Минобр Казахстана оказался не готов к бэби-буму и его последствиям

05.04.2018 в 14:39, просмотров: 2677

Несмотря на многочисленные реформы в системе образования, такие явления, как дефицит мест в детских садах, трехсменные и аварийные школы, продолжают иметь место. В Министерстве образования и науки сетуют на высокую миграцию, прирост населения и надеются, что бизнес поможет решить эти проблемы.

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев отчитался в правительстве о реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы. В очередной раз он рассказал о переходе среднего образования на обновленное содержание. В частности, в 2017-2018 учебном году новшества внедрили в 1, 2, 5, 7-х классах, в 2018-2019 учебном году присоединятся 3, 6, 8-е классы. Также введена пятидневная учебная неделя. Ведется подготовительная работа для внедрения нулевого класса, который заработает в 2020 году, причем уже на латинице. Со следующего учебного года, как сообщил министр, планируется начать апробацию “Ќлiппе” в подготовительных группах и классах. Ведется подготовка к переходу на изучение в 10-11-х классах четырех предметов - “Физика”, “Химия”, “Биология”, “Информатика” - на английском языке с 2019 года. В 2017-м 70 тысяч учителей прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию, около 12 тысяч педагогов информатики, физики, химии, биологии - по английскому языку. C начала 2017-2018 учебного года в 153 школах начат пилот по преподаванию этих предметов на английском языке. Продолжается апробация подушевого финансирования среднего образования в 73 пилотных школах (с 2012 года в 63 школах в пяти областях, с 2017 года в апробацию подушевого финансирования включены 10 школ городов Астана и Алматы).

В сфере ТиПО разработаны новые подходы к повышению качества, доступности и престижности “серых воротничков”. С 1 сентября 2017 года по 141 квалификации запущены новые модульные программы, где предусмотрено получение до трех квалификаций. По 10 специальностям ведется преподавание на английском языке. По поручению главы государства с 2017 года в 583 колледжах реализуется проект “Бесплатное ТиПО для всех”. Размещен госзаказ на 100,8 тысячи мест, в том числе 21 тысяча по программе продуктивной занятости.

В высшем образовании для расширения академической и управленческой самостоятельности вузов разработан и внесен в мажилис парламента соответствующий законопроект. В рейтинге лучших университетов мира QS WUR в 2017 году отмечены восемь казахстанских вузов.

В сфере науки проводится работа по усилению взаимосвязи науки с реальным сектором экономики, коммерциализации результатов научной деятельности. В рамках грантового финансирования Международного научно-технического центра реализованы 12 проектов.

В целом дела в сфере образования не так уж плохи. Это подтверждают различные мировые рейтинги. Так, с помощью результатов тестирования ВОУД (высшая оценка учебных достижений) в прошлом году выявили средний показатель 39,4 балла. Правда, есть несколько отстающих регионов. Среди них Актюбинская, Северо-Казахстанская и Южно-Казахстанская области.

Несмотря на старания чиновников, в Казахстане по-прежнему не хватает детских садов и школ. Очередность детей 3-6 лет по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 25,3%. Детсады посещает 90,5% маленьких казахстанцев. При этом еще более 125 тысяч малышей ожидают своего места в дошкольных учреждениях. Самая большая очередь в Астане - 27 тысяч детей. На втором месте Южно-Казахстанская область Алматы - 25 тысяч. В Алматы не хватает 22,5 тысячи мест, в Алматинской области - 13 тысяч. По словам главного педагога страны, такие показатели сложились из-за высокой рождаемости и миграции людей в эти регионы. Чиновники признают, государственных денег на строительство дошкольных организаций не хватит, поэтому предлагают занять эту нишу бизнесу. Уже изменены требования к предпринимателям - приняты новые санитарные нормы и правила. Благодаря этому бизнес стал активно участвовать в расширении сети детсадов. В 2017 году открыто 849 дошкольных организаций, из них 717 - частные.

Не хватает в республике и школ. В прошлом году на строительство 118 школ выделено 68 миллиардов тенге, из которых 73 введены в эксплуатацию и 45 сдадут в этом году. Несмотря на это, в стране насчитывается 45 аварийных и 127 школ с трехсменным обучением. И здесь государство уповает на бизнес. В этой связи принят норматив по подушевому финансированию и созданы все условия для активного развития частных школ.

Еще одна проблема, на которую обратил внимание министр образования и науки, касается инклюзивного образования. Только в 15% детских садов созданы условия. Есть регионы, где цифра значительно ниже среднереспубликанской. Проблема заключается не только в отсутствии пандусов. Необходимо подготовить учителей, которые будут работать с детьми с ограниченными возможностями, учебники и создать соответствующие условия. Работа по всем этим направлениям сегодня ведется. В 2017 году для педагогических специальностей введен новый предмет по инклюзивному образованию.