Какие клады находят в Казахстане

В Казахстане набирает популярность кладоискательство. Группы увлеченных людей выезжают на поиски сокровищ – копы – в надежде найти что-то интересное и ценное.

Как рассказал один из кладоискателей в интервью казахстанскому интернет-изданию Tengrinews.kz, коп разделяется на пляжный и исторический. При пляжном поисковики ищут «потеряшки» в виде сережек, цепочек, колец, а при историческом изучаются места древних битв, пути караванов или древние стоянки.

На коп выезжают бригады из нескольких человек – у каждого свои функции. При поисках используем металлодетекторы. Почти все грунтовые металлодетекторы видят одинаково - 20-30 сантиметров под землей, а дальше все уже зависит от тонкости настроек.

Выезжают поисковики по всему Казахстану. Наиболее богат на находки север страны.

К слову, казахстанское законодательство запрещает проводить несанкционированные раскопки в некоторых местах. К ним относятся природные заповедники по причине нарушения почвенного слоя и археологические и исторические памятники.

Большинство находок расположены не глубже 20 сантиметров. Чаще всего попадаются вещи, не имеющие никакой ценности. Особенно много пробок от бутылок и гвоздей - ими прямо вся земля усеяна. «Монеты - это то, что мы ищем. Золото практически не находим. Не было у народа золота, здесь даже серебра было настолько мало, что в средние века монеты были посеребренные, то есть даже серебряные монеты делать не было возможности. Про золото и говорить нечего», - рассказывает кладоискатель Антон.

Монеты поисковики обычно меняют между собой. Как правило, каждый из них собирает свою коллекцию, и повторяющиеся экземпляры обмениваются. «Самая древняя моя находка - это монеты Тюргешского каганата. Примерно VIII века. Вообще, меня часто спрашивают о самой ценной находке, но здесь очень сложно сказать. Есть ценность историческая, есть финансовая, а есть моя личная цель – эстетическая», - делится Антон. – «Историческая ценность - это, конечно, те самые тюргешские монеты, финансовая - трудно сказать, за деньги я практически ничего не продавал. А самой моей любимой находкой является буддийская ваджра. Ее я нашел в поле, трактор пахал поле под пшеницу, мы ходили там, и я нашел вот это. Это единичная находка, и я так и не понял, что она здесь делает, как она сюда попала».

Оружие практически не находится. Кладоискатели находят патроны, но они тут же рассыпаются в пыль. Средневековое оружие тоже практически не находится, оно в земле растворяется в пыль. Наконечники для стрел и копий находят часто. Они закаленные, как правило, или из бронзы.

Свои находки кладоискатели реставрируют, обмениваются ими, дарят друг другу, потому что у каждого свои коллекции. Бытует мнение, что кладоискатели продают их. Но Антон опровергает это мнение: «То, что мы находим, реализовать очень сложно - нет рынка, вещи эти очень специфичны и мало кому нужны», - говорит кладоискатель.

По словам поисковиков, хорошая подготовка - залог успешного копа. «О местах поисков мы часто узнаем благодаря русским офицерам, которые пришли сюда 150 лет назад и описали: «Такой-то род кочует здесь. Зимовки у него на этой реке, летовки на этой». Мы поднимаем эти отчеты. Ищем их в открытых архивах, в библиотеках. Мы ездим потом по этим местам и ищем», - рассказывает Антон.

В поисках сокровищ источниками часто служат всевозможные рассказы или легенды, но в большинстве случаев это все не подтверждается. «Вот в Костанайской области, например, все ищут клад атамана Анненкова. В Восточном Казахстане ходят легенды о кладе адмирала Колчака. Вот про Чингисхана тоже говорят, мол, он где-то клад здесь закопал. Ну зачем ему это было делать? Он все с собой всегда возил, что-то домой отправлял», - делится мнением кладоискатель.

Однако, несмотря на на то, что такие легенды обычно не подтверждаются, поисковики проверяют их, сопоставляя факты.

Есть у кладоискателей и свой свод неписанных правил: запрещаются раскопки на захоронениях, необходимо обязательно закапывать ямку после раскопки, обязательно вывозить за собой мусор и не загрязнять место лагеря.

Помимо этого, среди некоторых поисковиков есть обряды, которые могут способствовать удаче. «Например, поклонение земляному деду. Перед тем как начать коп, кто-то наливает ему рюмку водки, кто-то конфетку закапывает или корку хлеба», - говорит поисковик.

В ходе беседы Антон высказался о некоторых исторических событиях, достоверность которых он и его коллеги не смогли установить. "Откройте учебник истории, там часто указываются места исторических битв. Приезжаешь туда, начинаешь искать, а там нет ничего. Но все уверены, что битва была, и даже указываются места. Мы выезжали на эти места, но никаких следов сражений не обнаружили», - рассказывает поисковик. По его словам, если сражения действительно происходили, то они должны были оставить после себя какие-либо следы. При этом он рассказал о битвах, подтверждения которых найти действительно удалось. «Вот, например, в 1916 году повстанцы напали на почтовую станцию Таргап. На этом месте находятся гильзы, пули. Узун-Агачское сражение было? Конечно. По находкам там даже размещение войск можно определить, а вот Орбулакское сражение мы так и не нашли. Нельзя, конечно, сказать, что его не было, может, место поменялось, может, численность неправильно описана – непонятно», - говорит Антон.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру