Старые здания сносят в Алматы регулярно

И никто, включая архитекторов, не в силах остановить этот процесс

Даже если строение занесено в некие списки памятников архитектуры, это отнюдь не гарантия того, что его не уничтожат. Примеры такого уничтожения есть, и они множатся с каждым годом. А что уж говорить о зданиях, которые в свое время никакими памятниками не были признаны?

И никто, включая архитекторов, не в силах остановить этот процесс
Кинотеатр "Октябрь" в начале 60-х годов XX века -
одно из самых оригинальных строений в Алма-Ате

Вспоминая «Октябрь»

Кинотеатры в Верном — Алма-Ате — Алматы всегда играли особую роль. Жители города всегда любили кино, и, например, в разные годы походы в кинотеатры были знаменательным событием, особенно, если смотреть шли какой-нибудь новый фильм. О некоторых из кинотеатров мы уже писали и будем продолжать их вспоминать, как оставшиеся еще, так и исчезнувшие, по мере нашего газетного путешествия в глубь истории нашего города.

Одним из самых красивых архитектурных сооружений в городе был, безусловно, кинотеатр «Октябрь», сооруженный в 1955 году на углу улиц Маметовой (бывшей Илийской) и Фурманова (Лепсинская, сейчас проспект Назарбаева) по проекту архитектора Бориса Николаевича Стесина. Любопытно то, что вначале это был исключительно летний кинотеатр на 500 мест. На первом этаже находились зал, кассы и вестибюль, на втором — служебные помещения.

И сразу же здесь стали работать кинолектории для детей и юношества — «Планета дружбы», «Юный патриот», «Образ жизни — советский». В «Октябре» проводили встречи с деятелями искусства, передовиками производства, ветеранами войны и труда. Регулярно в нем устраивали встречи, в частности, с ветеранами Панфиловской дивизии, некоторые из которых в те времена еще проживали в домах на соседних с кинотеатром улицах.

«Октябрь» вообще превратился в местный центр культуры, встреч, походов в кино и в ресторан для семей и жителей окрестных домов. Ведь район этот был по тем временам не «центровой», и здесь подобных заведений было немного.

Рекорд посещаемости «Октябрь» установил, согласно официальной статистике, в 1982 году — 553 тысячи зрителей. А в 1987 году это здание внесли в список памятников культуры Казахстана. Даже если посмотреть на фото этого здания, становится понятно, что оно выделялось не только в ряду своих собратьев по предназначению, но и в целом среди алма-атинских сооружений. Колоннада по обеим его сторонам, украшения в виде лепнины, красивое крыльцо...

Но это ему не помогло. Несколько лет, примерно с начала 2000-х годов, «Октябрь» был бесхозным и заброшенным. Его пытались использовать то как компьютерный клуб, то как склад, то как зал игровых автоматов, но в конце концов в 2007 году снесли.

Почему мы вспомнили об «Октябре»? Его судьба стала наглядной иллюстрацией того, как уникальное, очень красивое и прочное здание, выстроенное со всеми требованиями по сейсмоустойчивости и безопасности, но находящееся отнюдь не в бывшем центре города, не в пресловутом «золотом квадрате», никого не интересовало. И в первую очередь мы адресуем этот упрек, опять же, нашим архитекторам.

Когда стало ясно, что «Октябрь» стал очередной жертвой на заклание современного рыночного подхода к хранению или уничтожению истории, некоторые журналисты, в том числе и автор этих строк, попытались привлечь внимание и городского градостроительного совета Алматы, и просто архитекторов, и историков, и общественных активистов, чтобы отстоять здание, внести его в список памятников архитектуры и культуры теперь уже независимого Казахстана.

Но тщетно. Никто не откликнулся, и «Октябрь» оказался просто брошенным и забытым. И уничтоженным.

Дом Союза архитекторов и дизайнеров Казахстана - это был капитальный, сейсмоустойчивый дом

Архитекторы остались без дома...

Другая история, связанная с очередным уничтожением исторического городского строения, вполне может характеризоваться как трагикомический казус, тоже, однако, отражающий отношение и городских властей, и новоиспеченных нуворишей, да и культурной общественности Алматы к своему прошлому и своим архитектурным ценностям.

Речь идет о здании Союза архитекторов и дизайнеров Казахстана. Возвели его в 1938 году по проекту архитектора Михаила Кудрявцева на углу улиц Казначейской (впоследствии улицы имени 8-го марта, а сейчас — улицы Калдякова) и Казыбек би (Губернаторской, потом — Советской).

Как сказано было в первоначальном описании сооружения: «Здание расположено с большим отступом от красной линии застройки улицы, на которую ориентировано протяженным главным фасадом. По границе участка проходит арык, отсекающий обширное озелененное пространство перед зданием от оживленной проезжей части центральной магистрали города. Сооружение представляет собой синтез классики и национальных приемов декора так называемого национального стиля».

В течение десятилетий в нем располагались различные советские учреждения, главным образом относящиеся к городскому хозяйству. В частности, здесь когда-то было главное финансовое управление горисполкома Алма-Аты и в нем же — ревизионный отдел. Но в начале 1990-х годов его передали Союзу архитекторов, правда, владел им по-прежнему горисполком, а позже — акимат Алматы. Получалось, что Союз архитекторов как бы занимал его. По словам председателя этого союза Сергея Мартемьянова, содержали это здание архитекторы сами и денег у акимата никогда не просили. А вот приватизировать его союзу не давали:

— Все время создавали препоны, чтобы не смог творческий союз стать владельцем этого здания. Сейчас стало ясно, почему это происходило.

«Сейчас» — это в августе 2014 года, когда это сооружение тоже уничтожили, чтобы на его месте соорудить бизнес-центр. Причем архитекторы и все, кто к ним примкнул, протестовали и пробовали за это здание бороться, писали петиции, устраивали пресс-конференции, «поднимали общественную волну» в соцсетях. Но оказалось, что здание это вообще не значилось в государственном списке памятников истории и культуры города Алматы.

Кстати, информационная обработка со стороны тех, кто решил уничтожить здание, была традиционной — его объявили ветхим и сейсмоопасным. И это, как и в прежних случаях, было ложью. Никаких документальных доказательств этому не было. А когда дом уже разрушили, на его развалинах можно было наблюдать основательность несущих колонн, переплетение арматуры толщиной в руку и прочный, обожженный кирпич. Кирпич, кстати, разбирали руками и скидывали в кузов грузовой машины. Видимо, вторую жизнь ему подарила стройка какой-нибудь дачи или загородного особняка.

Поэтому-то мы и назвали снос этого сооружения трагикомическим казусом, ведь здание занимали именно архитекторы, то есть люди, которые знают вопросы градостроительства, что называется, от и до. Кому же, как не им, отстоять свое убежище, кому же еще доказывать городским властям, что здание имеет архитектурную ценность? Получается, что (как писали журналисты в те дни): «Фактически, если дом не имеет охранной грамоты в виде таблички «памятник архитектуры», любой частник, выкупив объект, может творить с ним все, что угодно, под молчаливое согласие большинства горожан».

Хотя, как выясняется, и нахождение в списке памятников архитектуры не панацея. Есть в архитектурной истории Алматы сюжет, когда из списка памятников архитектуры в 2012 году исключили десятки объектов. Причем сделали это потому, что большинство этих самых объектов по разным причинам исчезло с лица земли — что-то снесли, а что-то перестроили до неузнаваемости, как, к примеру, здание бывшего Верненского женского училища.

Верненское женское училище в начале XX века

Когда «реставрация» равносильна сносу

По своему образу все женские училища были похожи на главные женские вузы империи — институты благородных девиц. В отличие от мужских гимназий в женских обучались в основном дочери местных чиновников и служащих. Среди предметов, которые изучали верненские благородные девицы, были Закон Божий, география всеобщая и русская, русский язык и словесность, математика, естественная история, история всеобщая и русская, физика, космография (астрономия), математическая и физическая география.

Языки и некоторые другие предметы преподавали за дополнительную плату и по желанию. Разумеется, изучали также этикет и хорошие манеры. Здание женского училища пять лет назад стало печально знаменитым, когда его, мягко говоря, безвкусно отреставрировав, превратили в заведение фаст-фуда. Стоит оно, как и сто с лишним лет назад, на улицах с теми же названиями, что и в Верном (редчайшее сочетание) — на Гоголя и Пушкина.

Но вот женское училище теперь вряд ли можно в этом здании узнать.

А вот что от него осталось в начале XXI века

Хорошо хоть, что не снесли, но это еще один случай, когда реконструкция равноценна сносу — от прежнего здания ничего не осталось. И, когда «реконструированное» здание открылось общественному взору, возмущению горожан не было предела.

Но у безразличия тех, кто за городскую архитектуру отвечает, тоже нет никаких границ. Так что история уничтожения историче- ской городской архитектуры Алматы наверняка продолжится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру