Легендарный театральный коллектив БДТ посетил Алматы

16.10.2018 в 21:04, просмотров: 277

Событием культурной жизни южной столицы стали прошедшие на днях гастроли Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова из Санкт-Петербурга, знаменитого БДТ. Он не только один из старейших, но и входящий в число наиболее известных в мире российских театров.

Легендарный театральный коллектив БДТ посетил Алматы
Сцена из спектакля «Эдип в Колоне» Андрея Кончаловского

Всего четыре дня, но каких!

Даже в советские времена, когда существовала традиция активных театральных гастролей, Алматы не часто встречал театральные коллективы такого уровня. В последние же годы подобное стало просто исключительным событием. В последний раз БДТ гастролировал в южной столице еще в 1970-х годах. Поэтому не сложно представить интерес к его приезду у алматинской театральной общественности.

В ходе гастролей на сцене Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю. Лермонтова БДТ представил две свои работы — спектакли «Эрендира» режиссера Федора Лаврова и «Эдип в Колоне» Андрея Кончаловского. Остается только пожалеть, что гастроли были весьма недолги, всего лишь четыре дня. Театралы с сожалением отмечали — когда-то гастролировали по месяцу…

Естественно, что все дни гастролей зал Лермонтовки был полон. Приезд театра в Алматы стал возможен благодаря российской Федеральной программе «Большие гастроли», запущенной с 2014 года по личной инициативе президента Владимира Путина. В ее рамках организуют масштабные гастроли российских театров во всех субъектах России. Как подчеркивают сотрудники программы, «от Дагестана до Чукотки». При размерах российской территории, для поддержания театральной жизни эта инициатива весьма удачна.

Реализуют ее под эгидой Федерального центра поддержки гастрольной деятельности при Министерстве культуры России. На пресс-конференции, посвященной гастролям БДТ, Руслан Курбатов, руководитель дирекции реализации программ Федерального центра, заявил, что с 2015 года к программе «Больших гастролей» добавилось и новое направление — зарубежное. Оно состоит из двух частей, это организация гастролей ведущих российских театров в странах ближнего зарубежья и выступления русских театров из этих стран в России.

В этом году в рамках этого направления «Большие гастроли» 11 зарубежных театров побывали и еще посетят 16 российских регионов. В обратном направлении также активно проводят гастроли. Например, в мае московский театр «Современник» выступил в Тбилиси. Пресса охарактеризовала гастроли как «сверхуспешные».

— Первоначальной целью программы «Большие гастроли» было обеспечить доступность лучшего театрального продукта России во все ее регионы. Чтобы везде было доступно самое передовое из мира театра. Начиналось скромно, но Программа стремительно развивается — в сентябре этого года в ее рамках мы реализуем 64 гастрольных проекта, — заметила Варвара Трофимова, пресс-атташе Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.

В Казахстане мероприятия проекта «Большие гастроли» проводят уже третий год, и театр имени Лермонтова — их активный участник. Этот театр весьма успешно вписался в оба направления проекта: в 2016 году он принимал на своей сцене МХАТ имени Чехова, а в прошлом году сам осуществил большие гастроли в трех городах России.

Теперь театр предоставляет площадку для гастролей БДТ. Немаловажно отметить, что проходят они в год, когда театр имени Товстоногова отмечает два важных юбилея: 101-й сезон и 100-летие театра. В связи с этим театр принимает в Санкт-Петербурге, на своей площадке, театры из Словакии и Италии, готовит книгу к юбилею и проводит ряд гастролей. И Алматы оказался в числе городов этих юбилейных гастролей.

С учетом технических возможностей площадки…

О гастрольном репертуаре рассказала на пресс-конференции Елена Куликовская, заместитель директора БДТ. Театр привез спектакли «Эрендира» по мотивам новеллы нобелевского лауреата Гарсиа Маркеса, поставленный режиссером Федором Лавровым, и «Эдип в Колоне» Андрея Кончаловского. В первом играют такие артисты, как народная артистка России Нина Усатова, Полина Толстун, Дмитрий Луговкин, Андрей Феськов, во втором — заслуженные артисты России Сергей Лосев, Василий Реутов, Николай Горшков, Юлия Высоцкая. Оба спектакля получили в прессе восторженные отзывы критиков.

На встрече с актерами и представителями администрации театра имени Товстоногова, прошедшей на Малой сцене «лермонтовки» в один из дней гастролей, оказались люди, посещавшие в 1970-х годах спектакли БДТ в Алматы. Они помнили, что тогда театр привозил спектакли, поставленные по произведениям русской классики. Почему не привезти что-то из этого репертуара, например, спектакли по Чехову или Островскому? Отвечая на этот вопрос, Елена Куликовская заявила:

— Выбор того или иного спектакля для включения в гастрольную программу определяется техническими условиями — мы подбираем спектакли с учетом технических возможностей площадки. Это прекрасные спектакли, например, «Эрендира» идет в Санкт-Петербурге с 2014 года. Его сценографическое решение довольно мобильно и может подстраиваться под различные площадки. В нем прекрасный актерский состав, мы гордимся им и включаем в гастрольные программы довольно часто. Включение в программу спектакля «Эдип в Колоне» вызвано другим обстоятельством — это наша премьера предыдущего сезона, а нам хочется показывать зрителям и наши новые работы.

«Эрендира» поставлена в стиле музыкального спектакля. Играют на различных музыкальных инструментах сами актеры. Кто не умел раньше, научились, заметил, в том числе и о себе, актер Андрей Феськов. В российской прессе спектакль называли «переплетением карнавальности и политической сатиры, мифологии и магии, реального и вымышленного». Особо же все отмечают игру в «Эрендире» актрисы Нины Усатовой. Все сценическое мастерство этой актрисы смогли увидеть и алматинцы на сцене, а участники встречи с актерами отметили и большое человеческое обаяние, и открытость. Она известна как по театральным ролям, так и по работам в кино, и вопрос — какая сфера ей ближе, где больше живет душа актрисы — был вполне ожидаемым. Ответила Нина Усатова на него так:

— У артиста нет границы — и то хорошо, и это. Конечно, есть особенности работы. В кино нужно быть готовым ко всему, а театр — это та основа, которая необходима. Киноактеры порой как-то легко подходят к съемкам. Театральные актеры, на мой взгляд, более глубоки.

Светильник в форме гостиницы «Казахстан»

Некоторые алматинские театралы на встрече с актерами замечали, что здорово иметь возможность увидеть спектакль репертуарного театра — в последнее время чаще привозят антрепризу, а она сегодня стала совершенно коммерциализированной. Нина Усатова заступилась за антрепризу — она не хороша и не плоха сама по себе, качество зависит от того, кто и как относится к своей работе. Хотя проблема коммерциализации, согласилась актриса, существует. Весьма эмоциональную реакцию у актрисы вызвал вопрос о ее работе с известным казахстанским кинорежиссером Ермеком Турсуновым. Как известно, Нина Усатова снялась в его фильме «Киномеханик». Российская актриса заметила:

— Я очень рада, что познакомилась с Ермеком. Когда стала смотреть его работы, всем друзьям стала их рекомендовать посмотреть. Особенно фильмы «Шал» и «Келин». Он из тех режиссеров, кто не боится входить в новые технологии. Я с удовольствием вспоминаю наши съемки, словно вжилась за это время в ту жизнь. И вся группа была настолько сердечной!

Как на интересную особенность фильма «Киномеханик» она обратила внимание, что в работе заняты не только профессиональные актеры: кто-то вообще не имел актерского образования, кто-то учился в училище, но не имел опыта работы. При этом их работа произвела на маститую актрису большое впечатление. Условия съемок были нелегкими, но все работали с полной отдачей. Вообще, она весьма высоко оценивает уровень казахстанских актеров в целом, говоря как о совместной работе с ними в проекте Ермека Турсунова, так и про былые встречи с Юрием Померанцевым и Владимиром Толоконниковым.

Сильные эмоции у Усатовой вызвали воспоминания о натуре, на которой шла работа над фильмом. Природа той части Алматинской области напомнила ей родной для нее Алтайский край России. Впрочем, и окрестности южной столицы, особенно горы, произвели на питерскую актрису сильное впечатление. «Такой воздух в горах! Хоть ложкой ешь!» — заметила она. Отдельно среди красот Алматы отметила и Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев.

Актриса Полина Толстун также поделилась впечатлениями о городе. В Алматы родилась ее мама, сама она бывала в городе лишь в детстве и открывала его для себя снова. Были в этом и забавные моменты.

— У меня в детстве был светильник в форме алматинской гостиницы «Казахстан». И вот, подъезжаем к гостинце, где нас поселили, и я вижу корону моего светильника. Было ощущение чуда! — заметила актриса.

Две темы — воспоминания о совместной работе с казахстанскими актерами и впечатления от Алматы — слились в выступлении актера Андрея Феськова.

— Я снимался в одном проекте с Владимиром Толоконниковым. Думал, что же он, большой актер, не едет в Москву, в Питер? После «Собачьего сердца». И вот, только приехав сюда, я понял, почему дядя Вова не уезжал из Алматы. Тут все условия для работы, творческой жизни.

Жив ли дух Товстоногова в сегодняшнем БДТ? Чувствуют ли его молодые актеры театра? — такие вопросы задали алматинцы Андрею Феськову. Актер ответил так:

— Товстоноговский дух есть, он в том уровне спектаклей, которые выпускают, в тех требованиях, которые мы предъявляем к себе, к актерскому существованию на площадке.

А Полина Тостун заметила, что Товстоногов воспитал в театре трепетное отношение к профессии всех цехов. Не только актеров, но и технических служб. И мастерство передается из поколения в поколение.

Резюмировал встречу Юрий Якушев, директор Лермонтовки. Он, напомнив, что когда-то еще молодой режиссер Товстоногов ставил спектакли в Алматы, заметил:

— Если бы не городское руководство Алма-Аты, которое в советское время не предоставило жилплощадь очередному режиссеру театра имени Лермонтова, уехавшему после этого в Питер, то кто знает, как бы сложилось…