Алматы вспомнил своего Преображенского

На Большой сцене театра ARTиШОК состоялся вечер, посвященный 80-летию легендарного казахстанского театрального режиссера и педагога, основателя театра «Новая сцена» Бориса Преображенского.

Алматы вспомнил своего Преображенского

Имя режиссера Бориса Преображенского, художественного руководителя «Новой сцены», значит очень много для алматинских поклонников театра: и тех, кто его делает, и зрителей. В 1986 году он приехал из России и возглавил алматинский ТЮЗ. А в 90-е и в начале 2000-х в маленьком подвале на алматинском Арбате его «Новая сцена» была средоточием театральной жизни, где воплощались самые смелые идеи.

Мастер с большой буквы оставил алматинцам не только воспоминания об удивительных постановках, но и огромное число своих учеников. Он был учителем, который щедро делился знанием и опытом, отдавал свой талант.

Вечер памяти «Наш Преображенский» собрал его многочисленных учеников и друзей, коллег, среди которых Галина Пьянова, Вероника Насальская, Виктор Ашанин, Евгений Жуманов, Ольга Коржева, Татьяна Тарская, Лариса Фатеева, Татьяна Костюченко, Алексей Гостев, Андрей Колесников и другие. Впервые артисты разных алматинских театральных коллективов, представляющих несколько поколений учеников Преображенского, вышли на сцену вместе, чтобы вспомнить мастера и его лучшие спектакли «Белый Крест», «Доктор Живаго», «Прими собранье пестрых глав», «Чайка», «Зависть», «Преображенские вечера».

Звучали стихи Пушкина, Ахматовой, Цветаевой, Окуджавы, Пастернака. Театральное действо дополнялось многочисленными видеоматериалами с интервью Бориса Николаевича, данными в разные годы, его размышлениями о театре и искусстве. Как сказал он в одном из своих выступлений:

— Иногда я вел себя неуверенно и неграмотно. Меня порой выгоняли, делали замечания, говорили, что Преображенский — неуправляемый человек и так далее. Это все были слова, а не решение вопроса. Преображенский, возможно, был неуправляемым с точки зрения обкома партии, но главное — он может быть управляемым с точки зрения Пушкина.

И еще:

— Безусловно, людям нужен театр. И дело здесь не в том, какой театр по жанровому разнообразию, а дело в интимности диалога. Театр — это всегда интимное действо. Живой артист, живой зритель, вы же видели, какой производит эффект близость актеров и зрителей? Я только все больше думаю о том, что государство тяжело идет на какиелибо перемены в отношении наших театров. Это все хлопоты, ими заниматься никому не хочется.

Но сам Борис Преображенский всю свою жизнь занимался этими хлопотами, которые и принесли ему хлопоты со здоровьем — он перенес, в конце концов, два инфаркта. Скончался мэтр 4 августа 2012 года в Алматы.

Галина Пьянова, художественный руководитель театра ARTиШОК:

— Все то лучшее, что имеет Алматы театральный сегодня — это генетика Преображенского. Мы вспоминаем столько всего связанного с ним — теплого, важного, смешного, все это вошло в вечер воспоминаний о человеке, который просто фонтанировал посылом — социальным, личностным, человеческим.

Все собранные средства пойдут на установку памятника на алматинском кладбище, где похоронен режиссер.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру