Казахстанская группа «Туран» вводит в транс публику по всему миру

На концерте во Франции все диски «Туран» разлетелись меньше чем за полчаса

Группа «Туран» — это пять музыкантов. Максат Медеубек — кылкобыз, Бауыржан Бекмуханбетов — домбра, Ержигит Алиев — жетыген, Абзал Арыкбаев — горловое пение, Серик Нурмолдаев — сыбызгы. Это основные инструменты, которые они задействуют на своих концертах. Но каждый из них мультиинструменталист и виртуозно владеет игрой на более чем 30 народных инструментах.

На концерте во Франции все диски «Туран» разлетелись меньше чем за полчаса

На их концертах происходит полное погружение в музыкальное полотно. Талантливые исполнители в национальных красочных костюмах показывают завораживающую силу и достоинство традиционной казахской музыки в современной обработке, звуком буквально рисуют картины прошлого и настоящего.

Слушатели признаются, что иногда ловят себя на мысли, будто погружаются в транс. Музыка группы «Туран» действительно очень яркая, особый колорит придают ей национальные костюмы и, конечно же, инструменты. Корреспонденту «МК» довелось побывать на одном из их концертов и ощутить невероятный микс впечатлений на себе.

Так звучит история

Группа образовалась в 2008 году в стенах Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Их общему творчеству уже 11 лет. Объездив 70 стран мира, они дали более 600 концертов. За всю историю существования состав группы менялся лишь однажды. К слову, популярность к ним пришла уже в первый год концертной деятельности. Их музыку можно услышать не только на небольшой сцене алматинского театра «Жас Сахна», где они привыкли давать концерты, но и на мировых площадках, в кино и сериалах. Этнонаправление в музыке оказалось востребовано не только в Казахстане.

«Туран» с успехом гастролирует за рубежом — Америка, Турция, Франция, Россия, Китай... К слову, это одна из немногих казахстанских групп, которая ездит по странам мира не только по приглашению посольств. Их путешествиям можно только позавидовать, а заодно испытать чувство гордости за «наше казахстанское», ведь музыканты продвигают именно казахскую культуру. На концерте во Франции музыкантам запомнился случай, когда все диски «Туран» разлетелись меньше чем за полчаса. Также группа выступала совместно с камерным ансамблем Laprimavera, их музыка звучит во многих фильмах, в частности в трех турецких сериалах. Там, кстати, группу называют «Ултуран» или «Ер-туран».

Коллектив выступал в таких мировых залах, как «Карнеги Холл» в Нью-Йорке, «Кеннеди-центр» в Вашингтоне, «Концертхаус» в Берлине. Про творчество ансамбля сняли фильмы для каналов Discovery и BS Asahi (Япония).

Несмотря на узкую, казалось бы, направленность, человек из любой страны или континента может понять заложенную в их композициях историю. Это не требует знания языка или исторических моментов, все становится понятным на уровне подсознания и эмоций. Например, у группы есть композиции со звуками природы, повествующие о казахском крае, или музыка, посвященная золотым казахским степям. Передать словами это сложно. Чтобы понять, как звучит степь или бегущая река, нужно самому услышать эту музыку. Шан-кобыз, кыл-кобыз, сыбызгы, жетыген, шертер, дауылпаз, бубен, техника горлового пения — все это главные инструменты, рисующие впечатления.

На концерте

На своих концертах они не только исполняют музыку, но и проводят лекции в простой и понятной каждому форме на двух языках. Рассказывают о музыкальных инструментах и способах игры на них. Посетив такой концерт, некоторые слушатели с удивлением признаются, что только сейчас узнали о существовании нескольких видов домбр. Такие концерты с лекционной частью особенно нравятся аудитории. В Алматы это и вовсе вошло в традицию — здесь такие выступления музыканты проводят ежемесячно.

Например, на прошедшем в эту субботу выступлении удалось узнать много интересных фактов о казахских музыкальных традициях и историю каждого музыкального инструмента.

«Жетыген — один из древнейших инструментов тюркских народов. Встречается под названием чатхан. Получил свое второе рождение в середине 80-х годов благодаря ученому-этнологу Болату Сарыбаеву. Перед вами вымирающий вид мужчин, которые играют на этом инструменте, - шутят участники группы и рассказывают легенду: «...Жил старец, у которого было семь сыновей. В одну зиму умирают все сыновья, и, вспоминая каждого сына, он натягивал по одной струне. Так и появился на свет жетыген».

У любого этноса, любой цивилизации первыми музыкальными инструментами были именно ударные музыкальные инструменты. Их использовали в основном во время охоты, чтобы пугать диких зверей. Позже эти инструменты стали применять во время обрядов. Например, для шаманских обрядов использовали те же бубны. Позже их же стали применять как сигнальные инструменты в военных походах. Существует огромное количество больших, объемных музыкальных инструментов. Один из таких относится к разновидности дауылпаз, который сейчас находится в музее музыкальных инструментов. Его звук можно услышать на расстоянии 4-5 километров, рассказывают участники группы.

Также музыканты представили инструмент, именуемый су сылдыр.

— На английском он называется рэйнмэйкер (колдун, насылающий дождь). Один из самых древнейших казахских фольклорных музыкальных инструментов. Это шутка, — улыбаются музыканты, — на самом деле мы его купили в одном германском городе. Инструмент приехал из далекой Австралии. Аборигены использовали этот инструмент, чтобы вызывать дождь. Таким образом, мы его впервые привезли в Казахстан в 2009 году и внедрили в ансамбль «Туран».

Нужно отметить, что музыканты коллектива не только профессиональные, высококлассные исполнители и композиторы. Они еще постоянно ведут научные исследования, ищут в исторических документах описание древних музыкальных инструментов, преданных забвению. Затем находят их и выходят с ними на сцену.

Помимо демонстрации некоторых новых для казахской этномузыки инструментов музыканты рассказали о том, что существует около 24 видов домбры. На глядно продемонстрировали варианты ее звучания и поведали залу легенду о своеобразном строении древнего музыкального инструмента.

По легенде, сын Великого хана Жошы (Джучи), охотясь на диких куланов, так увлекся стрельбой из лука, что группа сопровождавших его приближенных осталась далеко позади. Вожак стада диких куланов, известный как Хромой кулан, сильный и смелый, не боявшийся даже волков, неожиданно развернулся и набросился на охотника. Атака Хромого кулана была столь яростной, что молодой человек слетел с коня, повредил себе шею и погиб... Никто из приближенных и слуг не посмел рассказать Великому хану о смерти его сына. За то, что человек приносил плохую весть, по древнему обычаю полагалась смерть от горячего свинца. И тогда Великий певец — Улы жыршы — мудрый старец Кетбуга выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя во дворец Великого хана, упал на колени перед троном и начал играть на своей березовой домбре печальную мелодию — кюй. В этом кюе волшебными звуками передавалось, как юный царевич Жошы, сын Великого хана, поехал на охоту, как ему повстречалось стадо пасшихся на весенних травах куланов и как царевич охотился на них. Когда Улы жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, Великий хан по звучанию музыки понял все: домбра передала и топот скачущих коней, и тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, и силу и мудрость вожака Хромого кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагично запела она, когда Хромой кулан напал на царевича... Но правитель решил казнить не певца, а его домбру. И залил ей «горло» свинцом. Так никто из людей не был наказан за печальную весть, а березовую домбру залили свинцом. С тех пор на ее плоской стороне появилось отверстие...

Музыкальная команда слаженно и эмоционально исполнила эту композицию, а когда наступил финал песни, у домбры ловко оборвалась струна, что привело зал в восторг.

Все инструменты равноправны

Группа «Туран» активно экспериментирует, находясь в постоянном поиске новых звучаний, новых форм выражения музыкальной идеи. В репертуаре ансамбля произведения для различных инструментальных составов: камерного, симфонического, народного оркестров. Это развернутые симфонические полотна — поэмы «Жамиля» памяти Чингиза Айтматова, «Дала Сыры», «Толгау» в сопровождении симфонического оркестра.

В свои композиции музыканты порой включают и литературные произведения. Так, композиция «Казак елі» («Казахский народ») стала хитом в Казахстане и собрала за первые четыре месяца более 300 тысяч просмотров на YouTube. «Казак елі» художественно передает дух казахской степи за счет включения жыра Махамбета. Благодаря включенному в композицию горловому пению и музыкально-изобразительным приемам можно услышать и журчание воды (жетыген), и конский топот (домбра).

В творчестве ансамбля «Туран» около 70 процентов — это авторские произведения.

— Здесь все инструменты равноправны. Также как мы впятером. Мы все являемся композиторами и вносим определенную лепту в создание новых композиций, — признаются музыканты.

Сегодня у группы уже есть три альбома. Всю свою музыку казахстанцы стараются делать «понятной». Они создают то, что им близко, но превыше всего ставят понимание своей музыки слушателем. Их музыка понятна и не слишком глубоко уходит в традиционную сторону, при этом погружая слушателя в истинную атмосферу фольклора, а весь колорит придается с помощью старинных музыкальных инструментов.

Несмотря на практически всемирную славу, ансамбль не собирается останавливаться на достигнутом. Планы у него грандиозные — продолжать путешествия по миру, выпускать новые альбомы, радовать слушателей новым исполнением. Но, как признаются сами музыканты, слава для них не главное. Куда важнее сохранить творческую индивидуальность и верность выбранному стилю.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру