Эпическая кинолента о жизни послевоенной Алма-Аты отметила 30-летие

05.12.2018 в 17:53, просмотров: 355

Помните фильм «Балкон»? Айдар, Женя, Пузо, Маринка, Бес, дядя Боря, Солнцелов (реальный прототип — художник Сергей Калмыков). Это было яркое, запоминающееся кино о жизни реальных пацанов из послевоенной Алма-Аты.

Эпическая кинолента о жизни послевоенной Алма-Аты отметила 30-летие

А ведь у этой ленты нынче юбилей — 30 лет назад она вышла в прокат на большой экран! Именно тогда Калыбек Салыков, или Костя, как называли его друзья и коллеги, снял эту драму. Без полутонов — герои были только свой и чужой. Ее еще называют одой старой Алма-Ате. У фильма очень мощная, богатая основа, ведь он снят по мотивам поэзии Олжаса Сулейменова и местами биографичен.

Некоторые герои — на самом деле из юности писателя. А какие снялись: Валентин Никулин, Анатолий Равикович, Баадур Цуладзе, Владимир Толоконников, Ирина Ажмухамедова. А музыка… Ее написали глубокие композиторы Альфред Шнитке и София Губайдулина.

Полемический клуб Chaplin Cinemas в честь такого события с минувшие выходные организовал просмотр фильма на большом экране, после которого была теплая встреча с вдохновителем ленты Олжасом Омаровичем Сулейменовым, актерами, друзьями режиссера (к сожалению, трагически погибшего) и обсуждением работы для всех желающих, а их было очень много.

Что удивительно, некоторые зрители не знали, что кино создано в конце 80-х. Мало того, что оно черно-белое… Но насколько четко, чисто передана атмосфера того времени. Времени начала 50-х, буквально перед уходом Сталина. Это подтверждают люди того поколения, пришедшие на встречу.

Олжас Сулейменов: «Я испытал трепет, волнение. Родился в Алма-Ате, в районе Крепости (Малая станица). Костя точно ухватил время, хотя сам он из другого поколения. Это фильм о городской молодежи, он прогрессивный, смелый. О контрастной Алма-Ате. С базарами и толчками. Со стрельбой. С мальчишескими бандами. Но такой светлой!

По ощущениям из детства, там всегда была весна. Цветущие сады. Я почти не помню зиму. Настолько она была душевной.Это фильм о подростках, о 16-17-летних пацанах. Которые рано стали взрослыми. Им нужно было выживать. Если драться, то по-серьезному — кастеты, дубины, цепи, пистолеты. Помогать своим семьям, приходилось даже воровать. О дружбе, вражде, влюбленности, чести. Он необычный для кинопоэтики того времени. Правдивый. Ведь тогда на «Казахфильме» снимали в основном исторические фильмы или об ауле».

Конечно, история идет по спирали, многое снова как будто возвращается. В конце 80-х также менялась власть, и город делился на районы, были сходки. Кто-то сказал, что это срез времени, который повторяется.

Многие отметили даже сходство с нашими реалиями. Да и типажи определенные будут всегда. Зрители, пришедшие на показ, признавали, что кино тогда, перед распадом Союза, снимали по другим поводам. А жизнь обычных дворовых мальчишек — это не повод, и режиссер взял на себя огромную смелость, приступив к съемкам.

В городе уже осталось мало локаций, где создавали фильм. Но некоторые сохранились. Например, знаменитый колоритный балкон в доме на «Кирова — Дзержинского». Съемки проходили также возле старого ТЮЗа, в районе 1-й Алма-Аты, в коммунальной квартире. Исполнителя главной роли Исмаила Игильманова назвали казахским Сергеем Бодровым. Он сыграл такого же сильного, яркого, со скупыми эмоциями героя, но какой образ! Который также не изменяет своим убеждениям несмотря ни на что.

Айдар в ленте — справедливый, бесстрашный, лидер. «По моим ощущениям, в фильме пол-Алматы снялось. В массовке на 1-й Алма-Ате участвовали обычные дворовые мальчишки. Их даже не пришлось переодевать и гримировать. Алма-Ата в 80-х там — это была Алма-Ата 50-х», — сказал на встрече Исмаил.

Булат Шанин, друг режиссера: «Он ведь нигде не соврал, все подметил до мелочей. Тазы, веревки, сушеное мясо на окне. А юмор — пьяные куры; мерин, жующий герань на окне, зеркальце на ботинке, чтобы рассматривать ноги учительницы. Этот фильм много значит для алматинцев. Костя снял замечательный период в жизни города».

Беседа со зрителями затянулась надолго, было видно, что люди не торопятся уходить. Им хочется говорить, вспоминать, слушать. У всех свои образы из детства, юности. Свои балконы, скамейки, подъезды, дворы. Но, думаю, каждый вспомнил, ощутил, поностальгировал о своем. Такая далекая, но такая родная и близкая одновременно наша Алма-Ата. Фильм действительно трогает струнки души. И он всегда актуален.