В Алматы под прицелом перестройки оказался один из культовых объектов города

Алматы обещали новый автовокзал на месте старого, только теперь он будет совсем не таким

Алматинцы уже привыкли к тому, что их город перерождается с незавидной регулярностью: вчера расширяли улицы до самого предела, сегодня появляются новые пешие маршруты, а на завтра нам обещают, что движение по большинству улиц станет односторонним. Теперь же дошла очередь до знаковых архитектурных сооружений.

Алматы обещали новый автовокзал на месте старого, только теперь он будет совсем не таким

Место бойкое и хлебное

Самый большой в Алматы автовокзал «Сайран» точно так же, как и железнодорожные вокзалы, и аэропорт, всегда имел свою романтическую изюминку. Ведь здесь в режиме нон-стоп постоянно встречаются и прощаются тысячи людей. Для одних перед поездкой в другие города и страны это точка отчета новой жизни, для других, если говорить об иностранных туристах, автовокзал — это место первых впечатлений, «причал», с которого начинается знакомство не только с городом Алматы, но и Казахстаном в целом.

В южной столице этим судьбоносным местом в огромной степени всегда был именно «Сайран». Для многих местных жителей он имеет почти сакральное значение, ведь на протяжении десятилетий именно прибытие такси с пассажирами сюда было началом их отпуска, который как правило проходил на лазурных берегах киргизского Иссык-Куля.

В те годы, когда автомобиль был роскошью, а передвигаться на большие расстояния можно было лишь на автобусе, автовокзал был не просто автостанцией, а поворотным пунктом, меняющим судьбы людей. Даже сложно предположить, сколько семей сложилось, сколько людей нашли свои половинки, а некоторые и потеряли из-за объявления, раздавшегося из граммофона: «Автобус, следующий маршрутом …задерживается».

Международный автовокзал «Сайран» построили в 1983 году. Тогда он находился на окраине города Алма-Аты, на западном берегу одноименного водохранилища Сайран, образованного рекой Большая Алматинка. Для своего времени это было грандиозное и массивное сооружение, к которому многие алматицы приезжали даже не для того, чтобы куда-то уехать, а чтобы побродить по автовокзалу, проникнуться духом путешествий. Он был призван изменить тихий район и стать центральным объектом формировавшегося градостроительного узла.

Трехэтажное здание общей площадью более 12 тысяч квадратных метров располагалось со значительным отступом от линии застройки прилегающих улиц Комсомольская (ныне Толе би) и Мате Залки (Утеген батыра). Образовавшееся пространство с южной стороны предназначалось для организации приема и отправки автобусов, а с северной стороны формировало площадь, озелененную ценными породами деревьев и кустарников.

Основной архитектурный образ зданию придает мощный, высотой в девять метров, консольный свес козырька по периметру кровли. В отделке фасадов здания применяли мрамор, ракушечник и майкольский гранит.

Но за последнее десятилетие привокзальную территорию в значительной степени изуродовали тотальной застройкой мелкими бутиками, закусочными и прочими сооружениями, ориентированными в основе своей на предоставление разного рода услуг. Что, собственно говоря, неудивительно, ведь место проходимое, где жизнь кипит круглые сутки, следовательно и заработать тут можно неслабо.

Другое дело, что в свое время некоторые чиновники допустили это безобразие и позволили «облепить» автовокзал несуразными коробками из дешевого пластика и безликого алюкобонда, которые полностью разрушили архитектурный замысел и целостность восприятия всего здания. Ведь кто-то же дал «добро» на застройку? И аренда с этих территорий не один год набивала чьи-то карманы… Наверное.

Когда-то здесь кипела другая жизнь

В этом году «Сайран» отмечает свой 35-летний юбилей, и за этот период его стены видели много перемен, которые терпеливо вынесли. Однако дрожать их заставило другое известие — информация о том, что впереди ждет большая реконструкция. И вот здесь многие затаились: «Что же будет дальше?». Настороженность и волнение тех людей, чьи будни так или иначе связаны с привокзальной жизнью, небезосновательны. Ведь все помнят судьбу другого знаменитого автовокзала «Саяхат», который попросту ликвидировали. А на вопрос «Зачем?» никто не берется ответить и сегодня. Если кто-то забыл важность и незаменимость этого сооружения, мы напомним.

Автовокзал «Саяхат» был первым транспортным хабом в Алма-Ате, который позволил упорядочить автобусные перевозки, причем не только областного направления, но и междугородных, и даже международных рейсов. В 70-х годах его проектная мощность составляла 10 тысяч пассажиров в сутки — солидный показатель даже по сегодняшним меркам. Но и этого оказалось недостаточно. Уже к рубежу 1980 года 550 приписанных к «Саяхату» автобусов не удовлетворяли спрос всех желавших уехать-приехать в Алма-Ату — он вдвое превосходил предложение.

Особенно чувствительными были сбои в часы пик, ведь все больше жителей окрестных сел ездили на работу и учебу в город. Это и побудило к возведению автовокзала «Сайран», который в дальнейшем взял на себя всю основную нагрузку, оставив предшественнику обслуживание лишь областных маршрутов.

Но, несмотря на это, «Саяхат» отлично работал до последнего момента, пусть автопарк старел, рейсы выполняли регулярно и без остановки. Чего стоили башенные часы, возвышающиеся над двумя ключевыми артериями города, — Ташкентского и Красногвардейского трактов (нынче проспекты Райымбека и Суюнбая). По ним сверяли время, часы были местной достопримечательностью и практически памятником архитекторы. Точнее, могли бы стать, но не стали.

В 2000-х культовое сооружение кому-то стало костью в горле. По одной из версий, здание «Саяхата» мешало тогда еще строящейся развязке на пересечении вышеупомянутых проспектов. Что же, понять можно. Город растет, дорожная инфраструктура становится более сложной, и чем-то нужно жертвовать. Каково же было разочарование горожан после открытия долгожданной развязки! Оказалось, что как сам автовокзал, так и его территория никак не пересекаются и немешают транспортному узлу. Так зачем его снесли?

Можно предположить, что изначально запланировали другую, более сложную схему развязки, как ее называют специалисты, «лист клевера» с множеством съездов. Но что-то пошло не так, и планы изменились в пользу более простой конструкции. Возможно, и так. Эта версия имеет право на существование хотя бы потому, что упростили настолько, что перекресток не мог справиться с дорожным трафиком ни тогда, ни сейчас — после реорганизации схемы движения.

Действительно, новая развязка ничуть не улучшила дорожную обстановку на этом перекрестке. И ежедневный коллапс там наблюдали до сих пор.

Как бы то ни было, «Саяхат» снесли, а на его месте организовали стихийный базар, укрытый от взора туристов многометровым забором. Наболевшей мозолью остается и тема большого скопления людей на все том же перекрестке, которые, желая поймать попутку, вылезают на проезжую часть, рискуя при этом своими жизнями. А какие у них есть варианты? Ведь, несмотря на то что автовокзал снесли, жители Талгара и поселков, расположенных вдоль Талгарского тракта, продолжают ездить на работу и обратно. «Точку сбора» стерли с карты города, однако место встречи изменить нельзя — стоят и «голосуют» независимо от времени года и погодных условий.

Что же будет с «Сайраном», неужели и ему уготована такая же судьба — стать сомнительным баранчиком, спрятанным за серым забором?

А он, оказывается, еще и памятник…

Еще в апреле этого года аким города Алматы Бауыржан Байбек поручил отремонтировать и внести автовокзал «Сайран» в список памятников истории. Тогда глава мегаполиса отметил, что он уже давно не соответствует международному уровню, и требуются как реконструкция здания, так и пересмотр модели менеджмента.

— В рамках начатой с прошлого года реконструкции города мы возвращаем исторический облик Алматы. В первую очередь необходимо привести здание к первоначальному виду, с привлечением экспертов полностью пересмотреть логистику пассажирских потоков. То есть мы восстанавливаем историческое здание, но с новыми подходами к организации операционной деятельности всего вокзала, который должен стать транспортным хабом города, — с таким сообщением выступил Байбек.

И уже в начале июня стало известно, что автовокзал «Сайран» включили в список предварительного учета объектов историкокультурного наследия. О чем это говорит? Поясним.

Даже до принятия окончательного решения о статусе объекты подлежат охране наравне с памятниками истории и культуры. А в соответствии с законом пользователь обязан обеспечить сохранность памятника. «Запрещаются изменение внешнего облика здания, его перепланировка, изменение несущих конструкций, пристройки, целевого назначения и нарушение охранной зоны. Любые мероприятия, связанные с ремонтом и реконструкцией здания, производят с согласования уполномоченного органа», — говорится в официальном сообщении городских властей.

Другими словами, автовокзал не снесут, а сделают лишь косметический ремонт.

В течение всего лета на территории автовокзала шла «большая уборка» — снесли все незаконные постройки, бутики и прочие сооружения, которые не предусмотрены генпланом. Прошлись бульдозером и по прилегающей территории. На рядом расположенной АЗС, которую, к слову, решили не трогать, демонтировали комплекс для мойки автомобилей.

Такую же судьбу уготовили и остановочному комплексу — одноэтажному зданию, растянувшемуся вдоль улицы Толе би и перекрывающему вид на «Сайран». Сейчас в нем расположены кафе, ателье, ремонт телефонов и прочие места бизнеса представителей малого предпринимательства. У собственника сооружения осталось три месяца на то, чтобы принять предложенную городом компенсацию в размере 23,5 миллиона тенге, либо обжаловать решение в суде.

Что касается самой территории автовокзала, то ее обещают сделать более просторной. По проекту пересмотрят транспортную логистику, расширят привокзальную площадь и пешеходную зону. Также должны появиться фонтаны, парковки, зеленые зоны и детские площадки.

А общая площадь автовокзала «Сайран» составит около 60 тысяч квадратных метров, из них подвергнутся реконструкции семь тысяч. Что радует, так это площадь озеленения — 9,2 тысячи квадратных метров. Это, конечно, не лес, но дополнительные «бронхи» для города лишними не будут. Брусчатка, которой сейчас активно застилают пешеходные аллеи в центральной части города, появится и на «Сайране»: при обновлении территории планируют использовать асфальтовое покрытие в 23 тысячи квадратных метров и брусчатку — 20 тысяч квадратных метров.

Срок окончания реконструкции «последнего из могикан» пока не озвучили, однако, как нам кажется, уже в обозримом будущем мы сможем увидеть новый-старый «Сайран» совершенно другим, более цивилизованным. Еще бы обновили и автобусный парк. Тогда, наверняка, можно было бы сказать о европейском уровне автобусных перевозок.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру