академического Большого театра Владимира Урина в Нур-Султан подписано соглашение о сотрудничестве «Астана Опера» и Большого театра. Причем сразу по нескольким позициям: обмен творческими коллективами, артистами; организация гастролей, совместных постановок; проведение мастер-классов, фестивалей, конкурсов.

— Не зря «Астана Опера» названа лучшей театральной площадкой года...

— Причем знаком большого внимания со стороны российских коллег стало вручение министром культуры РФ Владимиром Мединским этому театру престижной профессиональной премии BraVo в номинации «Концертная/Театральная площадка года», торжественная церемония которой прошла в этом году 19 марта на исторической сцене Большого театра в Москве. А уже в апреле по приглашению народного артиста России Андриса Лиепы балетная труппа «Астана Опера» с грандиозным успехом представила на сцене Государственного кремлевского дворца балет «Шахерезада», вызвавший огромный восторг у зрителей и критиков и прошедший с полным аншлагом.

Димаш Кудайбергенов

Там же на самой главной сцене России в Государственном кремлевском дворце с сольными концертами выступил наш молодой выдающийся исполнитель Димаш Кудайбергенов, которого сегодня по его уникальным вокальным данным узнает практически весь мир. В Москву на его концерт приехали поклонники из 46 стран. Из-за колоссального спроса вместо одного запланированного Димаш дал два концерта, которые посетило более 12 тысяч зрителей, а все билеты раскупили заранее. С таким же аншлагом Димаш выступил на самой большой концертной площадке Лондона в зале Indigo at the O2, куда также съехались его поклонники из разных точек мира. В ноябре будет большой концерт Димаша в Нью-Йорке на всемирно известной сцене Madison Square Garden. Радует, что наши талантливые молодые ребята настолько популярны. Знаю, что благодаря участию в проекте «Песни» канала ТНТ огромным успехом у российской молодежи пользуется и наша соотечественница, певица Назыма. Всех казахстанцев тронула искренняя поддержка российскими зрителями нашего юного исполнителя Максима Ержана на популярнейшем вокальном конкурсе Первого канала «Голос. Дети». Благодаря этому проекту он профессионально вырос, ему поступает много предложений, одно из них — это выступление на проекте «Х-фактор» в Лондоне. Я уверен, что у него, как и у его старших коллег, огромное будущее!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру