Арыстанбек Мухамедиулы: киноиндустрия имеет колоссальный мультипликативный эффект

В отечественном прокате доля казахстанского кино выросла до 14%

Человек, душой болеющий за свое дело, снискавший уважение не только своих коллег, но и простых казахстанцев. Министр, который вот уже на протяжении многих лет эффективно возглавляет одно из самых ключевых ведомств, по которому Казахстан широко и положительно известен не только в странах СНГ, но и дальнего зарубежья. Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «МК» в эксклюзивном интервью.

В отечественном прокате доля казахстанского кино выросла до 14%

— Арыстанбек Мухамедиевич, с чего все начиналось?

— В 2014 году приняли Концепцию развития отрасли культуры и искусства. Это был первый государственный документ в данной области, определяющий не только все виды и жанры искусства, но и главное — в каком направлении мы двигаемся и что нам делать дальше. Ведь, когда в любой области деятельности присутствует законодательная составляющая, она будет иметь больше шансов на успех в отличие от построенной только на желании. Для меня лично это было очень важно. Например, сегодня вносят изменения в законодательство, касающееся историко-культурного наследия. Впервые с 1992 года мы пересмотрели ключевые нормы закона, которые, во-первых, затрагивают вопросы археологии, затем — сохранения артефактов и наконец — пропаганды культурных ценностей, которая сегодня столь же важна, сколь и необходима для духовной модернизации нашего общества. Важно, что впервые в рамках закона вводят четкие механизмы предотвращения несанкционированных раскопок и борьбы с «черными» археологами, предупреждения бесхозяйственного содержания объектов истории и культуры, а также такие понятия, как «сакральные», «монументальные» объекты и многое другое.

— Но самым огромным достижением вашего ведомства стал Закон РК «О кино»...

— Действительно, потому что на всем постсоветском пространстве мы первыми сделали шаг к разработке такого смелого отраслевого закона. Скажу больше — это было непросто, мы шли к воплощению этого проекта в течение трех лет. И хотя ранее в Законе «О культуре» существовало несколько норм, регулирующих кинодеятельность, они не отвечали реалиям сегодняшнего дня. Вопрос стоял остро — или мы принимаем новый закон, или продолжаем работать бессистемно. Мы старались учитывать мнение всех, но волна сопротивления со стороны некоторых представителей киносообщества была очень большой, потому что закон нацелен прежде всего на тех, кто хочет работать в этой сфере по-настоящему. А тем, кто привык тянуть финансирование из госбюджета, не выдавая взамен качественного продукта, конечно же, новые положения законопроекта пришлись не по нраву.

Дискуссия была серьезной, потому что, с одной стороны, мы должны поддержать кинопроизводителей, а с другой — весь мир работает на рыночных отношениях. Поэтому казахстанское кино отныне должно ориентироваться на мировую систему в области киноиндустрии. И принятый закон оказался в своем роде даже уникальным — мы смогли в нем собрать и адаптировать лучший опыт мирового законодательства Франции, Китая, России, США. Хотя, повторю, изначально никто не верил в положительный результат.

— Однако, вы согласны, что киноискусство очень влияет на становление страны, на воспитание молодого поколения, создавая мультипликативный эффект и оказывая серьезное воздействие на экономический сектор...

— Да, поэтому не случайно в прошлом году Елбасы в ходе своего визита в США и встреч с бизнес-структурами особое внимание уделил общению с вице-президентом Ассоциации кинопроизводителей этой страны. Ранее я встретился с руководством компаний Warner Bros. Entertainment, Inc, 20th Century Fox, NBC Universal, The Walt Disney Company, YMF Enterprises Paramount Pictures Corporation, HBO West Coast Production, A+E Studios и другими. Во всем мире кино и телеиндустрия уже давно вышли за пределы как такового вида искусства и имеют большое экономическое значение. В той же Великобритании из 11 рабочих мест одно сегодня числится в сфере кино и ТВ-производства. Более того, когда закончились съемки «Гарри Поттера» и «Властелина колец», в этой стране увеличился туристический поток на места локации съемок, к тому же произошел скачок в области развития IT-технологий. С каждым днем во всем мире киноиндустрия становится все более высокодоходной сферой для экономики, имея колоссальный мультипликативный эффект. Такие же задачи ставим и мы. Тем более что удачный симбиоз культуры, туризма и спорта этому могут и будут способствовать.

— Однако, говоря о выходе на международные рынки, нужно объективно оценивать наши возможности...

— К сожалению, до сегодняшнего дня ни одна отечественная картина не выходила в массовый прокат в других странах, ограничиваясь только разовыми показами на международных кинофестивалях, смотрах. Мало того, казахстанского кино не было в полноценном прокате даже в самом Казахстане.

Сегодня ситуация кардинально другая, только за последние два-три года доля отечественного кино в казахстанском прокате выросла с 6 до 14 процентов. Огромное признание и любовь казахстанского зрителя получили такие масштабные проекты, как киноэпопея «Путь лидера», историческая картина «Аманат» о трагической судьбе Ермухана Бекмаханова, фильм «Кунанбай», «Оралман», «Дорога к матери». Оглушительный зрительский успех получили историческая сага «Алмас Кылыш» и ее продолжение «Алтын Так». С успехом идет прокат картины «Балуан Шолак» Нургельды Садыгулова о судьбе легендарного казахского палуана. Выпущены первые полномасштабные анимационные картины «Казак Елі», «Музбалак». Месяц назад в ЦКЗ «Казахстан» состоялся первый благотворительный показ анимационной ленты «Культегин», куда пригласили свыше 10 тысяч детей, в том числе из малообеспеченных семей и детских домов. На сегодня завершена работа и идет монтаж исторической картины Ахана Сатаева «Томирис», в этом году в производство запустят фильмы «Обретая вечность. Касым хан», анимацию «Ботай — аргымактар мекені». Наряду с масштабным историческим кино снимают и социальные картины. В начале февраля вышла удивительная работа режиссеров Азизжана Заирова и Мухамеда Мамырбекова «Девушка и море», где главные роли прекрасно исполнили непрофессиональные актеры с ограниченными возможностями.

— Какие проекты все-таки вышли в международный прокат?

— Благодаря кинокартинам «28 панфиловцев» и «Композитор» мы вышли на крупный рынок России и Китая с его миллиардной аудиторией. На сегодняшний день завершены съемки совместного казахстанско-японского фильма «Конокрады» с участием Самал Еслямовой, Дулыга Акмолды и популярного японского актера Мирая Мориямы. Также в этом году состоится большая премьера реалити-шоу The Amazing Race, съемки которого осуществляла американская компания Worldrace Productions, Inc при содействии «Казахфильма» в ноябре прошлого года в Алматы. Это одно из популярнейших шоу в мире, в котором участвуют многие страны, а теперь и Казахстан. Его трансляция пройдет на известном американском канале CBS с полуторамиллиардной аудиторией.

Сегодня мы активно общаемся с мадридской компанией Plano a Plano в отношении создания совместного исторического кинопроекта о событиях 40-50-х годов прошлого века. В начале мая ожидается визит главного продюсера NBS Universal и его коллег для обсуждения возможности съемок телесериала «Трэдстоун», который станет приквелом трилогии об агенте Джейсоне Борне с участием знаменитого голливудского актера Мэта Дэймона. Также обсуждают возможности съемок продолжения картины «Форсаж» и других крупных международных проектов.

— Хотелось бы вернуться к Закону «О кинематографии». Пожалуйста, уточните, какие конкретно цели и механизмы поддержки кинопроизводства в нем заложены.

— Закон призван решить три основные задачи. Первая — это обеспечить поддержку национального кинопроизводства. Для этого предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) для кинопроизводителей в размере 12%. Вторая — обеспечить преимущество национального кино в кинопрокате перед зарубежными лентами. В этих целях предусмотрено освобождение от корпоративного подоходного налога (КПН) в размере 20% от прибыли для правообладателей фильмов и прокатных компаний при прокате национального кино. Следующая большая задача — это выход на мировой кинорынок. По опыту стран Западной и Восточной Европы, Канады, Великобритании, США и других введены специальные 30-процентные субсидии, то есть рибейт для привлечения в страну крупных международных кинопроизводителей. Это мировая тенденция, так как только в процессе интеграции с международным киносообществом мы выйдем на новые рынки и на качественно новый уровень развития.

— Мы много слышим об успехах казахстанских фильмов на международных фестивалях. Это говорит об интересе к нашему кино?

— Действительно, мы добились таких высот, которых в истории Казахстана еще не было. Буквально в апреле этого года впервые картина режиссера Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста» была удостоена Гран-при на 41-м Московском международном кинофестивале. Это один из престижнейших и крупнейших кинофестивалей мира. Также впервые в истории казахстанского кино молодой режиссер Эмир Байгазин был удостоен престижнейшего звания «Лучший режиссер» за фильм «Озен» на Венецианском кинофестивале в секции «Горизонты».

Завоевана первая главная награда голливудского кинофестиваля Best Global Hollywood Film за фильм «Амре», снятого совместно с компанией Darplay и голливудскими творческими группами. И, конечно, я обязан отметить уникальное достижение картины режиссера Сергея Дворцевого «Айка», где в главной роли снялась наша соотечественница Самал Ислямова. Она первая на всем постсоветском пространстве получила титул лучшей актрисы 71-го Каннского кинофестиваля, и это огромная гордость.

— Что вы можете сказать о тех, кто вкладывает деньги в независимое производство фильмов?

— Тут я хотел бы обратить внимание на то, что, например, во Франции кинематограф не получает ни одного евро из бюджета. Все дело в том, что французский закон защищает собственный рынок кинопроизводства, и от каждого зрительского просмотра фильма в кинотеатре, от любой трансляции киноленты в интернете и на CD-дисках кассовые сборы поступают в Национальный фонд поддержки французского кино. А это ежегодно около одного миллиарда евро. Так действует весь прогрессивный кинорынок.

У нас был серьезный минус в этом вопросе — в республике всего одна киностудия «Казахфильм», которая занимается буквально всем: распределяет деньги, хранит старые фильмы, производит новые. На мой взгляд, это неправильно. «Казахфильм» должен быть творческой кинофабрикой, производящей кино, а распределение денег, промоушн, пост-продакшн и т.п. должны находиться в руках специализированных структур.

— Каким образом это может быть сделано?

— Согласно новому закону «О кинематографии» в марте этого года создали Государственный центр поддержки национального кино, главной функцией которого является не распределение финансовых средств, а целенаправленная работа по вопросам проката и выхода кинопроектов на широкий массовый кинорынок, включая международный. То есть стоит задача наладить систему продюсирования и работу продюсерских компаний, которые бы обеспечивали хороший маркетинг фильмам еще на стадии их подготовки. Также центр будет заниматься привлечением зарубежных инвестиций.

Кроме того, в районе Международного выставочного комплекса ЭКСПО будет открыта новая киностудия «Астана-фильм». Это будет кинофабрика, отвечающая всем мировым стандартам, которая станет уникальным центром развлечения и отдыха по примеру всемирно известных Universal, Disneyland. Совершенно убежден, что когда наши фильмы, в том числе созданные с участием зарубежных киностудий, выйдут в мировой прокат, то узнаваемость Казахстана будет только расти и это принесет колоссальную экономическую выгоду всем участникам кинопроизводства. Я в это верю!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру