Эксперт настаивает, что поэма «Жана закон» написана Абаем

Несмотря на то, что мировая история четко прописана в школьных учебниках, ученые продолжают открывать факты, которые заставляют вносить свои коррективы в устоявшееся мнение. Одним из таких примеров можно считать находку казахстанских ученых, которая может значительно расширить сведения о великом казахстанском поэте Абае Кунанбаеве.

Эксперт настаивает, что поэма «Жана закон» написана Абаем

Этот творческий человек хорошо известен во всем мире как основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик. Абай оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков и оставил богатейшее наследство в виде 175 произведений и сборников. Однако, как выяснили недавно, это отнюдь не все труды, которые классик завещал своему народу.

Речь о поэме «Жана закон», состоящей из 34 куплетов, споры об авторстве которой вели еще полвека назад. Тогда издание обнаружил Алкей Маргулан в Омском архиве.

Именно академик Маргулан первым предположил, что авторство поэмы «Жана закон» принадлежит Абаю Кунанбаеву. Несмотря на все усилия, тогда филологический совет не согласился с выдвинутой теорией, и поэма вновь отправилась пылиться на полки архива.

Наш современник ученый Асан Омаров провел свое исследование, результаты которого он озвучил на лекции в одной из астанинских школ. Он собрал доказательства того, что произведение может принадлежать именно Абаю. Исследователь готов представить еще 20 материалов и пролить свет на неизвестное наследие акына.

В частности, специалист ссылается на то, что на тот период в конкретном регионе не могло быть другого столь грамотного человека, владеющего сразу несколькими языками.

«Другой человек в то время, в 1880 году, так идейно не мог написать. Другого человека, знающего законы, русский язык, мы не знаем в Семипалатинской губернии. ем более там написано «Семипалатинская область, Чингизский уезд» и «А.К.». А кто в Чингизском уезде в 1880 году был знающий русский язык и «А.К.» — Абай Кунанбаев? Никого близко нет. Его надо смело внести в книгу Абая, сборник Абая, и он должен достойное место занимать», — заявил абаевед Асан Омаров.

Из-под чьего пера вышла поэма «Жана закон», пока не установлено, однако она уже начинает обрастать своей собственной историей. Историей, которая придает изданию свою ценность. Ведь загадка свойственна многим шедеврам мировой истории, именно это своеобразное «двойное дно» придает и без того ценнейшим экспонатам еще большую значимость.

В мировой практике существует множество тому подтверждений. Например, работы Леонардо да Винчи, стоимость каждой из которых исчисляется баснословной суммой, открыты для художественной элиты отнюдь не полностью. Так, в середине прошлого года во многих мировых СМИ публиковали материал о том, что в Италии нашли ранее неизвестную работу художника. Это самое раннее из подписанных произведений Леонардо да Винчи.

Однако эта находка расколола научный мир на два лагеря — от безоговорочного признания подлинности работы до полного отрицания.

Как и многие открытия, это было сделано случайно. Плитку размером 20х20 сантиметров, на которой изображен архангел Гавриил, обнаружили потомки аристократической семьи Фениче ди Равелло во время уборки дома. Некоторые ученые считают, что это может быть автопортрет знаменитого художника. По их мнению, картина была создана в 1472 или 1473 годах, когда да Винчи было всего лишь 18 лет, и она может быть самым ранним известным произведением гения.

По сведениям итальянских СМИ, ее нашли еще три года назад. И после многолетней экспертизы представили на пресс-конференции в Риме. Искусствоведы и эксперты по почерку, представившие публике работу художника, уверены, что она подлинная. По их словам, это подтверждают инфракрасное сканирование и анализ почерка.

Впрочем, у скептиков есть основания опасаться, что найденная работа — очередная подделка. К примеру, ученые и искусствоведы до сегодняшнего дня спорят о подлинности картины да Винчи «Спаситель Мира (Сальватор Мунди)», которую продавали за 450 миллионов долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.

Казахстанской истории также известны случаи попыток фальсификации картин соотечественников. В 2012 году в Государственный музей искусств некто принес ранее неизвестные картины знаменитого казахстанского художника Абильхана Кастеева, причем не одну, а сразу 10. Сотрудников музея смутил этот факт — откуда у тайного коллекционера столько картин, причем ранее неизвестных?

Тогда для проведения экспертизы в музее решили пригласить дочь художника. Та заключила, что все полотна являются подделками. И это был не единственный случай, когда появлялись якобы неизвестные работы художника, что, собственно, неудивительно. Ведь стоимость работ Абильхана Кастеева составляет от 10 тысяч долларов.

На этом история не заканчивается, и в будущем нас наверняка ждет еще не одно открытие, которое заставит посмотреть на историю если не по-новому, то иначе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру