Казахстанский фильм вошел в программу Венецианского кинофестиваля

В Алматы состоялся закрытый показ казахстанского фильма, вошедшего в программу Венецианского кинофестиваля «Секс, страх и гамбургеры»

Пожалуй, нет сложнее жанра, чем короткий метр. Ведь на то, чтобы рассказать историю с достоинством, у создателей не так много экранного времени, и, соответственно, возможности ограничены. Чтобы обойтись без лишних деталей, оставив только самую суть, нужно обладать недюжинным талантом.

В Алматы состоялся закрытый показ казахстанского фильма, вошедшего в программу Венецианского кинофестиваля «Секс, страх и гамбургеры»

Казахстанский короткометражный инди-фильм Эльдара Шибанова «Секс, страх и гамбургеры» вошел в официальную программу 75-го Венецианского кинофестиваля. Если быть точнее — конкурсной программы «Горизонты» (Orizzonti).

20-минутный фильм рассказывает историю любви и становления 30-летнего фудфотографа Искандера. Во время красного уровня террористической опасности герой, погруженный в свои рабочие и сексуальные проблемы, случайно оказывается запертым в маленькой художественной студии вместе с раскрепощенной клиенткой Анат. Несмотря на то, что молодые люди столкнулись впервые, экстремальная ситуации сблизила их. Да и к тому же изменила долговременные отношения героя с подругой Лаурой.

— Один из важных элементов в фильме основан на реальном случае террористической атаки в моем родном городе. Никто не был готов к этому — ни полицейские, ни горожане. Но для каждого человека реальность разделилась на два периода — до и после. Это изменило нас, — вспоминает режиссер и сценарист фильма Эльдар Шибанов. — Мне хотелось показать, что такие кризисы, как террористическая атака или проблемы в личной жизни, являются средством для роста и развития. Каждый кризис — это возможность для человека или общества стать сильнее в нашем жестоком и прекрасном мире.

И, кажется, у актерской команды получилось реалистично передать задумку создателя. Ведь эту картину по достоинству оценили не только казахстанцы, но и иностранные зрители. Однако о реакции зарубежных критиков позже. Закрытый показ фильма, на котором смог побывать корреспондент «МК в Казахстане», вызвал тоже весьма и весьма неоднозначную реакцию…

Как сказал Чингиз Капин, актер, сыгравший одну из трех главных ролей: «Это смелый фильм, в котором нам, актерам, приходилось участвовать в сложных и откровенных сценах».

Художник, случайность и базовые инстинкты

Прежде чем погрузиться в просмотр, все зрители послушно отключили телефоны, чтобы избежать пиратства. Зал затих. А потом еще долго никто не решался лезть в карманы за смартфонами да и в целом выражать эмоции. Слов не было. Одна мысль — слишком откровенно для отечественного кино. Впрочем, название картины говорит само за себя.

Но показ состоялся, и, чтобы лучше донести концепт фильма, режиссер Эльдар Шибанов и главные актеры Чингиз Капин, Айсулу Азимбаева и Виктория Мухамеджанова остались на сцене. Начали поступать вопросы. В большей степени об откровенности, повергнувшей всех в шок.

Режиссер признался, что впервые работал с такими профессиональными актерами, благодаря этой компании на площадке царила максимальная расслабленность, и история смогла сложиться. Фильм сняли за два с половиной дня. Несмотря на такой сжатый срок, были репетиции, предварительные съемки и генеральная репетиция в театре за день до съемок. Там в основном работали над действиями. А когда они были отточены, и больше не возникало вопросов, как двигаться, каждый думал о том, как жить и взаимодействовать с персонажами.

Несмотря на нарочитую небрежность и искаженность в поведении героев, у некоторых присутствующих все же возникло недоверие к мужскому персонажу: понятно, что Искандер (Чингиз Капин) подходит под описание человека запертого и забитого повседневными рамками. Настолько, что патологически не проявляет эмоций: даже когда видит труп во дворе, его реакция притупленная. В то время как более предсказуемо было бы видеть панику и судорожно набирающие номер полиции пальцы.

Поэтому если секс и гамбургеры были в равных пропорциях, то страх перед терроризмом увидел не каждый.

Но режиссер в ответ на эти вопросы ограничился краткой репликой:

— На рассуждения о том, что такое любовь, мы потратим много времени, а по поводу страха... Самый главный страх — это неуверенность Искандера в самом себе. Он с самого начала не уверен в себе и не может отстоять свою точку зрения со своим партнером Лаурой. Он боится что-то сделать и боится результата.

И, кстати, главный герой до конца остается в пространстве своей огороженной студии.

Запертое пространство студии, в которой развиваются все события, навеяло одному зрителю ассоциацию о неандертальцах в своих пещерах:

— Это тривиальные эмоции: страх, голод и инстинкт размножения. Вопрос к режиссеру: вы больше издеваетесь над современным человеком или пытаетесь дать отсылку на его доисторическое прошлое?

— Спасибо, — ответил Эльдар, — я понял вопрос. Но немного не согласен с этой концепцией. Я не могу назвать героев неандертальцами. Это такие же люди, как и мы, которые живут в своем мире. Отчасти здесь отражена ситуация с нашими гендерами. Потому что сейчас очень сильные женщины и довольно слабые мужчины, которым все тяжелее принимать решения. Таков персонаж и в моем фильме. Но отчасти это история художника, у которого превалируют базовые инстинкты.

Что было с западным зрителем?

Возвращаясь к вопросу о реакции западного зрителя (напомним, фильм участвовал в венецианском кинофестивале «Горизонт»), режиссер фильма поделился, как на международном уровне кинокритики отнеслись к нашему кино:

— Да, все четыре человека, которые сейчас на сцене, смогли побывать в Венеции, — осторожно начал Эльдар. — Как восприняли? Зал смеялся, могу сказать точно, потому что я и пытался создать в фильме такую легкость, которую будет не тяжело смотреть. Критики и зрители это подчеркнули. А зал прямо смеялся с половины фильма, начиная с момента, когда Искандер и Анат остались вдвоем. Это показывает, что в Казахстане есть другое кино и городским историям тоже есть место. Сегодня много фильмов о жителях провинций, но не так много картин, повествующих о жителях современного Алматы.

Айсулу Азимбаева согласилась с ролью на 99 процентов

Зал продолжал задавать интересующие вопросы, пока свой вопрос не озвучил Михаил (имя изменено): «Здравствуйте, ребята. Все суперски, очень круто. Круто, что казахстанскому режиссеру пришла идея снять такое кино. Плюс в том, что оно короткометражное, и он подписал под ним таких казахстанских актеров и не посчитал фантастичным добиться их согласия. Но у меня вопрос: когда я смотрел фильм, мне показалось, что Чингиз Капин, например, согласился на эту роль на 100 процентов, а Айсулу Азимбаева — на 99. Это было видно по степени оголенности актеров. Какие чувства вы испытывали, ведь по фильму заметно, что некоторые барьеры присутствовали».

Чуть опешив от такого заявления, Айсулу призналась:

— Я Чингиза неделю уламывала, чтобы он в этом фильме снимался. Лично я сразу согласилась в нем участвовать. К сожалению, на стадии проб не читала полностью сценарий и не знала о некоторых сценах. И ту сцену, где я снимаю верх, мы не обговаривали вообще. Просто когда шли съемки, Эльдар сказал: «Снимай». Не потому, что мы не договаривались, это была не проблема, этого просто не было произнесено, а вышло, как «здесь и сейчас».

Также Айсулу призналась, что много работала над собой в этом плане. И тогда, когда в Алматы приезжала Виктория Абриль, актриса Альмодовара, Айсулу даже спросила ее совета о том, как сниматься в эротических сценах. Совет Виктории казахстанская актриса взяла на вооружение. «Когда я снимаюсь, это не Виктория, это совершенно другой человек, и поэтому здесь нет места страху. Если ты что-то делаешь, то делай до конца, ведь нет смысла делать что-то наполовину. Может, в другой съемочной группе могло быть иначе, но мне было максимально комфортно работать в таком партнерстве», — Айсулу указала на Чингиза и Викторию.

Возможно, Айсулу действительно была не Айсулу. И зрители это оценили, задав самые смелые вопросы именно ей. Самые распространенные были о ее преодолении себя, смелости в эротических сценах, но еще один интригующий вопрос был посвящен коллек- ции, которую ее героиня носила с собой в баночке (не будем сейчас говорить, что именно там хранилось).

Айсулу не растерялась:

— У нее такие странности, и это способ доминировать над мужчинами. Она, понятное дело, включенная феминистка. Это ясно по комментариям, которые она адресует Искандеру. Это ее способ собирать трофеи и говорить: «У меня было столько-то мужиков».

Видно, что она меняет мужчин вместе с их рубашками, и для нее это способ самоутвердиться как женщине, которая живет вне рамок патриархального общества и может заниматься любовью с кем хочет и когда хочет, мне кажется, даже злоупотребляя этим, пытаясь доказать таким образом, что она независимая. Это другая крайность феминизма, такое мое личное видение. Но в конце концов, этот персонаж — человек, который жжет мосты и уезжает. И это один из способов поведения, когда человек сталкивается с внешним миром…

В жизни каждого были теракты

Помимо интимной сферы этого фильма зрителей также заинтересовала тема терактов, которая параллельно развивалась на заднем плане. В этой истории команда режиссера, пожалуй, добилась эффекта, в котором теракт расценивают как нечто второстепенное и даже обыденное. Как признается режиссер, тему терроризма изначально выбрали для того, чтобы изолировать героев от мира и расположить их в одном месте.

— Это вообще очень интересная история с той точки зрения, что все люди по сути своей реальные эгоисты, — рассуждает о фильме Виктория Мухамеджанова. — Пока тебе самому ноги бомбой не оторвет, ты не отреагируешь. Взрывы, теракты идут где-то параллельно, а в это время люди решают свои маленькие проблемы. Думают, что «если меня не затронет, то я не начну ничего менять». И это круто, потому что это про каждого из нас. Ведь в каждом из нас есть толика малодушия под названием «это не про меня», мы думаем, что «люди погибают не здесь, а в телевизоре».

Говорить, о чем в точности этот фильм, сложно. Он и про нас, а не только про Алматы, фотографов, художников и вообще людей творческих. И все же зрители признались, что главная ценность, которую они уловили, как бы наивно это ни прозвучало, — любовь. Даже заключительным титром было I love you.

Впрочем, как уже говорили, и секса в этом фильме тоже предостаточно. Он переходил даже на гамбургеры.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру